Велемудр » Blog Archive » Индийское проклятие

Индийское проклятие

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Индийское проклятие

В Индии до сих пор существует каста неприкасаемых, живущих в нищете на положении рабов.Более двух тысяч лет назад в Индии сформировалась кастовая система общества, поделившая людей по жесткой иерархической лестнице. Первая успешная попытка борьбы с несправедливыми индуистскими законами была предпринята 3 февраля 1930 года – тогда впервые неприкасаемый был избран членом городского совета. С 50-х годов XX века под эгидой ООН кастовая иерархия постепенно разрушается, сегодня она уже считается незаконной, а за проявление дискриминации индийцу грозит тюремное заключение. Однако религию, существовавшую тысячелетиями, оказалось, нельзя уничтожить даже развитием цивилизации и правопорядка. В деревнях Индии до сих пор придерживаются законов древних дхармашастр, делящих жителей на «чистых» людей – брахманов – и неприкасаемых – ачхут, до которых нельзя дотрагиваться и которые существуют в обществе фактически на правах рабов.

К неприкасаемым (на хинди — «ачхут») относятся те, на кого возложен тяжелый физический труд, например — уборщики и кожевники. А еще — рыбаки, мясники, проститутки, бродячие артисты, уличные ремесленники. Положение их, наверное, даже хуже, чем у черных рабов в Америке: с теми хотя бы можно было общаться. Индийские же неприкасаемые не имеют права даже поздороваться с человеком более высшей касты, а также дотронуться до его вещей. В случае, если такое происходит, «чистый» после контакта должен целый месяц отмываться в храме священной водой и молить богов о прощении. Индуистский закон запрещает ачхут питаться в обычных столовых, носить нарядные одежды, брать воду из общественных колодцев, возделывать землю и получать образование. Считается, что неприкасаемые несут на себе «грязь» своей профессии, а следовательно, могут «осквернить» своим прикосновением человека или пищу, а своим присутствием — жилище или храм.

Индийское проклятие

Изучение истории древней Индии дает ответ на вопрос о причинах возникновения столь жестокой системы сословно-профессионального деления общества. Она кроется в перенаселении страны, которое приводит к молниеносному распространению инфекций. Медицины как таковой не было и единственным средством спасения от заражения было изоляция потенциальных источников заразы — основных групп риска, в которые входили определенные «грязные» профессии. Однако вследствие религиозного общественного уклада, дело зашло намного дальше, чем просто разумное ограничение контактов. В итоге, через десятки поколений, люди грязных профессий постепенно стали изгоями, живущими в крайней нищете в отдельных районах. В некоторых южных областях нечистыми были объявлены не только прикосновение, но даже тень и сам вид неприкасаемого, и им под страхом смерти запрещалось выходить днем из дому. При попадании тени от ачхут на члена высшей касты неприкасаемого тут же насмерть забивали камнями.

Почему же эти люди на протяжении веков покорно подчиняются этим жестоким законам? Ответ заключен в искренней религиозности подавляющего большинства индийцев. Свыше 80% населения страны исповедуют индуизм, в основе которого — идеология дхармы. Это понятие включает в себя категории морали, долга, права и определяет круг обязанностей каждого человека. Их выполнение обеспечивает счастье в следующей земной жизни. Несоблюдение дхармы ведет к страданиям в будущей жизни. Страх перед ними настолько силен, что его не удается искоренить до сих пор даже под угрозой тюрьмы. Родился неприкасаемым? Значит, много грешил в прошлой жизни. Если же ты покорностью и тяжким трудом сумеешь искупить свои грехи, то в дальнейших перерождениях сможешь подняться чуть выше по кастовой лестнице.

Теперь низшие касты от дискриминации защищает индийская конституция: им открыт доступ в святилища, магазины и другие общественные места. В деревнях им разрешено пользоваться общественными колодцами и заниматься земледелием. Более того, в отдельной статье говорится о том, что государство берет неприкасаемых под свою опеку, выделяет им бесплатно и гарантирует определенный процент мест не только в органах власти, но и в университетах. А с 1997 по 2002 год даже президентом Индии был «неприкасаемый» — Кочерил Раман Нараянан.

Однако закон стал действовать только на относительно просвещенных горожан, а в сельских поселениях и небольших городках он просто не работает. Для религиозных деревенских жителей главным руководством к действию по-прежнему остается закон предков, дхармашастры. Неприкасаемых стали пускать в кафе, но они обязаны пользоваться отдельной посудой. Теперь им можно делать покупки в магазинах, но не как все: они говорят, что им нужно, кладут деньги на порог и с порога же забирают свой товар. Детям ачхут разрешили посещать общие школы, однако они до сих пор не имеют права сами наливать себе воду — дабы не осквернить ее — и обязаны ждать, пока им не поможет представитель других каст. В результате они порой часами не могут утолить жажду.

