Такое удивительное явление, как ясновидение, всем хорошо знакомо. Более того, все мы хоть раз в жизни являемся ясновидящими — когда вдруг включается интуиция, и человек знает, что вот так следует поступить, а вот так — ни в коем случае.Но может ли человек без всяких технических средств видеть то, что находится за горизонтом? Конечно же, нет, скажет каждый. И ошибется, поскольку такой уникальный случай был достоверно зарегистрирован.
Случилось это в далеком XVIII в. В 1739 г. на свет появился удивительный человек — Этьен Боттино. Прославился он тем, что научился предсказывать появление кораблей в портах без всяких приборов. Как ему это удавалось, до сих осталось неразгаданным.
Забегая вперед, скажем, что получил он прозвище, которое на современный язык можно перевести как «человек-радар». Ясновидением в чистом виде это назвать нельзя — потому что ни на что другое, кроме как на корабли, дар Боттино не распространялся.
Подробных биографических сведений об Этьене Боттино не сохранилось. На русском зыке о нем не было вообще никаких сведений до середины ХХ в., пока не была переведена книга южноафриканского писателя Лоуренса Грина «Острова, не тронутые временем». Известно лишь, что родился Боттино в маленьком местечке Шантосо недалеко от Анжу — небольшого французского городка в центральной Франции. Во время учебы в лицее у него обнаружились блестящие математические способности, благодаря которым он без труда поступил в Политехническую школу в Нанте, в портовом городе, расположенном на одной из крупнейших рек Франции — Луаре. После окончания школы Боттино пошел на службу во французские военно-морские силы и был направлен в морской арсенал в Бресте морским инженером.
Затем неожиданно для многих Этьен покинул Францию и отправился на далекий остров Маврикий, самый большой в группе Маскаренских островов в западной части Индийского океана и входивший тогда в состав Великобритании. В ту пору остров назывался Иль-де-Франс.
В Порт-Луи, в маленький французский гарнизон, Боттино прибыл в 1764 г. (по другим данным — в 1763 г.). Выражаясь современным языком, это была типичная командировка. Хотя город Порт-Луи, где размещался гарнизон, был административным центром заморского департамента, жизнь в нем отнюдь не била ключом. Скорее можно было сказать, что даже мухи там дохли от скуки. Поэтому по вечерам офицеры обычно собирались вместе, коротая время за картами и вином. Новый же инженер сторонился их шумной компании, предпочитая проводить все свободное время, сидя на берегу и глядя в морскую даль. «Он оставил во Франции любимую женщину и теперь тоскует о ней», — решили его товарищи по службе и, найдя, наконец, объяснение странному поведению Боттино, потеряли всякий интерес к нелюдимому инженеру.
Прошло всего несколько месяцев, и Боттино заставил заговорить о себе, причем на каждом углу. Он стал предсказывать, когда и какие суда придут в Порт-Луи. Поначалу ему никто не верил, но когда его предсказания начали сбываться, жители городка и гарнизонные офицеры объясняли это случайным совпадением. Тогда раздосадованный Боттино предложил офицерам заключать пари. И что поразительно — практически всегда выигрывал их. В этом была какая-то непостижимая мистика, хотя злые языки утверждали, что тут дело нечистое: не иначе инженеру помогает дьявол. Но и те, и другие ошибались.
Еще во время своего пребывания во Франции, в Бресте, Боттино в 1762 г. пришла в голову неожиданная, но, как выяснилось впоследствии, совершенно гениальная мысль, что движущийся по морю корабль при приближении к суше должен производить в атмосфере какой-то эффект, какие-то определенные изменения, как-то на нее воздействовать. Поэтому если научиться распознавать эти изменения, то по ним можно будет узнавать о подходе корабля, когда он еще находится далеко за линией горизонта. Этьен решил проверить свою теорию на практике и приступил к тренировкам. Но погода на побережье Атлантики, где расположен Брест, мало подходила для того, чтобы путем наблюдений проверить эту гипотезу. Может быть, именно желание проверить гипотезу и послужило причиной подать рапорт о переводе на солнечный остров Маврикий? Как бы там ни было, но его просьба была удовлетворена.
