Велемудр » Blog Archive » 27 сентября Змейник (Вздвиженье). Какие обряды в честь осеннего Змейника?

27 сентября Змейник (Вздвиженье). Какие обряды в честь осеннего Змейника?

Опубликовал: welemudr     Категория: Казаки

27 сентября будет особый день для тех, кто почитает Велеса как Бога Мудрости и Магии.

Это Змейник — день, когда Бог Велес, по преданиям, собирает своих потворников-змей и проявляет свою магическую силу в нашем Мире. Вы занимаетесь магической практикой? Самое время обратить к Нему свой взор — сделать обряд на защиту от недоброжелателей и магического нападения.

По христианскому календарю 27 сентября совпадало с праздником Воздвижения Креста, но народ, сохранивший старую веру, трактовал название дня по-своему, памятуя о том, что и на Змеевик приходилась эта дата. «Воздвигать» звучит почти как «двигаться». Вот и объясняли это тем, что змеи «сдвигаются» в одно место, уходят под землю. Наши предки подмечали, что на этот праздник пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неизвестные теплые края, а с ними улетают и ласточки. По этой причине люди на весь день тщательно запирали ворота, калитки и двери, чтобы ползущие в Вырий гады, по ошибке не заползли во двор, да и в лес на Воздвижение старались не ходить.

Существовало поверье, что на праздник Змейник  нельзя начинать никаких важных и значительных дел, потому что все начатое в этот день или будет бесполезно и безуспешно, или завершится полным провалом.

Этот день был опасным для походов в лес не только из-за змей, но и из-за оборотней, леших и другой лесных духов. По легенде, лешие собирали в одном месте подвластных им зверей для осмотра перед наступающей зимой. Встретившемуся им человеку они могли причинить вред.

Кроме леших, этот день был важен и для овинника – духа, который живет в овине и принимает облик хозяина дома. 27 сентября отмечались «овинные именины». Овин в этот день топить не разрешалось. Молотильщики тоже не работали. Если в овин уже были наложены снопы, то хозяин делал вид, что разгружает его, вынимая два верхних снопа. Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце, и на ночь оставляла угощение овинному хозяину.

Третья встреча осени – «Капустник»

С этой даты начинался черед веселых осенних вечеринок – «капустниц», «капустников», которые длились две недели. Справляли их не только жители сел и деревень, но и горожане. Девушки, одевшись в цветные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить. Холостые мужчины высматривали себе невест.

Вечером, когда была порублена капуста, начиналось настоящее веселье, приводившее довольно часто к свадьбам, игравшимся на Покров. Чтобы покорить сердце понравившегося парня девушки читали специальный заговор.

На такие вечеринки приглашали соседок и знакомых. Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев. Для гостей варили пиво и пекли пироги. Вечер заканчивался песнями и плясками.

Обряды

Какие обряды были в день Змеевика? Прежде всего, принимали предосторожности – запирали ворота, двери и окна, чтобы змеи, массово перебирающиеся в места зимовки, ненароком не вползли во двор или в дом. Также считалось, что с осеннего Змеевика змеи теряют способность кусаться, перестают быть опасными для человека, ведь если нарушит какая гадина этот запрет, то и не пустят ее на зимовку, предстоит ей ползать по земле вплоть до морозов.

А где же это загадочное место, где скрываются змеи и куда может попасть нарушивший запрет ходить в лес в день Осеннего Змеевика? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понять, как же воспринимали этих существ славяне, почему они относились к ним со страхом, смешанным с уважением.

Обряды, связанные с именем Бога Велеса

В соответствии с мифами славян, змея – «пособник» одного из самых могущественных, мудрых и загадочных богов нашего пантеона – Велеса. Он способен странствовать между тремя мирами Нави, Яви и Прави, прозревать грядущее, прошлое и настоящее, управлять событиями во всех этих сферах.

Велес также связывается со стихией воды. А змеи – это не только его верные спутники и помощники, но и одно из его излюбленных обличий. До сих пор сохранились сказки, песни, в которых говорится о многоголовых летучих змеях, летающих на перепончатых крыльях по небу, испепеляющих своим огненным дыханием всю округу, похищающих людей.

