Наш Север богат языческими верованиями и различными нашептываниями. Можно по-разному относиться к народным поверьям, но удивляет их живучесть. Ведь до сих пор бабушки что-то такое знают, живут в каком-то своем мире, далеком от прагматики научного мировоззрения. Разговаривают с Богами, отбиваются от нечисти, борятся с дурным глазом…
Покажу Вам, что происходило здесь в девятнадцатом веке, судя по сохранившимся этнографическим записям.
Наша Олонія богата своими языческими вѣрованіями въ различныя нашептыванія. По моему наблюденію въ теченіе 20 лѣтъ, крестьяне и особенно крестьянки, прежде чѣмъ обратиться въ постигнувшемъ ихъ горѣ къ медицынѣ въ случаѣ болѣзни, прибѣгаютъ сначала къ «знахарямъ» или такъ называемымъ «колдунамъ» и, если у послѣднихъ не находятъ себѣ удотвлетворенія, то лишь потомъ обращаются или къ медицынѣ.
Начинается-ли деревенская свадьба. Господи! сколько тутъ языческихъ и колдовственныхъ предосторожностей для вступающихъ въ бракъ, а равно и участниковъ въ бракѣ! И это дѣлается для того, чтобы не испортить молодыхъ и участникамъ быть невредимыми. Безъ такъ называемаго перваго дружки (шафера), молодые не могутъ переступить порогъ.
Если понадобилось куда либо и отлучиться, ихъ сопровождаетъ дружка съ плетью въ рукѣ, предварительно перекрестивъ липины дверей плетью, а затѣмъ уже впуская молодыхъ для исправленія туалета.
Перекрещиваніе липинъ плетью дружками дѣлается и при входѣ въ капище на повѣнчаніе. Впрочемъ, это дѣлается не всѣми. Болѣе благоразумные дружки, изъ боязни быть обличенными причтомъ, плеть завязываютъ въ свадебный узелъ или затыкаютъ за кушакъ. Относительно плетки я долженъ сказать, что она почитается ими какъ бы за святыню и, насколько мнѣ извѣстно, орудуетъ ею одинъ лишь дружка, а остальные браться за нее не должны.
Послѣ вѣнца дома молодыхъ встрѣчаютъ сначала родные (отецъ и мать) со всѣми колдовскими предосторожностями. Домашняя встрѣча носить нѣкоторый отпечатокъ колдовства.
Какъ только подъѣзжаетъ свадебный поѣздъ къ дому, родители (а если ихь нѣтъ — родные), берутъ заранѣе приготовленные хлѣбъ—соль), рѣшето съ различными зернами и пухомъ и закуску (пироги) съ квасомъ и отправляются встрѣчать новобрачныхъ. Посторонняя публика въ это время затихаетъ, молодые-же, подойдя къ принесеннымъ закускамъ (непремѣнно заколдованнымъ изъ боязни быть испорченными), пробують ихъ по немногу и тутъ же запиваютъ квасомъ, послѣ чего родители бросаютъ зерно и пухъ на ихъ головы.
Вот так-то. А сейчас почти все и забыли про смысл свадебных обрядов!
В книге северных сказок «Игры, в которые играют Боги»,
очень живописно показана настоящая свадьба.
– И все-таки как это странно – покинуть родительский дом, проститься с родовыми хранителями. Мама плакала, отец губы поджимал, — мысли Лины катились неспешно. – А как жалостиво пели девушки, провожая меня к жениху:
– Ой то не в трубушку трубили рано по заре,
– Ой то и Ладушка плакала по русой по косе:
– Вечор тебя, мою косушку матушка плела,
– Теперь тебя, мою косушку на две расплели.
– Живи, родима матушка, живи без меня…
— Косу мне перед выходом на две расплели, рубаху с плакальными рукавами надели, платком непрозрачным покрыли, к Капищу повели — никогда уже не вернусь сюда как своя, хранители — то уже будут другие, мужниного рода. Как и смогла – то дойти-доехать до Священного круга? Ведь от одних хранителей ушла, к другим еще не попала. Охраняли меня, конечно, и воевода с мечом, и дружка с плетью, и девицы – поневестицы, но как от злых духов безнаказанных, убережешься? Только Дон, хоть и положено ему хранить молчание, поддерживал меня бережно, своей любовью от лиха-злосчастия, оберег.- продолжала вспоминать Лина.
Вот такие северные истории. А Вы еще не читали книгу «Игры, в которые играют Боги?»
Источник
26 июля, 2019 - 6:50 дп
Север там где Вера
19 августа, 2019 - 10:40 пп
Наш Север богат языческими верованиями
7 июня, 2020 - 10:11 дп
Север только начал расскрывать свои тайны