Благодаря подробному описанию и обилию фотографий, сделанных автором, у нас есть замечательная возможность совершить виртуальную экскурсию по выставке «Сокровища русского стиля». Предметы быта, интерьера в исполнении русских мастеров поражают своей душевностью и красотой…
С 19 сентября по 24 ноября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит интересная выставка под названием «Сокровища русского стиля». Интересная не только стилистикой, но и тем, что большое количество экспонатов выставлено впервые – т.е. широкому зрителю они были до сего времени неизвестны. Даже для специалистов многие вещи станут открытием – как, например, знаменитые абрамцевские резные Царские врата, которые последний раз были доступны широкой публике в 1913 году – ни много ни мало 100 лет назад.
Но обо всём по порядку. Так как многие предметы мебели и декора в русском стиле показаны впервые, выставка имеет просветительскую направленность. На входе каждый посетитель получает лист с вопросами викторины, на которые предлагается ответить, внимательно просмотрев выставку, подписи на табличках и Каталог, который находится тут же в зале. В принципе, практически на все вопросы можно ответить, используя предложенные источники информации, но я случайно узнала о викторине заранее, скачала опросный лист и смогла подготовиться до посещения музея, посидев в Интернете и обложившись статьями и книгами по данному направлению в искусстве. Которое, как выяснилось, было в своё время очень даже известным, популярным, модным – в том числе не только в России, но и за её пределами, – успешно развивающимся и, что самое главное, – стилистически оформленным и своеобразным.
В музей ДПНИ я приехала где-то в час дня. От метро “Цветной бульвар” минут 20-30 пешком по Садовому кольцу в сторону Кукольного театра (Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова), доходим до улицы Каретный Ряд, по светофору переходим на другую сторону Садового, и потом надо будет немного вернуться обратно и вглубь микрорайона – на ул. Делегатскую.
Музей большой и гостеприимный, в воскресенье народу было много: ко входу стекались струйками семьи с детьми, пожилые люди и молодёжь. Входишь в центральный вход, тут же покупаешь билет – 200 рублей стоит взрослый, в стоимость входит посещение нескольких временных выставок и всех постоянных экспозиций – в общей сложности я обошла шесть больших залов, но могла бы и больше – дело уже было к закрытию, и я просто не успела, да и устала тоже.
Закрывается музей, кстати, в 18 часов, так что лучше планировать поход как минимум часа за 2 до закрытия, если вы хотите посмотреть хотя бы 1-2 зала. Если же решитесь участвовать в викторине, то придётся изрядно потрудиться, потому что добывать информацию придётся внимательно и кропотливо, а для этого тоже нужно время. И, надо сказать, есть, за что побороться: главный приз – антикварный резной-расписной шкафчик, изготовленный по эскизу художницы, иллюстратора и дизайнера Е.Д. Поленовой в конце 1880-х годов в Абрамцевской столярной мастерской.
Я не оговорилась, назвав Елену Дмитриевну дизайнером — тогда, конечно, такого термина не употребляли, но художественное конструирование существовало и без этого — Поленова проектировала мебель, интерьеры, предметы декора, текстиль, имела специальное художественное образование, так что дизайнером была самым что ни на есть настоящим, успешным и именитым.
Неглавные призы тоже полезные и приятные, про них можно почитать на сайте музея http://www.vmdpni.ru/news/archive/2013/ … /index.php и на сайте Арт-центра ”Алексеевское подворье”, http://rusantik.ru/novosti/item/269-образовательный-проект-приуроченный-к-выставке-сокровища-русского-стиля.
Сокровища русского стиля находятся на 2-ом этаже. Перечёркнутый значок фотоаппарата меня не испугал, но, обратившись к работнику музея, я узнала, что фотографировать нельзя в принципе, даже за деньги. Вот так вот. Как мне объяснили, организаторы только что издали Каталог, куда вошли фотографии почти всех экспонатов, и по крайней мере в ближайшее время предлагается приобретать его, а не делать любительские фото и выкладывать в Инет)) Ну что ж, людей тоже можно понять, и я, как человек порядочный, не стала снимать из-под полЫ, тем более, что снимки без настройки не обладали бы хоть каким-то примлемым качеством.