Такие змеи также могли стеречь сокровища и богатства, поэтому бог Велес также связывался с земным благополучием и изобилием. Многие исследователи-этнографы, например, Е. Левкиевская, И. Сахаров, приводят немало быличек о том, какие обряды были посвящены «огненным змеям» или «маньякам», навещавших вдов или надолго разлученных со своими супругами женщин. Прежде всего, это приманивание этих существ блюдечком молока, оставленного перед дверью.

Обряды связанные с Предками

Отсюда и другая ипостась змей – не только летучих, но и ползучих – для наших предков они были олицетворением людей умерших, да не всяких, а тех, кто ушел «до срока». Славяне крайне большое значение придавали и тому, как умер тот или иной человек.

Смерть от естественных причин – старости или болезни – считалась «правильной». Тот, кто так умер, не мог причинить вреда живущим, и становился духом-покровителем, «чуром». А те, кто трагически погиб во цвете лет, не «изжив» своего века, а тем более, покончил жизнь самоубийством, был убит или проклят, делались вредоносными духами. Ведь их даже не пускали в Навь, им приходилось находиться у границы ее с Хаосом. А души их принимали облик «навий» – злых духов, гадюк, стерегущих эту границу. Это отношение к змеям и определяло то, какие обряды проводили в этот день. Очищающие костры, зажигаемые в этот день, призваны были отгонять злых духов и привлекать духов Предков.

Летучий огненный змей, соблазняющий женщин, нарушивших запрет чересчур кручиниться и тосковать по умершему или уехавшему мужу, а также девиц, не сохранивших невинность до брака, и, в конце концов, убивающий их, тоже был разновидностью «навьи». Подтверждение этому находится.  Сахаров отмечает, что люди связывали с огненными змеями падающие звезды, называя их «маньяками». «Со страхом уверяли, что это блуждают проклятые люди, что они слоняются с места на место до тех пор, пока не будут прощены…» – пишет он в «Сказаниях русского народа».

Какие обряды были посвящены праведным змеям?

Но были и иные змеи, «чистые» и «праведные», помогающие Богу Мудрости и Тайного Знания в его делах. Про них ходили совершенно иные приметы, им посвящали обряды и ритуалы.

Вообще же, образ змея – один из самых сложных и неоднозначных в нашей мифологии. А. Гура в своем труде «Символика животных в славянской народной традиции» отмечает мотивы оборотничества, возможности превращения людей в змей и наоборот, упомянутых в народных поверьях.

Так, у южных славян повсеместно ходили легенды о способности гадюк превращаться в девушек. Тот же автор указывает и на известный факт, что змеи, подобно своему покровителю Велесу, могли перемещаться между тремя мирами, а также влиять на события Яви, например, на смену погоды. Кстати говоря, такое же свойство имели и души предков.

Так как змея всегда связывалась со стихией воды, то она могла вызывать и останавливать дождь и град. В.И. Даль указывает такое поверье: если убить змею и подвесить ее на березу, то начнется дождь. Однако она же может иссушать растения и травы, так как отчасти наделялась «огненными» свойствами.

Много где был распространен обычай держать «домовую змею», которую подкармливали молоком. Она связывалась с умершими предками – если не напрямую считалась воплощением души кого-то из них, то была посредником для связи с ними. У болгар даже считалось, что увиденная близ чей-то могилы змея является душой похороненного в ней человека.

Какие обряды связывались с «царём змей»?

Были приметы и сказки о «царе змей». Считалось кое-где, что 27 сентября, в Змеевик, происходит коронование нового царя или царицы. В представлении славян, такой повелитель змей увенчан золотым венцом с драгоценностями. Ему подчиняются все остальные змеи, он наделен особой силой, живет в скалах или на болоте, а то и под особым камнем. Часто этот повелитель сближался с самим Велесом.

