Велесов день (болг. Веласовден, серб. Веласовдан, чеш. Bеlažejův den) — день народного календаря у славян, посвящённый Богу Велесу и отмечаемый нашими предками по действующему календарю 24 февраля(по старому стилю это было 11 февраля). Христианская церковь в этот день почитает святого великомученика Власия.
Слияние этих праздников в один произошло еще с тех первоначальных времен, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался ведическому Велесу – «скотьему богу») можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся славян в принятии чужеродной христианской веры. Совпадение имени христианского святого с ведическим богом дало прямой повод к слиянию их обоих воедино. Отцы новорожденной Русской христианской Церкви не противились этому, видя в том некоторый залог скорейшего предания языческих богов забвению.
По свидетельству летописцев, Велес (Волос) был почитаем на Руси дольше всех других ведических божеств, в особенности – на севере. Велесов день это праздник скотоводов. Велеса просят о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров и других домашних животных к сакральным местам, приносят требы, окропляют стада живой -святой водой и дают им есть пышки с молочной кашей, чтобы коровы были с хорошим удоем, что бы был хороший приплод. В жертвенный огонь кладут коровье масло, блины, пироги и т.п. «У Велеса и борода в масле», гласит народная поговорка.
Велес, Скотий бог — сшиби с зимы рог, Коровий праздник, Коровий день (воронеж.), «Конское свято» (белорус.), Масляный день, «Валоссе» (белорус.), «Власье» (полесье), Бабский Влас (белорус.).
В Воронежской губернии пекли «копытца»: из теста скатывали, а потом резали мелко-мелко. «Это копытца назывались. Хошь из сдобного, хошь из пресного, у кого что есть из того и пекли. Эти копытца сами ели и скотине давали, чтобы не хромали коровы». Этот день отмечали как большой праздник. Устраивали многолюдные прославления, во время которых освящали караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливали этот хлеб скоту со словом, «Боже Велес, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли – играли, а с поля шли — скакали».В Болгарии на Велесов день парни обходили дома, собирали подарки и исполняли традиционные песни с пожеланием благополучия хозяевам.
С этого дня начинаются скотские торги — базары. Продавцы и покупатели считали, что под защитой умилостивленного покровителя стад — всего выгоднее совершать куплю-продажу скота. «Велес — не обманет, от всякой прорухи упасет!» — говаривали торгаши, умасливая покупателя, прижимистого на деньгу. При сделках клялись-божились на Велесовом торгу непременно именем этого бога, и такая клятва почиталась за самую крепкую, немного выискивалось людей, которые решились бы покривить душою, поклявшись так в этот день. Разгневанный клятвопреступником покровитель отступается от него навсегда, предоставляя всяким лихим силам опутывать того всевозможными наваждениями.
Существует обычай — выставлять на три утренних зорьки после Велесова дня всякие семена на мороз, а потом подмешивать их в меру при будущем посеве. Это называлось «делать семенное» и делалось — в надежде на обильный урожай. Таким Образом, покровительству бога Велеса до некоторой степени поручался не только скот домашний, а и будущий его корм. Радельные-заботливые хозяйки, заканчивая к Велесову дню пряжу льна и кудели, отбирали лучший изо всей пряжи моток и выставляли его на первую после дня Велеса утреннюю зорьку на мороз. От этого, — гласит предание, вся пряжа делается ровнее, белее, тоньше и добротнее.