Полугодичные наблюдения за безоблачным небом Маврикия позволили инженеру не только убедиться в обоснованности его гипотезы, но и разработать методы загоризонтного обнаружения судов. Через некоторое время он уже мог предсказать, когда корабль зайдет в порт. Однако бывало и так, что, несмотря на предсказание Боттино, корабль в Порт-Луи все же не приходил. В таких случаях он думал, что его гипотеза ошибочна, раз случаются такие досадные ошибки, и даже почти разуверился в своем даровании. Но со временем инженер нашел объяснение и этому. Так случалось, когда в атмосфере можно было разглядеть признаки появления корабля в океане где-то далеко за горизонтом, но затем он следовал своим курсом мимо Маврикия на Мадагаскар или Реюньон.
Зато «человек-радар» научился определять число плывущих судов и даже их национальную принадлежность. Вот это совсем удивительно! Если допустить, что мельчайшие изменения атмосферы его организм мог как-то фиксировать, то угадывать национальную принадлежность по колебаниям воздуха?.. Фантастика!
В 1780 г. Боттино написал о своих удивительных способностях тогдашнему министру морского флота Франции маршалу де Кастри. Министр заинтересовался дарованием своего соотечественника, проникся доверием к необычным талантам исследователя и отдал приказ в течение двух лет регистрировать все наблюдения удивительного человека. Его интересовало, как часто предсказания сбываются.
Первое зарегистрированное предсказание Боттино относится к 15 мая 1782 г. «Человек-радар» сообщил, что к острову приближаются три корабля, которые действительно показались у берегов Маврикия 17, 18 и 25 мая. Через месяц француз возвестил, что ожидается прибытие целой флотилии, и, как всегда, не ошибся: через несколько дней на горизонте показались корабли французской эскадры, задержанные штилем.
Следующее зарегистрированное предсказание относится к 20 июля того же года. В тот день погода на Иль-де-Франсе стояла прекрасная. Боттино всматривался в даль раскинувшегося перед ним безбрежного океана, а сотни любопытных глаз вглядывались в него. Вот он, как бы очнувшись, сделал несколько шагов и громко прокричал: «Вижу, вижу их! Через пять-шесть дней они войдут в порт!». Довольные зрители в предчувствии скорых встреч стали расходиться. И действительно, через несколько дней на горизонте появилась французская эскадра. Правда, не через пять-шесть, а через девять — ее снова задержал в пути штиль.
Но однажды его чуть не обвинили в шарлатанстве, когда «человек-радар» объявил, что в океане скоро покажется целых пятнадцать судов. Но они так и не показались на горизонте. Над Боттино уже начали было насмехаться, особенно злорадствовали его недоброжелатели и туча завистников. Но вскоре им пришлось проглотить языки, так как позже выяснилось, что Этьен не обшибался — просто адмирал эскадры, в которой на самом деле было ровно пятнадцать кораблей, решил не заходить на Маврикий и отправился в Индию.
После таких удивительных прогнозов Боттино стал необычайно популярным человеком на Маврикии. И он немедленно решил воспользоваться своим успехом. За открытие тайны своего дара Этьен потребовал от губернатора острова Ле Бриллена 100 тысяч ливров и ежегодную пенсию в 1300 ливров за то, что с 1778 по 1782 г. он предсказал приход 575 судов за несколько дней до их появления на горизонте. Однако губернатора вовсе не воодушевила идея француза. Он был очень ограниченным человеком, и открытие Боттино казалось ему колдовством. И денег, соответственно, не выделил. Подобострастные его приближенные принялись всячески высмеивать «шарлатана-колдуна».
