22
Мар
Флаг и герб России. Какой в них заложен смысл?
Опубликовал: Категория: История-культура-политикаЛюбой символ обязательно что-то значит. Наша держава, Российская Федерация, тоже имеет свои символы – герб и флаг. Известно ли нам их значение? Исследования, проведённые по этой теме, показали полное сокрытие всей информации…
Закон и мораль требуют почтительного отношения к символам государства, по крайней мере, уважения. В противном случае, дело пахнет судом. Разумеется, общество должно знать символы своей державы, и, конечно, понимать их значение. Если у нас нет объяснения собственной символики, то мы становимся похожими на неграмотную толпу, которая свято чтит незнамо чего. Осознав эту простую истину, я срочно решил заполнить пробел в образовании. У меня и мысли не было, что наша символика может и вовсе не иметь толкования.
Ещё недавно был Советский Союз со своим рабоче-крестьянским молоткастым и серпастым гербом, и флагом цвета крови, пролитой за свободу угнетённых. Каждый советский человек хотя бы приблизительно знал их толкование. В народе даже ходила такая шутка: «Справа молот, слева серп. Это наш Советский герб. Хочешь жни, а хочешь куй. Всё равно получишь…» ну и т.д. Вроде побасенка, но она показывает, насколько широко в народе было распространено знание символики своей страны. А особо любопытные могли догадаться и о значении земного шара, изображённого на советском гербе. Это нам напоминание о претензиях интернационала на мировую революцию.
Тогда мы знали, что почитаем, ну, а что сегодня?
Одним из самых авторитетных и насыщенных информацией источников по данной теме оказался сайт Геральдического совета при Президенте РФ. Там своим мнением поделился Михаил Медведев, Соучредитель и Председатель Гильдии геральдических художников, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации III класса, член-корреспондент Международной академии геральдики (AIH). В общем, не последний человек. Его статья «Российский герб (личное мнение профессионала)» производит впечатление. В начале автор даёт нам понять, что в геральдике ничего не изображают просто так:
«Для того, чтобы вчитаться в герб, недостаточно здравого смысла. Надо ориентироваться в нормах геральдики, существующей уже восемь с половиной веков… Герб – это не только упорядоченность цветов и форм, это не только мир взаимосвязанных образов, это и совершенно особенный строй понятий о предназначении эмблем… Использование земельного герба выражает и идею права, и идею служения. Эти основы государственной геральдики не стареют; поэтому не стареет и она сама…».
Вот, оказывается, как всё непросто и глубокомысленно. Сейчас-то нам и откроется смысл нашей государственной символики. Но вот что мы читаем дальше о гербе РФ:
«Вопрос о том, хорош ли двуглавый орёл для новой России, уже решался в 1917 году комиссией Временного правительства под председательством Горького; участвовали самые разные люди, от серьёзных гербоведов (Тройницкого, Лукомского, Нарбута) до Рериха. Тогда пришли к выводу: ни монархического, ни династического подтекста символика орла не содержит; раз он не виноват, незачем его и упразднять: на то и есть презумпция невиновности… В 1990 году снова собралось совещание при правительстве – представительный круглый стол, Ноев ковчег мнений. Честно искали альтернативу орлу – не нашли. Честно выясняли, почему неприемлем орёл; и снова оказалось, что приемлем…»
То есть двуглавый орёл стал символом Российской Федерации не в ознаменовании чего-то, не для выражения каких-то идей и устремлений, а потому что другого на ум не пришло – просто так, для геральдической «галочки». Раз оно и раньше тут было, раз никому не мешает, то пусть и дальше стоит. Михаил Медведев признался и в том, что при серьёзном изучении вопроса, значение этого символа и в прошлом выглядит весьма спорным:
«Что же касается двух голов орла, то о них спорят мало; все или почти все знают, что вторая голова появилась у римского орла при разделении Римской империи в 395 году на Восточную и Западную… Между тем, это далеко не так. Римский двуглавый орёл появился лишь через несколько веков после разделения. В XII веке германские монархи Священной Римской империи приняли герб с чёрным одноглавым орлом в золотом поле (подражая орлу Юпитера – знаку древнеримских легионов и высших чинов). Почти сразу появилась идея подчеркнуть всеохватные полномочия императора (формально стоявшего во главе крещёного мира), придав орлу исключительную особенность телосложения – второй клюв на затылке или вторую голову. Окончательно и официально императорский гербовый орёл стал двуглавым лишь при Сигизмунде I Люксембургском около 1400 года…»