Считалось, что в особые дни, как, например, осенний Змеевик, царь змей собирает своих «подданных», раздает им приказания, спрашивает их, как они лето провели. Ходили и легенды об «особых» змеях, многоголовых, крылатых, необычайно больших. Считалось, что происходят они от обычных змей или от других похожих животных.

Чаще всего верили, что какой-то срок змея должна провести совсем в глуши, где не слышно ни голоса человечьего, ни звона колокольного, прежде чем стать чудовищем. Срок мог быть и семь, и все сорок лет. Змеям также свойственна особая живучесть – по легендам, даже разрубленная напополам гадюка может срастись, либо ей на помощь придут другие змеи.

Какие обряды поддерживались суевериями?

На покровительские, охранные функции змеи указывают и суеверия: «Змея со двора – быть беде, а во двор – к радости». В Архангельской губернии верили, что змея в селе или в крестьянском дворе – это «дворовой», воплощение духа-хранителя дома. Такую змею нельзя убивать, иначе начнется череда несчастий. С. Зечевич, исследователь поверий южных славян, связывал культ домовых змей с культом умерших предков. Он также отмечает, что домовые змеи часто белого цвета, в славянской символике считающегося цветом Нави, иного мира. Многие считали ее вообще невидимой, открывающей свой истинный облик лишь тем, кому суждено умереть.

В целом, змеи также считаются хранителями кладов, сокровищ подземных, что отражено и у П. Бажова, в его сказах, которые он написал на основе устных «быличек» уральских рабочих. Даже богатства могут принимать образы змей, а ловкий и знающий этот секрет человек, убив такую змею, мог увидеть, как она превращается в россыпи золота и драгоценных камней. Летучие, крылатые змеи также могут указывать на клады.

Змея, однако, может и по другому помочь человеку. Так, змея может указать на место произрастания «живой воды», или чудесной «разрыв-травы», способной открывать все замки и запоры. Поморы верили, что змея держит такую траву во рту. Если змею съесть, то, согласно собранным А. Афанасьевым сказкам, можно научиться понимать язык трав и зверей, стать знахарем и Ведающим, ведь сила Велеса, повелителя Магов, передается таким образом человеку.

Сила змеиная передается и рожденному от связи человека и змея; опять же, летающие, огненные змеи здесь имеют двоякое толкование. Если это «маньяки», порождения Хаоса, души нечестивцев, то потомство от такой связи или недолговечно, или вовсе не рождается. Но если огнедышащий змей – сам Велес, то тогда на свет может появиться и настоящий богатырь, как Волх Всеславович, рожденный от змея и княжны Марфы Всеславьевны, зачавшей сына, наступив на змею. Сам он и побеждает змея.

Итак, день Змеевик – это не только «проводы» змей до будущего лета, но и тот день, когда почитали посланцев Велеса, проводников между миром Яви и Нави, наделенных особой силой. Недаром в славянских мифах о Велесе есть и змеи, поддерживающие Навь, мир Предков, и битва со Змеем Горынычем.

Вот какие обряды проводили в этот день — костры, чтобы отогнать злых духов, сжигание листьев, выставление молока для привлечения добрых змей, потворниц Великого Велеса! Недаром так много украшений с образом змеи, не только у древних славян, но и в настоящее время. Мы интуитивно чувствуем связь этого странного существа с другими мирами!

А какие обряды будете проводить вы?

Другие обряды и обереги, обращенные к Богу Велесу, можете посмотреть в нашей подборке.

Добра и счастья, Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная Cказка»

Источник

 571 total views,  2 views today

4 комментария на “27 сентября Змейник (Вздвиженье). Какие обряды в честь осеннего Змейника?”

  1. welemudr сказал:

    Почитать бога Велеса нужно всегда, ведь он наша защита и опора от недоброжелателей и магического нападения.

  2. starover сказал:

    Велес в этот день посылает нам необходимую для дальнейшей жизни информацию. Надо только понять ее.

  3. zlata сказал:

    Так же в этот день нужно помянуть и предков. Весть от них это большая благость.

  4. welemudr сказал:

Оставить комментарий