А съёмка в этом помещении могла бы быть что надо! Все шкафчики, стулья, кресла, столы, рамки, буфеты и прочая, прочая находятся в абсолютно белом помещении (пол только не белый, но тоже светлый), с ярким освещением – при минимальном ISO можно было бы получить четкие сочные кадры с хорошей детализацией. А детализация здесь особенно важна: тонкая, изящная, мастерски выполненная резьба обязывает передавать её чёткими, ясными линиями на кадре, и если цветные элементы не столь требовательны, то светотеневая передача резьбы должна быть на высоте, тем паче что большинство предметов мебели обработаны морилкой, воском и имеют тёмно-коричневую поверхность.
Каталог, который я приобрела уже в конце посещения в магазинчике внизу, как раз не всегда передаёт этот необходимый для восприятия декоративный объём. Те вещи, которые изображены на тёмном красно-коричневом фоне, выглядят не очень выразительно и теряют в презентабельности. Вот почему я бы советовала не ограничиваться просмотром бесспорно красивого, качественно изданного и в будущем сравнительно редкого (тираж 1000 экз.) Каталога, а всё же найти время для посещения выставки «живьём». Но иллюстрации на белом фоне – конечно, выигрышны. Кроме того, Каталог содержит несколько важных искусствоведческих статей, написанных специалистами, что важно в отношении формирования правильного представления об истории русского стиля в отечественном искусстве.
Каталог «Сокровища русского стиля», к слову сказать, раскупался хорошо, при мне посетители выбирали его из ряда других изданий. Опишу немного сам альбом.
Это полноцветная, красивая, тяжёлая книга объёмом около 200 страниц, бумага плотная полуглянцевая, печать офсетная. Её приятно держать в руках, листать, кроме вышеупомянутых статей она содержит фотографии (с комментариями) предметов мебели, быта, керамических изделий, а также архивные снимки конца XIX — начала XX веков, повествующие о мастерских, магазинах, выставках, а также эскизы художников Абрамцевского кружка. Словом, информативное и достойное издание, стоит своих денег — 400 рублей.
Итак, вот я и в зале… Атмосфера в нём царила, я вам скажу, совсем не размеренно-музейная, а, скорее, беспокойно-исследовательская. Туда и сюда курсировали люди разного возраста, которые дотошно рассматривали, изучали, бурно обсуждали друг с другом детали, делились впечатлениями и — записывали что-то на листки формата А4, прямо тут же, на ходу, или присев на стоящие вдоль стен банкетки. Да-да, это были те самые опросные листы викторины, которые выдавались каждому при входе на выставку. Настроение у присутствующих в зале было приподнятое. Думаю, организаторы не ошиблись, применив такой стимулирующий приёмчик для того, чтобы заинтересовать посетителей: я видела мам и пап с детьми и подростками разного возраста, совещающимися о том, ЧТО нужно вписать в место для ответа — хочешь не хочешь, а информация, добытая с трудом, обязательно отложится. Таков закон восприятия. Одно дело просто гулять и глазеть, и совсем другое — выискивать, высматривать и вычитывать))
Выставка в первом зале разделена на тематические разделы, которые я попытаюсь проиллюстрировать теми фотографиями, которые удалось раздобыть в общем доступе на официальных сайтах
ВМДПНИ http://www.vmdpni.ru/data/events/2013/0 … /index.php,
КУЛЬТУРА.РУ http://culture.ru/project/treasures
и КИРИЛЛИЦА.РУ http://cyrillitsa.ru/art/9852-sokrovish … tilya.html.
Во втором зале, являющемся частью выставки «Сокровища русского стиля» и одновременно — постоянной экспозицией музея, фотографировать — ура! — разрешили («Девушка, не можно, а нужно! Мы всем говорим, что «обязательно фотографируйте!». Только без вспышки»), чем я и воспользовалась по полной программе. Хотя, если бы к этой экспозиции также прилагался Каталог с профессиональными фотками, я бы, не задумываясь, приобрела и его.
Итак, с чего же начать?.. Глаза разбежались… Пошла я по порядку, чтобы ничего не упустить, и первым делом увидела вот такие простые и в то же время весьма дизайнерские абрамцевские стулья, изготовленные по мотивам древних монастырских стульев и кресел XVI-XVII веков. Уникальны они своей бесспорной аутентичностью — на Гефсиманском стуле (слева) древний орнамент в форме S, на втором (справа, он представлен как «кресло») — венчающий спинку фронтон характерной формы; оба обладают традиционной для самых древних из дошедших до нас русских стульев, конструкцией.
