Брахма — явленный бог тримурти, создатель Вселенной, персонификация творческой силы. Появляющийся в каждом новом цикле, он именуется в ведах Вишвакарманом (Всесоздателем) или Хираньягарбхой, золотым зародышем, из которого создается Вселенная. Его изображают с четырьмя лицами (обращенными к четырем странам света), часто ассоциируемыми с четырьмя ведами, с четырьмя кастами или с четырьмя пурушартхами.
Часто его рисуют появляющимся из пупа Вишну на цветке лотоса, с богом Шивой на челе. Его шакти, или супруга, — Сарасвати, богиня знания, мудрости и красноречия. Вишну – бог-хранитель, второй в тримурти, обеспечивает поддержание и подкрепление всякого творения. Зачастую отождествляемый с солнцем, он воплощает аватары, спустившиеся на землю, дабы защитить человечество во времена, когда дхарма находится под угрозой. Насчитывается двадцать четыре его аватары, из них десять основных, из которых наиболее почитаемы Кришна, «бесконечно чарующий», воплощение любви, и бог Рама, герой «Рамаяны», считающийся образцом идеального человека, непререкаемым учителем, аватарой дхармы, которому посвящены тысячи храмов.
Его называют Нараяной, поскольку он плавает по водам океана красоты. При том, что у Рамы множество жен, его главная супруга — Лакшми, богиня процветания, богатства и красоты. Шива-Махеша, последний из тримурти, — бог разрушения. Он всегда вступает в действие после творения, чтобы дать Брахме передышку. Великий йогин, Шива дает возможность своему почитателю подняться к высшему сознанию, ибо, разрушая, показывает путь к новому рождению. Его часто сопоставляют с отдыхом Бога. Когда душа устает от пройденного, Бог хранит молчание. Действие — день Брахмы, а когда оно кончается и наступает ночь Брахмы, остается Шива.
Говорят, что Шива — за пределами Брахмы. В качестве Махадэвы, Великого бога, Хозяина времени, он напоминает нам, что жизнь есть последовательность циклов, где бесконечно чередуются строительство и разрушение. В качестве господина космического танца, Натараджи, он способен победить демона хаоса, которого твердо попирает ногой: он танцует создание и разрушение феноменального мира. Почитают его и в форме линги, Шивалинги. Культ Шивы наиболее распространен в Индии. Парвати, дочь горы, — шакти Шивы в качестве силы порождения и разрушения. Ее высоко почитают в обличье богини Дурги, Матери Вселенной и всех существ, отвращающей страдания от верующего, или богини Кали, ее устрашающей ипостаси. Сила Дурги создана силой всех божеств. Дитя Шивы и Парвати — бог Ганеша, господин знания и всех форм разума, но также и господин препятствий. Высоко почитаемый бог Сурья, Солнце, содержит в себе высшее сознание. Он, как и многие другие божества, считается одновременно единым богом и собранием божеств: среди тридцати трех ведийских богов мы находим двенадцать адитьев, или двенадцать форм солнечной энергии, отождествляемых обычно с двенадцатью месяцами.
Таким образом, боги Индии учат нас, что божественное присутствие есть во всех сотворенных вещах и Вселенная целиком служит предметом поклонения. Особенность индуиста в том, что он всегда чувствует себя тесно связанным с божественным и хранит, внутри себя, глубокое почтение к творению: солнце для него — лучезарный Сурья, река Ганга (Ганг) — великая очищающая богиня, лебедь — средство передвижения Брахмы и Сарасвати. Верующий выбирает своего ишта дэва (избранного бога), с которым у него на всю жизнь сохраняется глубокая связь. Ему незнакомо чувство одиночества, поскольку бог в состоянии помочь ему обойти непреодолимые препятствия. Каждое жизненное действие начинается «призывом» к божественной силе. Верующий вступает в отношения с божественным, чтобы божественное действие снизошло и воплотилось в человеческом деле, — так, писатель не преминет воззвать к Ганеше перед любой творческой работой. Кроме того, всякий волен избрать собственное божество: члены одной семьи могут обращаться к разным богам, точно так же, как вишнуитская семья может отправиться в паломничество по храмам, посвященным Шиве. Разделение немыслимо, существует только взаимная дополняемость. Само время божественно: на протяжении всего года индуист почитает богов большими литургическими празднествами, к которым добавляются посвященные богам дни.
Традиция открывает нам, что человеческое существо не может изначально быть чистым: вступая в мир, ребенок обретает то, что зависит от его предшествующих рождений и поступков (закон кармы). Жизнь — не более чем «ступень посреди длинной цепи последовательных воплощений». Индуистское представление о становлении гласит, что индивидуум в глубине души тянется к свету (cammed), но, состоя от природы из желаний, в любую минуту подвержен темным силам тамаса и раджаса, которые толкают его на путь эгоизма и невежества. Цель состоит в том, чтобы тянуться к свету и к правильному балансу трех этих сил. Священные тексты говорят о четырех эрах творения (юга), которые, обновляясь, сменяют друг друга и на протяжении которых человеческие существа постепенно теряют свои лучшие качества. В сатьяюге они «живут как йогины», наделенные важнейшими духовными познаниями и сверхъестественными силами. В третаюге вместе с желанием появляется страдание, усиливающееся в течение двух последних эр, двапараюги и калиюги. Сейчас мы находимся в калиюге. На Западе нам это демонстрирует наука и материализм, который исподволь все больше и больше сбивает индивидуума с духовного пути. В современных западных обществах человек, к сожалению, теряет связь с неявным аспектом вещей и с собственным внутренним зрением, источником истинного знания. Он все более направляет свою ментальность на материальные заботы, которые парализуют его и удерживают во власти тамаса. Материализм не есть духовность, поскольку он заставляет видеть мир в его грубой форме, игнорируя божественное начало, содержащееся в каждой сотворенной вещи. Внутренний разлад, нарастание насилия и страдания с каждым днем все больше убеждают нас в этом.
Современная тенденция состоит в том, чтобы осознать, в какой тупик завел себя человек. Все увеличивающееся число людей в мире старается выйти из заточения и придать своей жизни иное измерение. Они понимают настоятельную потребность обрести единство всех вещей и осознают, что разлучение человека и природы (более того, человека и его природы) ведет лишь к страданию. Люди задают себе вопросы о Боге, о смысле жизни, говорят о внутренней гармонии, о божественной составляющей человека и его высшем сознании. Термины не важны, в центре их исканий — новое обретение связи с божественным, необходимость «соединиться», чтобы на этом свете встать на путь счастья и освобождения от страданий, по которому ведут нас индуизм и другие великие традиции.
Два отрывка из упанишад, молитвы, которые риши, великие мудрецы Индии, обращают к богам ради нашего мира, побуждают нас к поискам счастья.
От несущего веди меня к сущему,
Из мрака веди меня к свету,
От смерти веди меня к бессмертию.
Пусть все будут счастливы и в добром здравии,
Пусть все видят счастье и никто не испытывает страданий!
Источник
25 августа, 2019 - 10:53 пп
Брахма — явленный бог тримурти, создатель Вселенной, персонификация творческой силы