Солнечный календарь наших предков привязан к астрономическим событиям – солнцестояния и равноденствия. Эти астрономические явления важны для всей природы и были главными праздниками Руси.
Солнце наши предки называли Сурья (Сура), а были еще четыре Бога курирующих деятельность Сурьи-солнца в зависимости от времени года. С ними связаны 4 великих солнечных праздника – Коляда, Ярило, Хорс (Красная Гора) и Овсень (Малый и Великий).
Вместо солнцестояния, на Руси говорили – солнцеворот (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня).
Четыре периода деятельности Сурьи-Солнца:
Солнце зимнее (Коляда) – рождается после Ночи зимнего солнцестояния.
Солнце-весеннее (Ярило) – крепчает в весеннее равноденствие.
Солнце-летнее (Хорс, Красная гора) – наиболее сильное в летнее Солнцестояние.
Солнце- осеннее (Овсень) – начинает угасать после осеннего равноденствия и умирает перед Ночью зимнего солнцестояния.
Этимология:
Коляда (коло + да) – Коло это малый круг (Кол) начало отсчета солнечного круголета (не даром у нас сохранилось понятие что кол и единица это одно и то же).
Ярило (ЯР – это оплодотворяющая сила, см. Ярга), т.е. зарождается новая жизнь: «Ярило полю жито родил, людям детей плодил. Где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».
Хорс («хоро» это большой круг отсюда и хоровод, и хоромы). Также есть другое название — Красная гора (Красногор). Солнце находиться в своей высшей точке на небосклоне,то есть на горе.
Овсень — солнце осенеятся, то есть световой поток уменьшается, 4 главных праздника Руси
КОЛЯДА (зимнее солнцестояние, 21 декабря) – самая длинная ночь, после которой начинается «День Богов». Рождается бог младенец Коляда, и солнце еще слабое, поднимается совсем невысоко над горизонтом. На Руси отмечают праздник рождения Коляды, Зимние Святки (Светки), посвященные Божественному (Вселенскому) Свету — Творцу всего проявленного во Вселенной. В это время мир людей посещают умершие предки «светки» или «святьё», которые выполнили свой земной долг и обрели световое тело.
ЯРИЛО (весеннее равноденствие, 21 марта) – с этого времени день постепенно становится длиннее ночи. Юноша Ярило растет и растапливает снег, приходит Весна-красна. Славяне празднуют Масленицу, но название «масленица» — всего лишь констатация наличия обрядовой еды: блинов и масла. По другому этот праздник называется еще и Комоедица, это время когда просыпаются медведи которых в старину звали Комами (поэтому и первый блин жертвуется Комам) . Праздник посвящен также культу Праматери богине Весте -он воплощает божественную мысль в проявленном мире, отсюда традиция ездить на Масляной неделе к «теще на блины» (теща – праматерь). Также этот праздник символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна – это начало новой жизни для всей природы. Прославлеют молодоженов, вступивших в брак в прошедшее лето (год). Не забывали славяне и об умерших, поминанием покойников, после чего устраивался праздник.
Хорс (летнее солнцестояние, 22 июня) – самый длинный день, после которого начинается «Ночь Богов». Солнце в самом расцвете сил, а вместе с ним и вся природа, активизируются все стихии. Славяне старались поймать момент максимальной силы природы, В этот праздник почитают все стихии. Совершают обрядовое очищение огнем, воздухом, землей и водой. Причем огонь – это не только средство очищения, но и оберег, а топливом для костра служат солома и старые вещи. На Масленицу предки приглашаются как гости на короткий срок. На Хорса начинается возвращение душ умерших на новую человеческую жизнь. Души падают дождем или росой, и затем рождаются детьми.
Овсень (осеннее равноденствие, 22 сентября) – ночи становятся все длиннее. Солнце постепенно теряет силы и умирает перед зимним солнцестоянием. Есть предположение, что праздник был посвящен Заре «красной девице», которая станет «Зарею-матерью» Солнца, но после долгой полярной ночи, когда превратится из Вечерней Зари в Утреннюю. Информации об этом празднике почти нет, но известно, что Овсень – это также праздник урожая, а в некоторых родах и Новолетия. Славяне чествовали мудрое Солнце – источник света и тепла, подарившее собранный урожай. Жгли костры, водили хороводы, гадали. Хозяйки только успевали печь пироги — с мясом, брусникой, капустой. Пекли и большой пирог с человеческий рост. Обязательно, как и в предыдущие праздники почитали умерших предков, один каравай из зерен первого сжатого снопа отправлялся в костер – гостинец для предков. Обновляли огонь в избе – старый гасили, а новый зажигали.