Громницы (Сретенье) — день народного календаря у славян, приходящийся на 15 февраля. В народном календаре этот день считался сезонной границей: у восточных и западных славян обычно отмечалась середина зимы или первая встреча весны, у южных славян — граница зимы и весны.
Другие названия праздника
Руск. Стретенье, Сустретьев день, Стретенские морозы, Стретенские оттепели, Зимобор, Громница ; Белор. Грамніцы, Грамнічнік, Стрэчанне, Устрэціньне; Полес. Вшестье; Болг. Зимна Богородица, Миши празник; Серб. Сретен и Обретен, Средозимци; Хорв. Svitlomarinje, Svijećnica; Словен. Svečnica; Польск. Gromnice, święto Matki Bożej Gromnicznej, święto Ofiarowania Pańskiego, Matka Boska Niedźwiedzia; Словацк. Obetovanie Pána; Чеш. Hromnice, Svátek sviček.
Русские обряды
В Красненском районе Белгородской области гуляли по улице и пели песни «Молодка», «Деревня» и другие. В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов ходили к трём колодцам набирать воду. Эта вода считалась целебной. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей. «Вода, освящённая на Сретенье, признаётся равносильною крещенской, потому что это — день встречи зимы с летом».
Дети вечером перед сумерками где-нибудь на пригорке первый раз негромко заклинают солнышко: «Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, вёдрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу — ведьму зиму?». Если заклинаемое «солнышко-вёдрышко» и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет — ожидай ещё «власьевских» морозов.
Распространён был на Руси символический обряд продажи ребёнка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребёнка родителям, она говорила: «Живи на моё счастье». На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребёнка «привязывают» к жизни.
В ночь со Сретения на Починки опасались домового. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может «заездить коня». Также распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.
Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая.
Белорусские обряды
«Стреченье». Белорусская монета
Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. Вот несколько белорусских поговорок: «Громницы — скидай рукавицы», «На громницы напьётся петух водицы», «Громницы — половина зимицы».
По утверждению В. А. Василевича, праздник сохранился с Ведических времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику — Богу Перуну, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди.
Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» (белор. Стрэчаньскія Дзяды) — поминали своих предков. Смоленские белорусы в тот день недели, в который был этот праздник, в течение всего года не снуютъ основ, чтобы не встретиться с волками.
К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков (полметра).
В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие».
В это день совершалось малое водосвятие. В народе особенно ценилась крещенская и сретенская освещённые воды.
На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками.
Малороские обряды
Малоросы и в некоторых местах русские на праздник Сретения освящают воду. Освящённая сретенская вода считается лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого «присрета» (т.н. сглаз).
Чешские обряды
Праздник Громнице (чеш. hromnice) у чехов и словаков связан с традицией святить свечи (чеш. и словацк. hromnicky). День этот называется ещё и праздником свечей (чеш. svátek sviček).
Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом. Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно.
Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» (чеш. na Hromnice o hodinu více). Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. По чешским поверьям: «На громницы должен жаворонок пискнуть, даже если должен будет замёрзнуть» (чеш. Na hromnice musi skrivan vrznout, i kdyby mel zmrznout).
С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды .
Польские обряды
Считалось, что Громничная Богородица и «громничная свеча» защищают от волков.
Раньше 15 февраля повсеместно в Польше отмечали праздник матери Богородицы Громничной (польск. Matki Bożej Gromnicznej). Само название праздника говорило об ожидании весны с её первыми грозами. Светили свечи — громницы. Во время грозы такую свечу зажигали и ставили на окно для защиты от удара молнии. Детям, а в старину и взрослым, такой свечой подпаливали волосы с четырёх сторон головы, чтобы они не боялись грома. Детям прижигали волосы и для того, чтобы не боялись волков. Свечу, обвязанную прядью льна, святили, считая, что это способствует хорошему урожаю льна. В этот день гадали о будущем урожае: «Если на Громницу ясно, в амбаре будет тесно» (польск. Jak nа gromnice jasno, w stodołach ciasno); пасмурная погода предвещала хороший урожай мёда. Дымом от громничной свечи изображали на дверях избы или на потолочной балке крест, чтобы зло не могло войти в дом. В конце XIX века поляки на Громницы зажигали столько свеч, сколько в семье членов: считалось, чья свеча потухнет раньше, тот и умрёт скорее.