«Эти люди, — писал Боттино, — в действиях которых нет проблеска мысли, не верят ничему, сомневаясь во всем, все подвергают сомнению, говоря, что я — шарлатан, а того, что я делаю, не может быть. Я вынужден жить среди этого сброда, тупых и жестоких людишек, погрязших в рутине, в штыки воспринимающих любое открытие и даже новость, хотя бы на йоту выпадающие из их собственного примитивного понимания мира…».
Доведенный до бешенства насмешками одной из чиновничьих крыс, когда ходил по кабинетам чиновников и доказывал всю практическую пользу от своего открытия, Этьен дал ему отпор, и по распоряжению губернатора был отправлен на Цейлон (Мадагаскар), где претерпел жестокие лишения и едва не умер с голоду.
Кстати, факт ссылки Боттино на Цейлон историки раскопали совсем недавно. Жил он на Цейлоне недолго, и там его видел один из редакторов книги «Новая биография современников», вышедшей в 1827 г. В 3-м томе обширного труда говорится, что Боттино изучал на Цейлоне основы гипноза в так называемой школе животного магнетизма и общался с индусами, которые «могли творить чудеса» (из воспоминаний самого Боттино).
А вот что он писал о себе: «Уважаемая публика может вспомнить о моих опытах, проделанных в июне 1793 г. при большом скоплении народа, а также организованных «Сосьете попюлер» города Порт-Луи в мае 1784 г. Это вовсе не уберегло меня от нападок отдельных лиц, а именно: надо мной насмехались тогда, когда я предсказывал наличие судов неподалеку от острова, а они вовсе не приходили. Разгадка проста: они направлялись не на наш остров!»
Спас Этьена Боттино новый губернатор Маврикия, Суйяк. В отличие от прежнего тупого предшественника, новый губернатор серьезно отнесся к загадочной деятельности Боттино, вернул его на прежнее место службы и предложил ему регулярно передавать свои прогнозы в губернаторскую канцелярию.
Боттино теперь совершенно не сомневался в своем таланте, который развил путем многочисленных экспериментов, и был уверен, что совершил настоящее открытие. Поэтому Боттино решил попытать счастья дома, во Франции. Суйяк написал Боттино рекомендательное письмо к маршалу де Кастри, в котором писал, что Боттино в состоянии установить приближение кораблей к острову за 300, 400 и даже 600 морских миль, и прибавил, что вот уже в течение пятнадцати лет он регулярно предсказывал появление судов за три-четыре дня до их прибытия.
Отправившись на корабле во Францию, Боттино, кроме письма, имел при себе сертификат начальника инженерной службы острова Маврикий, свидетельство генерального адвоката острова Маврикий, генерального морского комиссара в Порт-Луи, заключение адмирала Суфрена, подтверждающие достоверность его поразительных прогнозов и большую ценность наускопии. «Наускопией», или морским видением, Боттино назвал то, чем он занимался, — от греческих слов naus — «корабль», и skopein — «видеть».
Во время плавания Этъен обнаружил, что, находясь на корабле, он тоже может определять расстояние от корабля до земли и других кораблей в океане до того, как они появлялись в поле зрения. Так, он угадал появление 27 встречных судов. Боттино дважды спасал свой корабль «Фиер» от гибели. В первый раз он предупредил капитана, что до земли, не различимой невооруженным глазом, осталось не более 30 лиг (лига морская — единица длины в Великобритании, равна 5,56 км). «Капитан сказал, что этого не может быть, — писал Боттино. — Однако, внимательно просмотрев навигационные расчеты, вынужден был признать, что в них вкралась ошибка, и тотчас изменил курс. (Впереди оказалась не земля, а рифы. — О.Б.) На протяжении пути я определял землю трижды, один раз на расстоянии 150 лиг».
Во второй раз капитан изменил курс, когда Боттино предупредил его, что навстречу идут корабли английских корсаров.
