Яркий пример того, что «шокирующие артефакты» открываются внимательному человеку не только в дальних заморских странах, но и у себя «под носом». Небольшой фоторепортаж об остатках древней стены в деревне Чусовое недалеко от Екатеринбурга…Вчера я вернулась с четвёртой своей поездки в село Чусовое.
Поездки эти связаны с пленэром на базе Свердловского художественного училища в этом селе. В этом году на ратный труд меня сподвигла необходимость прохождения курсов повышения квалификации). Весьма спартанские условия проживания каждый раз с лихвой компенсируются красотой и энергетикой места. Даже малоснежное уральское лето, которое радовало нас в этом году температурами около 12 градусов тепла и студёным ветром, оказалось бессильным перед местными красотами и художественной тусовкой.
1 июля честно сдав просмотр, мы решили уделить больше внимания знакомству с местными достопримечательностями. Так как я уже давно заинтересовалась местной каменной стеной, неприметно расположившейся в заросшем овраге, я решила продолжить исследование вооружившись немного более мощным фотоаппаратом, чем в памятном 2008 году.
Далее репортаж с места событий.
Вид села Чусовое с базы. Река Чусовая, справа камень Шайтан. Нежно-зелёное пространство внизу — сток с пруда, перегороженного правее плотиной. Воды отсюда не видно.
Исследуемое место находится на спуске с базы, в овраге ПЕРЕД стоком с плотины (сток в реку Чусовую проходит дальше, за деревянным сарайчиком, отсюда не видно за буйной растительностью.).
Вид оврага с моего края, камни лежат на дне, далее видна сама каменная стена. Откуда она начинается — не видно, а спускаться в овраг смелости не хватает — говорят, есть змеи). Трава внизу высокая, мощная.
Камешки чуть ближе.
А вот и сама стеночка. Она идёт под уклоном, чётко выдержанным.
Ещё раз — как это выглядит со стороны и почему это никому более не интересно.
А по мне так — красота )
Те, кому интересно всё мегалитически-полигональное, поймут мой трепет и восторг. Группа меня ждала долго, пока я пробиралась поближе к краю оврага и заходила то так то эдак.
Прэлесть, просто прэлесть.
Ну а тут понимающие люди увидят самое вкусненькое ) Есть основания назвать эту кладку полигональной.
Ещё вкусненького.
И тут. Нечто подобное я наблюдала на дольменах (слева от растения)
И заплаточка присутствует) Хороша. И поверхность хорошо видно.
Берёзка вклинилась.
А хороши шовчики. Вот только никто не пытается доллар просунуть 🙂
Это уже ближе к реке, окончание стены. Стена идёт примерно перпендикулярно реке.
Завершается выход из оврага старым мостиком из больших брёвен и досок.
Мостик этот — один из любимых мотивов у художников.
Выход к реке.
Мостик.
Далее от оврага мы свернули в улицу и пошли любоваться домами. Хм, какой пень, сначала подумала я. Оказалось — камешек.
Самое интересное смотрит на нас.
Первое — верх гладкий.
Второе — скос чёткий и далее поверхность также ровная, плоская.
Третье — зазубрина на краю показывает, что камень литой.
Зазубрина ближе.
Дом, около которого лежит камень.
Далее встретился ещё один, утопленный в землю.
Надо полагать, местное население давно оценило камешки и растащило что могло по дворам.
Ну как тут не впасть в камнеманию! Теперь все местные камни стали вызывать повышенное внимание)
На сём репортаж заканчиваю и продолжаю исследование.
Вспомнила, что встречались уже старые фоты Чусового, пошла смотреть:
http://coollib.net/b/169929/read
«СЕЛО ЧУСОВОЕ
Село возникло при лесопильной мельнице, запущенной в 1721 году. Река Шайтанка (её длина около 20 км) была перегорожена плотиной высотой более 10 м и длиной более 80 м. Образовался полуторакилометровый пруд. При мельнице появилась и пристань тагильских заводов Никиты Демидова. В 1727 году возле плотины Акинфием Демидовым был построен железоделательный завод. Завод, соответственно, назвали Шайтанским, а потом, чтобы не путать с другими Шайтанками, — Старошайтанским. Завод работал на местной руде и выпускал «полуфабрикат» — «крицы», «сырое железо». Крицы увозили за 30 вёрст на Сылвенский завод, там отковывали, доводя до нужного качества, и везли обратно в Шайтанку. Здесь продукцию грузили на барки и отправляли вниз по Чусовой. После смерти Акинфия Демидова в 1745 году его сын, Прокофий Акинфиевич, после долгой тяжбы с братом отсудил себе пять заводов Невьянской группы, в том числе и Старошайтанский. В нарушение отцовского наказа не продавать заводы никому, кроме братьев, он почти сразу же продал их Савве Яковлеву — крупнейшему в России заводчику- откупщику. Яковлев, его сын, внук и прочие наследники (в том числе и правнучка Н. А. Стенбок-Фермор) владели заводом до самого его закрытия. В конце XIX века окончательно истощилась рудная база завода, а в 1905 году закрылась и кричная фабрика. Завод умер.