В польском Поморье плотно закрывали окна и двери хлева, чтобы домашние животные не видели солнца, иначе во время весеннего выпаса они будут болеть. Если было солнечно — домашнюю птицу не выпускали на улицу. Поляки считали, что лучше волка увидеть в стаде овец, чем солнце на Громницы. Чехи и поляки верили, что на Громницы первый раз должен запеть жаворонок. даже если бы он от этого замёрз. «А если жаворонок на Громницы не запоёт — зима ещё долго протянется».
Болгарские ритуалы
На юге Болгарии кое-где в этот день делали прогнозы погоды на предстоящий год, а также старались предугадать урожай. Считалось, что в эти дни бесятся волки, и поэтому их называют ещё «волчьими праздниками». В народе возникло множество запретов: имя волк старались не произносить, чтобы он не наделал вреда. «Волчьи праздники» праздновались и осенью, и запреты тогда такие же, как и в пограничный весенний период.
Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон. Это значит, что ещё 40 дней будет холодно».
Обрядная песня Болгар -Помаков (С.Веркович «Веда Словена» 1874 год)
Ой, Сива (Сивый) Пращур Перун! Садился Перун в вышине на гору, ведь здесь его золотой кладенец (родник), где течет жаркая вода и от неё стоит сильный огонь аж до небес, а у огня сидит Богиня Жива Юда (Юнная Дева) и вот она убралась, нарядилась в одежды позолоченные, что горят как ясно Солнце. В десной (правой) руке у неё золотой карец (ковш), а в нем жаркая вода, в левой руке золотая чаша. Она службу служит Перуну Богу.
А девчоночки на поле жертву воздают и к Богу молятся: «Ой, Боже Сивый Перун! Тебе жертву, воздаем. Днесь ты сходишь с небес, и садишься на горе. Служит тебе Жива Юда, и как напьёшься жаркой воды то подними золотую чашу, и прысни этой водой, на нас, да на поле, чтоб были мы живы и здоровы, и будем жить за тысячу лет. Мы ходим от двора ко двору, и с нами идёт Жива Юда, а в руках её золотой карец и золотая чаша, а в чаше жаркая вода, и куда только Юда дойдёт, то прыснет жаркой водой, и там во дворе все живяться здравствуют, и тебя прославляют».
Так девушки песню поют, Богу Перуну молятся, а Богиня Жива Юда у кладенца и лицо её озолотилось. Подаёт она чашу, чтоб напился Перун Бог, но он жаркую воду не всю пьёт, а брызжет на девчоночек, и лики их светлеют, от их лиц — ясная заря. Одежды тоже озолотились, посветлели. И вот Перун Бог Юде речь говорит: «Юда Жива самовила, ведь уже мой красный(праздничный день), от меня наказ возьми, чтоб наточить жаркой воды, в руке твоей золотой карец, слети ты на поле, где тебя ждут девчоночки, и для меня жертву воздают, а для тебя венки берут и золотом их повивают, а как в крепкий град тебя сведут и ты пойдёшь от двора ко двору, то там золотые венки главу твою обовьют. Ведь ты богиня новой годины» .
Жива Юда послушалась, и пошла на золотой кладенец, подставила там золотой карец, наточила жаркой воды — и вниз сходила, на поле. В лице её ясно Солнце, в груди её — ясный месяц, по подолу золотые звёзды. В десной руке золотой карец, в шуйцей (левой) золотая чаша. Девчонки к ней наведались, и каждая венок даёт, на голову ей кладет. Блеснула ясная заря, ведь среди девчат Жива Юда Богиня, и её ведут в крепкий город, и ходят от двора ко двору.
Девчата песни с ней поют: «Видели ли , слышали ли, как нас всех Бог Перун пожаловал, и послал он Живу Юду, чтобы пошла в наши грады, и у кого есть бел венок, с золотом в подарок той богине, тому наточит жаркой воды она и напоит ». Так пели девы припевали, и всякий их слышит в крепком граде. Девчоночки венки всё вьют, юнцы их позолачивают. «Ой, Юда, млада Богиня! Как вспорхнёшь ты же на небеса, да возьми ты белый венок, тот что носишь на главе, и прысни жаркой водой, тебя мы ждём всю годину, ты Богиня на земле — и лишь тот, кто тебе молится, жить будет за тысячу лет.»
Поговорки и приметы
-
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
-
Коли небо звездное — то весна будет поздняя.
-
Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы.
-
На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.
-
В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).
-
На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.