Франция встретила «человека-радара» прохладно. Боттино добивался встречи с министром морского флота, но аудиенция так и не состоялась. Очевидно, постарались недоброжелатели с Маврикия. Помешала Ботино и политическая обстановка в стране: монархия доживала последние дни, надвигались грозовые тучи Французской революции и властям было не до «трюков» малоизвестного исследователя. А пока Боттино всячески развлекал гаврскую публику, заключая пари на заблаговременные предсказания о дате прибытия кораблей в порт.
Пресса обозвала его шарлатаном и чернокнижником, многие показывали на Боттино пальцем и смеялись.
Но не все газеты оказались настолько недальновидными. Чуть позже, в 1785 г, во французской газете «Меркюр де Франс» были опубликованы «Выдержки из воспоминаний Этьена Боттино о наускопии».
Судя по сообщениям печати того времени, способностями колониального инженера заинтересовался один из вождей якобинцев, Жан-Поль Марат, который помимо издания газеты «Друг народа», призывавшей к свержению монархии, как раз тогда писал трактат по физике (Марат занимался исследованиями в области оптики). Но встретиться им, видимо, все же не удалось. Но Марат написал письмо своему другу Дали в Лондон. И хотя сам Марат довольно скептически относился к открытию Боттино, в своем письме он написал, что «нельзя пренебрегать свидетельствами сотен людей, сертификатами, которые Боттино получил от официальных лиц высокого ранга», и выражал надежду, что в Англии будет сделана беспристрастная оценка его открытия.
Боттино загорелся идеей поехать в Англию, он надеялся, что уж в этой-то морской стране по достоинству оценят значение наускопии. К сожалению, по различным причинам поездка Боттино туда не состоялась.
В 1793 г. Этьен покинул полыхающую в огне революции недружелюбную Францию и вернулся на ставший родным Маврикий. Там он продолжил удивлять людей своими предсказаниями.
Позже он служил на Реюньоне, затем снова на Маврикии. В конце своих «Воспоминаний о наускопии» Боттино писал: «Я стал очередной жертвой колониальной рутины на далеких, забытых Богом и наукой островах, которые страдают от деспотизма чиновников. Если раздражение и разочарование станут причиной моей кончины, прежде чем я смогу объяснить свое открытие, то мир лишится на некоторое время знания об искусстве, которое сделало бы честь XVIII веку».
Мир не получил этих знаний. Этьен Боттино умер на острове Маврикий 17 мая 1813 г. в возрасте 74 лет, так и не открыв своей тайны.
Тем не менее на Маврикии у Боттино нашлись последователи. 22 ноября 1810 г. житель Панплемусса, некто Фейяфе, который работал прежде у Боттино, обнаружил, по его утверждению, английский флот, направляющийся к острову. Позже Фейяфе отчетливо распознал на северо-востоке скопление судов, которые двигались в сторону острова Родригес, но не смог определить точное их число. Он продолжал наблюдения и убедился в своей правоте, когда флот подошел ближе, хотя и не появился еще на горизонте.
Фейяфе отправился в Порт-Луи. «Через 48 часов, — заявил он, — мы увидим английский флот». В городе вспыхнула паника. Фейяфе «по причине распространения ложных слухов» посадили за решетку, однако на всякий случай послали судно к Родригесу — узнать, что там происходит. Но было уже поздно. 26 ноября сначала 20, а затем еще 34 корабля Британского королевского флота появились у берегов Иль-де- Франса… Фейяфе освободили лишь после взятия острова англичанами. Маврикийский историк Пьер де Сорнэ считает, что Фейяфе был, вероятно, единственным, кого обучил Боттино своему удивительному мастерству.
Сведения о загадочном таланте Боттино содержатся и в «Секретных мемуарах, служащих для освещения истории Республики с 1764 года до наших дней». В 12-м томе этой своеобразной летописи Франции XVIII в. имеется запись от 30 апреля 1785 г.: «Месье Боттино, старый служащий Ост- Индской компании на островах Иль-де-Франс и Бурбон (Реюньон — О.Б.), только что опубликовал записку для правительства, в которой настаивает на том, что нашел физический метод обнаружения кораблей на расстояниях до 250 лье (лье морское равно 5,556 км). Он открыл его около двадцати лет назад; … стал заранее сообщать о приходе судов, их числе и удалении от берегов… Одним из самых впечатляющих его результатов было предсказание появления английского флота, в том числе корвета и фрегата, подошедших два дня спустя. Этот факт упоминали офицеры и адмиралы, бывшие в то время на островах».