Великолепны, конечно, Царские врата. Историю их создания и долгого пути к сегодняшнему зрителю можно почитать в Сети и в анонсах выставки на сайтах Музея и Культура.ру. Врата не очень большие по размеру, но по силе художественного воздействия — невероятно притягательные! Когда вблизи видишь эту динамику резных элементов, как будто сплетающих саму форму врат своими живыми изгибами и соединениями, невольно замираешь, наблюдая за их то быстрым, то замедляющимся, движением. Удивительно, но не возникает ощущения избыточности, хотя вся поверхность покрыта резным орнаментом — наоборот, этот орнамент как загадка, обманка, которая проявляется лишь вблизи, а издали её так сразу и не увидишь — только общую форму самого предмета.
Вот он, оригинал XVI века, по которому была изготовлена копия в Абрамцево:
А примерно так выглядел позолоченный первоисточник в XVI веке в интерьере храма, для которого его сделал древний русский мастер:
Красиво, не правда ли?
Тут же можно увидеть интересные предметы церковного быта: киот для литого креста в стиле русского модерна, великолепный подсвечник — какой-то одновременно древний, «народный», но в то же время «модерновый», изящный и гармоничный.
Даже не знаю, как описать его одним словом. Думаю, это один из наиболее удачных примеров для иллюстрации художественного совершенства русского модерна рубежа XIX-XX веков. Традиционное и современное — под «современным» имею в виду модерн и общий «разворот» искусства к графичному авангарду — монолитно соединено в нечто совсем новое, но сохраняющее индивидуальные черты стилей-«родоначальников».
А дальше… дальше началось знакомство с многочисленным семейством абрамцевских, сергиево-посадских, хотьковских и кудринских шкафчиков и полочек. Какие же они миленькие и аккуратненькие!
Небольшие, украшенные трёхгранно-выемчатой, плоскорельефной и сквозной резьбой, иногда с подкрашенными элементами, разные и похожие одновременно, они способны влюбить в себя даже очень функционально относящегося к вещам человека.
В такие шкафчики и на такие полочки можно положить не очень большие (а иногда и, прямо скажем, маленькие) предметы, но их предназначение всё-таки, скорее, декоративное: эдакие сказочные теремки, создающие определённую атмосферу в интерьере.
Их аналогия с архитектурными сооружениями порой прочитывается очень ясно — и это тоже по-своему привлекательно.
Больше всего запомнились шкафчики и полки с асимметричной композицией: такой, например, как у главного приза викторины или «шкафа подвесного», выполненного по эскизу А.С. Мамонтова — с ромбовидным оформлением верхней части. На мой взгляд, построение декоративной отделки этого шкафа выполнено с той степенью меры и равновесия, которая отличает настоящее искусство: динамика асимметрии направленна и стремительна, а статичность симметрии богата и сложна — одно дополняет другое, и обе части создают истинно красивое единство. Я покажу только верхнюю часть… Всё целиком — сходите посмотрите сами. Всё равно фотография не в состоянии передать впечатления, которое производит эта вещь в объёме.
Возле этого экспоната я задержалась подольше. Мимо прошли какой-то немец и экскурсовод-переводчик. Немец был очень любознательный, задавал вопросы, а экскурсовод отвечала так увлечённо и развёрнуто, что, если бы она говорила на русском, я бы точно незаметно последовала за ними и послушала её рассказ о мебели в русском стиле.
Да, а вокруг-то в это время уже было не протолкнуться. Но я этого почти не замечала, потому что как раз увидела комплекты мебели для столовой (столы, стулья, табуреты), письменный стол, шкафы и буфеты.
К сожалению, не все они вошли в Каталог, увы мне. Надеюсь, когда ажиотаж спадёт и весь тираж Каталога будет распродан, а часть коллекции переедет в залы с постоянной экспозицией, мне посчастливится ещё раз посетить музей и нафотографировать мебель вдосталь! Столы с объёмным подстольем-шкафчиком (форма восходит к образцам русской каркасной мебели XVII века), тонированный и вощёный массив дуба, сосны и берёзы, и, конечно, — Её Величество русская резьба, куда ж без неё?!.. Про резьбу в оформлении поверхностей стоит, пожалуй, написать отдельно, а то этот отзыв никогда не кончится…
…Ладно, давайте уже переходить во второй зал, там ещё много интересного, а я вас, наверное, утомила своим рассказом. Что ж, кто не устал, пошли дальше.
…Ой, нет, ещё надо одну необычную вещь посмотреть! Дверь с совами.