Получается, что самое распространённое толкование двухголовости орла – чистой воды липа. Тут же сам автор проговаривается, что двухголовая птица это гораздо более древний символ, и германские монархи здесь ничего нового не открыли:
«Воспоминания о древнеримском орле сохранились и в Византии, а в XIII веке в константинопольском придворном обиходе стало появляться изображение орла с двумя головами (вероятно, заимствованное не от западных соседей, а из Передней Азии, где двуглавая птица издревле служила священным символом)… Так или иначе, гербом Византийской империи орёл отнюдь не был…»
Теперь уже становится понятным, что не только народ не в курсе значения двуглавого орла, но и главный геральдист страны. Спрашивать надо у древних персов или ассирийцев, которые, кстати, нам родня. Ну, а как же это чудо появилось в России:
«Разные правители использовали орла на свой лад, по временам подчиняя его геральдическим нормам. В XV веке этот процесс затронул и Россию: двуглавый царь птиц появился на московских и тверских монетах, а в конце столетия – на печати Иоанна III, Государя «Всея Руси». Обычно это связывают с тем, что жена Иоанна III была наследницей византийского престола, и с концепцией Москвы – «третьего Рима».
Эта версия звучит по любому удобному случаю, но на самом деле всё не так очевидно:
«В действительности вторая жена Иоанна III Зоя (Софья) Палеолог наследницей не была, права на престол принадлежали её старшему брату, дважды посещавшему Россию… Сама Зоя-Софья, отрочество которой прошло в Италии, среди оживлённой геральдической практики, вполне могла считать орла своим девичьим гербом, но это не подразумевало передачу герба супругу… Иоанн действительно претендовал на титул царя, но не в знак династического преемства по отношению к императорам Византии, а в знак собственного полного суверенитета (ибо в те времена предполагалось, что любой правитель хотя бы формально зависит от императора). Что же до концепции «третьего Рима» – она была сформулирована уже после смерти Иоанна III и опять-таки апеллировала не к его браку с Зоей, а к значению московского государства в православном мире…»
И опять оказывается, что нас всех ввели в заблуждение. Причина существования двухголового орла в символике Московского княжества 15 века неизвестна. Гипотеза о правах наследования символики из Византии, надумана. Это вовсе не значит, что использование двухголовой птицы на Руси было случайным. Просто нам, как, по-видимому, и ведущим геральдистам, неизвестны истинные причины.
Всадник на груди орла действительно не Георгий Победоносец. Вот что об этом говорится в статье:
«Множество пересудов вызвал всадник на груди орла. Прежде всего, необходимо учесть, что это – не Святой Георгий. … Нимба вокруг головы ездец не имел. Со Святым Георгием его путали иностранцы…»
Тогда кто он? Согласно высокоучёной традиции, считающей князей и царей прошлого исключительно моральными уродами, сегодня полагают, что таким образом Иван III увековечил себя любимого (аллегорически). То есть опять тупик, про всадника официально ничего не известно. Хотя по многочисленным свидетельствам можно судить, что это один из древнейших символов Руси. Про три короны над головами орла Михаил Медведев пишет следующее:
«Короны в гербах символизируют не монархию (хотя многие по невежеству убеждены в этом), а суверенитет и высокое достоинство. Лишив орла традиционных корон, мы заявили бы о зависимости и унижении России…»
О значении корон на гербах, «по невежеству» не знают также геральдисты США и Румынии, поскольку на их гербах нет корон, и они всё-таки считают себя независимыми. А вот в Германии, в республиканские времена корона (именно как символ монархии) навсегда исчезла из герба. Это говорит, как минимум, о больших разночтениях в геральдических традициях. Странно, что наши специалисты не подравнялись на западных коллег. Уж что-что, а традиции рыцарства в Германии есть.