Во второй половине XIX века существование завода поддерживал сплав «железных караванов». Шайтанка была выходом на Чусовую Суксунского горного округа. 50–60 барок ежегодно отправлял Невьянский завод. Для караванов переоборудовали шлюзы плотины, облицевали шлюзовой канал камнем. Но прекращение сплава в начале XX века окончательно подорвало промышленную базу Шайтанки.
В советское время Шайтанку переименовали в село Чусовое. В Чусовом была молочно-товарная ферма и машинно-тракторная мастерская. Ходил рейсовый автобус. Населения было более тысячи человек. Имелись почта, школа, больница. Реку возле камня Шайтан пересёк висячий мост, по которому иногда осмеливаются проехать даже легковушки. Всё это сохранилось и в наши дни, хотя и обветшавшее, и в «уменьшенных масштабах».
Над плотиной на угоре возвышается старинное здание караванного начальника и управляющего заводом. 26 июня 1958 года по инициативе заслуженного деятеля искусств РСФСР художника Бориса Семёнова и местной учительницы Марии Мезениной в нём была открыта сельская картинная галерея. Часть выставочной площади занимала краеведческая экспозиция, а часть — собрание из трёх с лишним сотен картин, безвозмездно подаренных галерее авторами и владельцами. Сейчас галереи уже нет, и местные жители не помнят, что с ней приключилось. Окрестности села изображены на картинах художника Виктора Добровольского «Хмурый день» и «На Чусовой. Быстрина» (обе — 2005 год)…»
Слава Прокудину-Горскому!
http://ps-spb2008.narod.ru/ur_chus12.ht m
Шайтанский завод, прекративший работу в 1905 году. 1912
[Шайтанский завод, принадлежащий гр. Стенбок-Фермор]. 1912
Красной стрелкой обозначено местоположение оврагасо стеной (стена наклоном обращена здесь от нас). Также я обозначила, что сохранилось, а чего сейчас нет и в помине.Обведённое кружочком здание — это часть современной базы художников — столовая.
Столовая на этом снимке. Уровень Чусовой здесь выше, чем сейчас.
Слева — камень Шайтан. Слава у него не очень — несколько человек покончили с собой, сбросившись с него. В основном от несчастной любви.
Ну и, красавица столовая в современном виде:
Здесь — с обратной стороны.
Да, со столовой я отошла от темы, возвращаюсь. Надо подвести итог.
Казалось бы, приведённый отрывок снимает вопрос по поводу времени создания стены:
«Во второй половине XIX века существование завода поддерживал сплав «железных караванов». Шайтанка была выходом на Чусовую Суксунского горного округа. 50–60 барок ежегодно отправлял Невьянский завод. Для караванов переоборудовали шлюзы плотины, облицевали шлюзовой канал камнем.»
НО!
Первое: на фото Прокудина-Горского нет выхода в реку, там где стена, а выход мы видим по центру:
Канал облицован деревом. Но, допустим, был этот выход, но к концу 19 века зашили.
Второе: я не видела в селе ни одной каменной постройки.
По логике,если ты так бодро и грамотно управляешься с камнем, почему бы его не использовать шире, не строить дома, хозпостройки и т.п. Но нет, мы здесь видим одну развалившуюся постройку из кирпича и кругом — дерево.
Мой вывод — каменная стена — не «демидовских» рук дело. Её, возможно, пытались использовать, но они её не строили. Что называется — слабо. С такими технологиями.
Культура периода Демидовых пришла и села на то, что уже было до них, возможно, и пруд был создан гораздо ранее. Она ничего не смогла повторить из того, что было ранее.
И это нормально. Потому что я своими глазами наблюдаю в Чусовом, как на культуру периода Демидовых села культура конца 19 века, на неё села культура совесткого периода, на культуру советского периода на наших глазах уже села культура постсоветсского периода — свои дома, свои материалы, свои схемы.
Источник
18 августа, 2019 - 5:39 пп
каменная стена — не «демидовских» рук дело
26 февраля, 2020 - 5:27 пп
Как это чудесно