Честно говоря, я видела её фрагменты в Сети до того, как поехала на выставку, видела фотографии после выставки, но никакие картинки не могут сравниться с дверью с совами в реале.
Я не знаю, почему так. И наличник как-то не так смотрится на фото, и само полотно. Мне кажется, что она была с коваными накладками… а на фотографиях и в подписях — дерево и тонировка (?). Или это такая качественная имитация?.. Вот если бы я сама сфотографировала детали, то знала бы наверняка, как она выглядела, а теперь гадай. Точно могу сказать, что на меня эта дверь подействовала особенно — она действительно сказочная, как какой-то переход в иной мир. Кажется, откроешь её — и попадёшь в мир Бабы-яги и всяких леших, волшебных клубков и наливных яблочек на золотом блюдечке. Кстати, когда я всё ходила кругами вокруг двери (её можно рассмотреть со всех сторон), к ней как раз подвели экскурсионную группу младшего школьного возраста, и долго рассказывали первоклашкам о том, что означают совы и коты — думаю, не просто так, для детского восприятия она, наверное, вообще невероятная и волшебная, да ещё если экскурсовод представит всё в сказочном свете.
Когда я, наконец, обошла всё, что было в первом зале, и не нашла там керамического камина от М. Врубеля (анонс был мной предварительно изучен досконально, да и в списке вопросов викторины есть вопрос об этом камине), я подошла к работнику музея и выяснила, куда надо идти дальше. Выйдя из первого зала, повернуть направо, и потом первый вход опять же справа. Увидев, наконец, эту облицовку для камина, выполненную в технике майолики (разновидность керамики, изделия изготавливаются из обожжённой глины с использованием расписной глазури), я спросила разрешения — и начала отрываться!!!
Самое яркое и впечатляющее — это, конечно, керамическая облицовка камина по эскизу Михаила Врубеля «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем». Я бы назвала ее «орнаментальной картиной»: с одной стороны, это сюжетное произведение с действующими лицами, с другой — декоративное торжество орнамента с повторяющимися элементами и символизмом образов. Вживую вся эта красота сияет, переливается, бликует, меняет окраску и играет светотенью в зависимости от точки, с которой на неё смотришь. Недаром камин получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Ещё бы, иначе и быть не могло!
После «Вольги и Микулы» я увидела шикарную (другого слова не могу подобрать) братину «Петух» с ковшами в виде куриц и блюдо с растительным орнаментом — тоже выполненные в технике майолики (керамика+глазурь). Теперь этот петух с курицами стоит на моём компьютерном рабочем столе — не могу налюбоваться. Красавец!
В этом зале другая методика компоновки мебели и предметов декора, освещение только направленное, а фон — розово-оранжевого оттенка; в зале темновато, поэтому пришлось потрудиться, выставляя разную чувствительность на фотоаппарате и пытаясь поймать резкость при слабом освещении. Что выросло — то выросло, не судите строго. (Ещё эти лопухи сопроводительных подписей… нужны, не спорю, но картинку портят сурово).
Мебель, предметы интерьера, разная домашняя утварь сформированы в стройные композиции – мы как бы оказываемся в отдельных комнатах: в столовой, гостиной, разных функциональных уголках в русском стиле.
Тут и комплекты столов со стульями и табуретами, лавки-диванчики со спинками и просто лавки без спинок, буфеты, комоды, шкафы и полки, посуда, декоративные вазы и фигурки. Все это создано талантливыми художниками, дизайнерами мебели и интерьера, керамистами и резчиками в период с 1870-х по 1910-е гг. Их главное преимущество в том, что авторы не копировали крестьянскую мебель предыдущих веков, а создавали новую, основываясь, однако, на исконно русских, имеющих многовековую историю, декоративных символах и конструктивных формах. Была организована большая исследовательская работа. Источниками вдохновения для Поленовой Е.Д., Малютина С.В., Васнецова В.М. и Васнецова А.М., Соколова Вл.И., Поленова В.Д., Давыдовой Н.Я., Ворноскова В.П., Зиновьева А.П., Врубеля М.А., Солнцева Ф.Г. и других авторов служили русский книжный орнамент, домовая резьба, узоры вышивок, мотивы росписей, народная мебель, произведения декоративно-прикладного искусства и, конечно, архитектура.