А вот запись от 28 июля 1785 г.: «Боттино в одном из писем объясняет свои феноменальные способности тем, что он окончил школу животного магнетизма в Коломбо, где жил и общался с индусами, которые могут творить чудеса. В Париже над способностями Боттино посмеялся граф М. де Сепор, высмеивавший вообще всех гипнотизеров». Между тем факты предугадывания Боттино прихода или близкого прохождения судов подтверждались в конце XVIII — начале XIX вв. газетными сообщениями и записями в судовых журналах.
Что же за дар был у Этьена Боттино? Сам он своей тайны так никому и не раскрыл — не считая Фейяфе и, по некоторым сведениям, еще одного человека, да и то не полностью. Но на Маврикии сохранилось его письмо Марату, в котором, в частности, говорится: «Судно, приближающееся к берегу, производит определенное воздействие на атмосферу, в результате чего приближение может быть выявлено опытным глазом, прежде чем корабль достигнет пределов видимости. Я пробыл на острове всего шесть месяцев, когда убедился в своем открытии, и оставалось только набраться опыта, чтобы наускопия стала подлинной наукой».
Среди оставленных Боттино документов есть и объяснительная записка, в которой имеется следующее пояснение: «Дальновидение» не является результатом какого-то обостренного чувства — необыкновенной зоркости или интуиции. Оно связано с наблюдением за горизонтом, где можно обнаружить определенные атмосферные или метеорологические явления, ставящие в известность о приближении судов или земли.
Нужно только уметь отличать их от облачности и других атмосферных образований. Моим предсказаниям благоприятствовали чистое небо и ясная атмосфера, которые большую часть года господствуют на Иль-де-Франс».
Современные ученые выдвигали много гипотез, объясняющих удивительный и загадочный феномен Этьена Боттино. Согласно одной из гипотез, такое поразительное предвидение Боттино связано с миражами, столь частыми на море. Иногда, когда нижние слои воздуха охлаждены, а верхние прогреваются солнцем, на границе между ними образуется «воздушное зеркало». Вот оно-то и отражает очень далекие предметы, скрытые за горизонтом. Нужно только уметь «прочитать» эти зачастую слабые и неясные отражения. На Маврикии благоприятные погодные условия бывают особенно часто.
А то, что такие «зеркала» существуют, подтверждает хотя бы «эффект Новой Земли». В 1595-1597 гг. для поисков северо-восточного пути из Европы в Индию, Китай и Японию была снаряжена экспедиция. Ее руководитель, Виллем Баренц, вел дневник, куда вносил различные замеченные им природные явления. Среди прочего есть и описание зимовки на Новой Земле. В нем говорится о том, что за две недели до окончания полярной ночи зимовщики увидели на черном небосводе… солнце.
Это явление неоднократно наблюдалось и позже в Антарктике и Арктике. Объяснить его можно только наличием «воздушного зеркала».
Да и не только на море наблюдалось похожее явление. Французский астроном Камил Фламмарион в работе «Атмосфера» пишет о страшной фата-моргане, которая явилась жителям бельгийского городка Вервье 15 июня 1815 г. — по воздуху мчалась кавалерия, беззвучно палили пушки, двигалась в атаку пехота. В тот день в 105 км от Вервье начиналась битва при Ватерлоо…
Но эта гипотеза не выдерживает критики, потому что вовсе не перед каждым событием, а уж тем более не перед каждым кораблем возникает «воздушное зеркало» или фата-моргана. Но если допустить, что перед каждым, то почему ничего подобного не видел больше никто?!