Красное (червлёное) поле герба в геральдике обозначает кровь, пролитую за сюзерена (правителя) или за идею. Кровушки нашей пролито немало, но за какую идею, или какого правителя? О чём вопиёт залитое кровью поле Российского герба? По мнению Медведева цвета выбраны случайно: «Причина была проста: в придворном византийском быту орёл обычно появлялся вышитым золотыми нитями на алой ткани, то есть попросту роскошным материалом и на роскошном материале…»
Это просто отговорка, чтобы не искать истинный смысл.
С флагом всё намного проще. Там даже удовлетворительной гипотезы нет. Во всех официальных документах значится, что официальной трактовки цветов Российского флага нет. Это моё личное мнение, но если цвета флага безсмысленны (нет трактовки), то они подобны цифровому коду. Например, код России мог быть 6-5-2, а код Франции 2-5-6. И, тем не менее, согласно статье 329 Уголовного кодекса России, надругательство над Государственным флагом Российской Федерации карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Тут бы надо определиться – или дойти до полного маразма, и начать сажать за надругательство над цифрами, или всё-таки углубить значимость (в буквальном смысле) государственной символики для общества. Желательно перестать утаивать её значение, если таковое есть. Если сегодня значение забыто, то вспомнить, каким оно было. А на худой конец, придумать заново, сообразно сегодняшним реалиям.
Однако самым правильным, на мой взгляд, было бы восстановить преемственность с богатейшим миром образов и символов Руси. Тем более, что и ездец, и, похоже, двуглавый орёл, родом именно оттуда. Почему до сих пор этого не произошло? Потому что те, кому поручено этим заниматься, не любят свою страну, свой народ и его прошлое. Вот, что по этому поводу пишет член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Медведев:
«Можно было бы противопоставить геральдике собственную эмблематическую систему – дошедшую через века, цельную и тщательно разработанную (как это сделала Япония). В России такой системы нет. А на фоне безупречно-рыцарских щитов в гербах Сингапура, Нигерии и Барбадоса очередная неграмотная виньетка смотрелась бы как признание в собственном варварстве…»
Вот какая продвинутая Япония, перенявшая наши древние ведические символы. А наши геральдисты из своего прошлого даже виньетку выудить не способны. Боятся признаться в собственном варварстве. Им стыдно даже перед Нигерией и Барбадосом. Придворные геральдисты уверены, что и в 15 веке наши недалёкие предки всю символику просто срисовали у соседей. Только этим и объясняется нежелание разбираться в её значении.
Поэтому наша современная Российская государственная символика (в отличие от большинства других стран) ничего не обозначает. Потому же и весь 130 миллионный народ России сочли недостойным иметь государственную идею, выраженную в символах. Да! Ведь именно государственная идея, а вовсе не правила, выдуманные когда-то, является главной основой в создании государственной символики. Геральдика, это лишь язык. Без государственной идеи, любой герб становится просто картинкой, и почитание, и надругательство над которой безсмысленны. Странно, что профессионалы этого не понимают.
И всё же, наши государственные символы говорят о многом. Всем своим существом они обозначают отношение властьпредержащих к народу России, к нашему прошлому, настоящему и будущему. Они показывают, как старательно дезориентируется наше общество.
Алексей Артемьев
Источник
22 августа, 2019 - 9:23 пп
Любой символ обязательно что-то значит.