Во многих местностях в день Велеса рано поутру совершался обряд опахивания деревни – в ограждение от коровьей смерти. Иногда это производилось поздней осенью, но в большинстве случаев обряд приурочивался к 24 (11 по старому стилю) февраля. С самого Сретенья (встречи зимы и весны) бродило, по народному поверью, это страшное для скотовода чудище по задворкам. Велесов день и так грозен для чудища более всего на свете, но еще грознее он, если в этот день соберется деревня, по старому обычаю, «унять лихость коровью»! Накануне с вечера начинала обегать все дома старуха‑«повещалка», созывавшая баб на заранее условленное дело. Собиравшиеся идти за ней, в знак согласия, умывали руки, вытирая их принесенным повещалкой полотенцем. Мужики – от мала до велика – должны были во время совершения обряда сидеть по избам («не выходить ради беды великой»). Наступал заветный час – полночь. Повещалка выходила в надетой поверх шубы рубахе к околице и била в сковороду. На шум собирались одна за другой готовые уже к этому женщины – с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами, а то и просто с увесистыми дубинами в руках. Скотина вся была заперта крепко‑накрепко по хлевам, собаки – на привязи. К околице притаскивали соху, в которую и запрягали повещалку. Зажигались пучки лучины, и начиналось шествие вокруг деревни. Последняя троекратно опахивалась «межеводной бороздою». Для устрашения чудища, способного, по словам сведущих людей, проглатывать коров целыми десятками, в это время производился страшный шум, при этом произносились различные заклинания и пелись особые песни:
» Смерть, ты Коровья Смерть! Выходи из нашего села, Из закутья, из двора! В нашем селе Ходит Велес с водой, с живым огнем, да с горячей золой».
Болгары помаки ещё во второй половине 19 века по словам Стефана Верковича («Веда Словена» 1871 года издания) праздновали Велесов день так: «Когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки до певали эту горную (возвышенную) песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров.
«Ой, Боже ли мой, Велес бог,
Жива Юда (богиня) ведь нас учила,
Да как петь эту ясную книгу говорила,
Да как петь её, да всё потом записать,
как кошарами нашими заправлять…
Усмирив коров, потом ждали, когда солнце взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этого сотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали:
«Боже мой все сущий,
Свет во тьму несущий,
Сияньем озаряющий.
Миры нам сотворяющий 5
Древними звездами ты сияешь,
Кривду к нам не допускаешь…
Боже мой, Велес Бог, просим тебя, Боже,
Ты с небес на эту землю снизойди,
И нас от темных чар освободи
Да будем мы со тобою во едине
и ныне и присно и от круга до круга
тако было, тако еси, тако будет».
К угощенью тебя приглашаем,
гимнами славы к себе призываем:
«К нам на трапезу Боже приди.
И венки чудесные ты принеси,
И кто свидится с тобою до зари
Тому ты белый венок и подари,
Да чтоб нарядил он им свою кошару,
Чтобы плодились волы, да коровы на славу,
От одного же тысяча, а от тысячи три тысячи
А кто кошару не украсит свою,
у того приплода не будет в этом году!»
Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:
«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!
Да будь ты славен на Мидгард земле,
По весям нашим твой личень-день идет,
Этот Велесов – день нам счастье несет!
Тебя боже угощают, и почитают,
Златую трапезу тебе накрывают.
Давай, же Боже нам белые венки,
чтоб дома и кошары украсили мы.
И богатство и счастье к нам всем придет
Приплод от одного да тысячу нам принесет,
Да чтобы нам в полях было что собирать,
А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.
И пресное молоко коровье доить,
и тебя при этом Боже хвалить»
Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:
«Боже ты наш, живой и сущий
Свет и счастье в дома нам несущий
твой личень- день, в нашем селе.
Мольбою молимся мы тебе,
Чтоб десную (правую) руку ты на коров поднял,
И благословление плодится им на три года дал,
И да будет у них от ста да тысяча телят,
А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.
Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,
Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!
Пусть будет тебе личень день да весь год,
А нам во всех наших делах будет приплод
И тебе жертву мы в коле воздаем,
требные дары через огонь подаем.
Гой, гой о Боже наш всесущный,
Живой, великий и всемогущий!
Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.
Приметы:Пришёл Велесов день, пришли и морозы. Прольёт Велес маслица на дороги — зиме пора убирать ноги. Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги! Жить рогато — жить богато! Кто Велеса празднует, у того дом не скудеет. На Велесов день стараются вообще не работать в расчёте предохранить свой скот от падежа.
22 августа, 2019 - 10:44 пп
день народного календаря у славян, посвящённый Богу Велесу и отмечаемый нашими предками по действующему календарю 24 февраля
3 октября, 2019 - 1:01 пп
Слава Велесу
5 августа, 2020 - 11:09 дп
Велес это Великий Бог есть.