По указу №22, принятому еще в 1955 году, в случаях любой дискриминации, будь то запрет входить в храм или запрет пользования обычной посудой в ресторане, нарушитель может быть наказан тюремным заключением на срок до 6 месяцев или штрафом до 500 рупий! Даже любые словесные оскорбления этих людей запрещены, хотя в последнее время вошло в обиход слово «далит», что буквально означает «попираемый ногами». Однако законы не действуют: сельские жители по сей день настолько боятся ритуального осквернения, что не примут воду из рук неприкасаемого, даже умирая от жажды. Некоторые социологи считают, что кастовая система сохраняется в Индии еще и из-за практических причин. Люди более высших каст не привыкли к грязной работе. Вряд ли кто-то добровольно согласится чистить выгребные ямы и убирать трупы животных с городских улиц.

В северных штатах для борьбы с далитами, несогласными со своим унижением, высшие касты создают целые боевые отряды — сены. Они просто истребляют неприкасаемых, не щадя даже беременных женщин и детей. Местная полиция практически бездействует, потому что среди ее сотрудников также много религиозных противников правовой модернизации общества. В 2002 году арестовали главаря крупной банды «Ранвир сены», но за шесть лет та успела совершить 36 нападений, в ходе которых было убила 400 человек.

Многие блюстители старых заповедей обосновывают свои убеждения необходимостью оградить общество от преступных элементов и людей, склонных к агрессии. Они утверждают, что за тысячелетия социально-генетической селекции в среде низшей касты остались только люди, склонные к воровству, жестокости и насилию. В качестве примера часто рассказывают историю двенадцатилетней давности. В сентябре 2002 года пятеро кожевников из касты джатавов сняли шкуру с еще живой коровы, лежащей на обочине дороги. Увидевшая это группа высококастовых индийцев набросилась на злоумышленников и убила их. Были заведены одновременно два уголовных дела — против погибших, согласно Закону об ограничении убийства коров, охраняющему всех священных животных, кроме больных и заразных, — и против группы лиц по статье «убийство». Примечательно, что на вскрытие сначала увезли труп коровы, а лишь затем — тела людей. Правда, по словам чиновников, они лишь хотели установить, была ли корова в самом деле жива на момент освежевания, что объяснило бы действия толпы.

Сдается мне, что эта теория «притянута за уши» и не выдерживает никакой критики. Кто дал право одним людям превращать в сущий ад жизнь других людей и даже убивать их только за то, что его родители были какой-то профессии. Ведь страдают даже маленькие дети, которых до сих пор, бывает, просто режут после рождения, потому что они родились в семье не той касты. В 2012 году группа «чистых» в деревне Дарженеджи пришла в лачуги «грязных» и зарезала 7 младенцев. На суде, до которого удалось довести дело с большим трудом, убийцы оправдывались тем, что таким образом проводили «санацию общества» для общего счастья всех людей. А в 2013 в деревне Хайраланджи около сорока высококастовых индийцев на глазах у всей деревни просто так учинили зверскую расправу над семьей неприкасаемых. Они вытащили из дома двух женщин и двоих мужчин, раздели их, перебили им ноги, чтобы те не могли убежать, и стали избивать велосипедными цепями. А затем добили топорами и надругались над телами. Только за прошлый год полицией было заведено 3450 уголовных дел, связанных с жестокостью и убийствами по «кастовой нетерпимости». А сколько случаев по-тихому заминаются по молчаливому согласию большинства населения? По оценке Совета по правам человека ООН, система правосудия в Индии в отношении дискриминации действует выборочно, показательно, а до судов доходит только 10-15% преступлений.

Стоит отметить, что в Индии неприкасаемые — далеко не самые несчастные люди. Хуже всего относятся к вдовам. Сегодня потерявшие мужа уже не должны сжигать себя на погребальном костре умершего, как раньше, но они по-прежнему не имеют права работать, обязаны брить голову и носить простую одежду, а общаться с ними могут только самые близкие родственники. Все люди, включая самих ачхут, убеждены, что контакты с вдовой навлекают на человека страшное проклятие, в результате которого в будущей жизни он переродится в навозного червя.

источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Комментирование закрыто.