Велемудр » Blog Archive » Поговорим о Кощее Бессмертном

Поговорим о Кощее Бессмертном

Опубликовал: welemudr     Категория: Веды-наука-познания

Изображение взято из интернета

Все мы с вами знакомы с этим персонажем. Это злодей из детских сказок, который похищал красавиц. Мы представляем его тощим и злым стариком. Но стоит отметить, что Кощей это не просто сказочный герой. Ему отведено отдельное и важное место в славянском языческом пантеоне богов.

Вопрос об этимологии его имени вызывает кучу споров среди исследователей. Одна из таких версий говорит нам о том, что имя «Кощей» происходит от слова «кощунить» колдовать, толковать веды. Уже позднее появилось и слово «кощунство» надругательство над святыней. Мы видим яркий негативный окрас данного слова. Но не стоит забывать и то, что многие понятия стали носить отрицательный характер именно после прихода христианства. Поэтому справедливым будет сомнение по поводу одностороннего описания данного персонажа. Не исключено, что кощунами/кощеями были те, кто занимались колдовством.

Из Библии:

Притч 21:24 …Надменный злодей – кощунник имя ему

Притч 24:9 …и кощунник – мерзость для людей.

Притч 19:25 …Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным

Притч 22:10 …Прогони кощунника, и удалится раздор,

Притч 3:34 …Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным даёт благодать.

Владимир Иванович Даль считал, что имя Кощей/Кащей происходит от слова касть. Родство с таким словом подчёркивает лишь отрицательные черты персонажа:

КАСТЬ

жен. , сокр. из капость, пакость, мерзость, гадость, скверна; паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь, сметье, смотки;

| твер. мышь, крыса, гад;

| архан. грязь, распутица:

| южн. негодные остатки на бойнях;

| твер. , пск. порча, прокуда, вред, убыток. Если касть и одного корня с кость (напр. кащей и кощей, кастеря и костеря, в заговорах: все кости и пакости), то в производных, эти две ветви должны различаться. Кастный пск. , твер. кастной вост. кастливый пск. , твер. пакостный, гадкий, мерзкий, скверный, поганый, нечистый. Кастный гад, мышь. Кастить, грязнить, гадить, пакостить; марать, сорить; бранить, ругать кого, сквернословить.

| Испражняться, особ. о больном или о ребенке. Кастеня ср. кастенок муж. , новг. , пск. бранное мерзкий ребенок, пакостник, нечистый, который не просится.

Даль. Словарь Даля. 2012

Изображение взято из интернета

В старых сказках Кощей/ Кащей могуч и силён, но в более поздних появляется образ худого старца, возможно, это связано с тем, что исследователи начали видеть связь имени со словом кость, не замечая разницы между кащ и кощ (Франц Ксавер Миклошич, Макс Юлиус Фридрих Фасмер). Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Николаевич Торопов вообще увидели связь слова с тюркским Košči – пленник. Эту версию настойчиво отрицал академик Борис Александрович Рыбаков. Я отмечу, что современное правописание допускает лишь один правильный вариант Кощей, хотя ещё в дореволюционном варианте текста поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин пишет это имя через а и с большой буквы: «Там царь Кащей над златом чахнет».Изображение взято из интернета

Более подробно о происхождении имени Кащей вы можете прочитать на сайте.

Но почему же царь?

И здесь нельзя проигнорировать значение данного имени на санскрите, ведь, возможно, именно в нём кроется правда. В санскрите есть слово, близкое по звучанию имени Кащей:

काशि kāçí (кащи)

1. m.

1) солнце

2) nom. pr. царь, родоначальник правителей страны Каши

3) горсть

4) pl. потомки царя Каши

5) pl. назв. народа страны Каши

2. f. назв. города и места паломничества, сов р. Варанаси

Изображение взято из интернета

Существуют также предположения, что Кащей — это Кашьяпа (कश्यप kaśyapa), мудрец, создатель гимнов в ведийской мифологии.

Эти два последних предположения не противоречат тому факту, что Василиса Премудрая была дочерью Кощея. (Василиса- греч.»царица«)

Кощей или, быть может, Кощеи отвечали за равновесие в этом мире. Кощей не мог быть богом смерти, так как таковой была богиня Мара. Кощеево Яйцо – это не что иное, как прообраз нашей Вселенной. Сломав его, перестанет существовать физический мир. В сказках Кощей был повержен, но ни разу не убит и именуется как Бессмертный.

С приходом христианства день поклонения Кощею у славян превратился в Касьянов день и имел демонический характер (29 февраля).

Образ Кощея действительно очень сложен и многогранен. Есть версия, что Кощей — это сын Чернобога, брат Вия и Змея Горыныча. Он повелитель мёртвых душ и чернокнижник. Но сказать, что есть истина, а что ложь, в настоящее время достаточно трудно, так как до нас дошла лишь малая часть наследия наших предков. По сей день исследователи данного вопроса разделяются во мнениях и каждый из них выдвигает свои предположения.

А что вы думаете по данной теме? Пишите в комментариях.

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: ,

4 комментария на “Поговорим о Кощее Бессмертном”

  1. welemudr сказал:

    Кощей выполняет свою и очень важную функцию в нашей вселенной, но об этом чуть позже.

  2. Веста сказал:

    Кощей очень загадочная личность, но онем мало свелкний

  3. Dzhaksimovafep сказал:

    В нашей вселенной ничего нет лишнего, значит и Кощей для чего то нужен.

  4. Тимар сказал:

    Кощеи очистители вселенной