Следующая гипотеза не исключает, что Этьену Боттино помогали и так называемые «облака-вестники», которые довольно часто наблюдаются в пустыне Сахара. Исконные жители тех мест — туареги — при появлении на обычно чистом горизонте маленьких продолговатых облачков знали, что скоро к ним придет караван. И действительно, через несколько часов он появлялся из-за барханов. Так что вполне вероятно, что такой эффект есть и на море, только о его существовании никто не знает, или он настолько тонок, что обычные люди просто не улавливают его? Вполне вероятно.
В подтверждение этой гипотезы «работает» и такой факт. При изучении фотографий океана, полученных из космоса, внимание специалистов привлекли два снимка. На одном был ясно виден пассажирский пароход, за которым тянулся длинный бурунный след. На другом снимке, сделанном на следующем витке, судна уже не было видно, но на его месте оказалась цепочка облаков, точно повторяющих путь корабля.
Скорее всего, Боттино был прав — атмосфера реагирует на прохождение судов. Благодаря постоянной тренировке, он научился различать на небесах даже самые слабые «отображения» реальных судов, находящихся далеко за горизонтом, и знал, в какое время суток атмосфера наиболее благоприятна для наблюдений. Появление «облаков- вестников» и скорость их перемещения позволяли ему довольно точно делать свои предсказания.
Однако здесь есть весьма существенное «но». Этьен Боттино делал свои прогнозы не только на солнечном острове Маврикии, но и в порту Гавра, где обилие облаков должно было бы смазывать картину. Однако он и там почти не ошибался.
Второй вопрос, который волнует думающих ученых: как же Боттино мог узнавать, под флагом какого государства идет судно? Официальная наука и на этот вопрос дала ответ! Якобы все дело в том, что корабли каждой страны отличались по форме и мореходности. Обостренный взгляд и натренированность «человека-радара» помогали ему распознавать и такие нюансы.
В принципе, это объяснение, хоть и «притянутое за уши», может иметь место. Во только одно «но» мешает с ним согласиться: довольно часто корабли, построенные в одной морской державе, ходили под флагами других морских держав.
Недавно появилась еще одна гипотеза, объясняющая феномен Боттино. Она опирается на то, что некоторые люди могут контактировать с глобальным информационным полем, в котором содержатся сведения обо всем, что когда-то происходило, происходит и будет происходить в будущем. Причем такое «подключение» происходит лучше, когда экстрасенс находится в трансе. Вполне возможно, что Боттино, созерцая бескрайние просторы океана и думая о кораблях, впадал в такое состояние, которое позволяло «считывать» приходящую к нему информацию. Зная коварство морской стихии, он делал поправки на ветер и вычислял, когда реально корабли могут прибыть в порт. Отсюда и возникающие иногда ошибки.
Ссылки же на «атмосферный характер» предсказаний Ботино делал, скорее всего, потому, что его обвиняли, будто свои феноменальные способности он приобрел в школе животного магнетизма. А это грозило привлечением его к ответственности за общение с нечистой силой — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Другая гипотеза утверждает, что феномен Этьена Боттино — предмет для изучения с точки зрения биолокации, которой обладают многие животные.
Согласно еще одной гипотезе, у Боттино был узко выраженный дар ясновидения, точнее, дальновидения. Это объяснение тоже может иметь место, вот только в истории не зафиксировано больше ни одного случая, когда дар дальновидения выражался действительно так узко.
Как бы там ни было, когда уставший и измотанный «человек-радар» Этьен Боттино скончался, он забрал тайну наускопии с собой в могилу. Но на Маврикии местные жители до наших дней помнят гору Монтань-Лонг, на которой вел свои опыты Этьен Боттино — «человек-радар».
О.Буланова
22 августа, 2019 - 8:41 пп
у Боттино был узко выраженный дар ясновидения, точнее, дальновидения.
6 июня, 2021 - 12:59 пп
Человек может многое научиться делать