Прочитываемая архитектурность, имитация архитектурных сооружений – отличительная особенность мебели в русском стиле. Тут и миниатюрные дверки с коваными петлями, как будто это вовсе не фасад шкафа, а фасад терема с несколькими входами; и колонки полок – как резные столбы крыльца или галереи вокруг боярского дома; угловатые треугольные окошки и арочные проёмы открытых полок буфета — как конструктивные части древних крепостей.
Это вполне функциональные вещи: в шкафы можно ставить посуду, за столом обедать. Мебель из абрамцевских, талашкинских, сергиево-посадских, московских и других мастерских была широко распространена в период русского модерна; в зажиточных домах считалось хорошим тоном обставить хотя бы одну комнату в русском стиле. При этом наличие исключительно бревенчатого или «деревенского» фона не требовалось — мебель органично смотрелась на фоне обоев и окрашенных стен, соседствуя с личными фотографиями хозяев или картинами в рамах, светильниками и вазами в других стилях. Фотографии интерьеров той эпохи можно посмотреть в книге А. Васильева «Русский интерьер в старинных фотографиях».
Примерное представление о том, как выглядели такие комнаты, можно получить из фильма Л. Гайдая «Не может быть!» — в двух новеллах из трёх шкафы-буфеты показаны крупным планом.
На втором буфете даже можно рассмотреть чеканные вставки с изображением древнерусского воина в обрамлении растительного узора. Действие фильма происходит в 1927 году и отражает тогдашнюю реальность – мебель в русском стиле не только продолжала функционировать в интерьерах, но и продолжала производиться в институтах, созданных на базе художественных лабораторий Кустарного музея, а также в Абрамцевской профтехшколе, причём разрабатывались и новые проекты изделий. В 1920-1940 годы мебель в русском стиле продавалась на внутреннем рынке и экспортировалась за рубеж, демонстрировалась на крупнейших всероссийских и международных художественно-промышленных выставках, в том числе на парижских 1925 и 1937 года, как, например, шкафчик с птицами, изготовленный в 1936 году (хороший пример яркой «архитектурности» образа). (Этот предмет находится в первом зале, поэтому фотографии нет).
Сам факт производства в такое неспокойное время показателен, как и факт преемственности художественных традиций царской России Советской властью.
Особенный почерк имеют талашкинские произведения мебельного и декоративно-прикладного искусства. На сто процентов модерновые, они сохраняют в себе национальный дух и являются хорошим примером органичного синтеза народных традиций и новых для своего времени культурных веяний. Смею утверждать, что образцы из Талашкино – это подтверждение художественной оформленности, сформированности русского стиля как системы образов и приёмов, обладающей единством идейно-художественного содержания.
Использование цвета в отделке придаёт вещам какую-то легкость, весёлость, нарядность. Красный, жёлтый, зелёный, чёрный — основные цвета древних росписей русского Севера, народных икон и Лицевого летописного свода.
Если бы не революция, война… русский стиль в интерьере не только брал бы медали и награды на международных промышленных выставках, но и получил дальнейшее развитие и широкое распространение. Предпосылки для этого были самые объективные: мебель в Европе активно раскупалась, Кустарный музей принимал заказы от крупных торговых фирм Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Америки. Более того, на Западе местные мебельщики начали создавать «реплики» дизайнерских вещей «от Абрамцево» — попросту говоря, копировать (Источник: Прохоров Н. Русский стиль в мебели. М.: Трилистник, 2005).
Даже наряду с конструктивистским направлением и прорывом в области технологий изготовления, сделавшим дизайнерскую мебель общедоступной, такой стиль как русский имел все шансы существовать параллельно, представляя собой элитарный высокохудожественный стиль, создающий произведения ручной работы.
После этого зала я посетила ещё несколько, но это были уже другие тематические экспозиции. В конце концов я устала и решила, что пора опустить свой листок с ответами в специальный ящик-урну и двигаться на выход.
Одна женщина, проходя мимо, спросила меня, сколько времени, и узнав, что до закрытия остаётся меньше часа, спохватилась и воскликнув: «Ещё час нам остался!» — побежала скорее дальше дописывать свои ответы. Я уже шла по направлению к выходу, когда возле первого зала заприметила другую посетительницу: она сидела на банкетке в коридоре и внимательно изучала Каталог, что-то выписывая на свой листок с вопросами викторины. В общем, народ шуршал, и я среди него тоже. Было весело, такое, знаете, ощущение общности в решении поставленной задачи)) Как на олимпиаде в школе)) С одной стороны, каждый хочет выиграть, а с другой — у всех одно и то же задание, и это сближает. Возможно, я попала в особенный день — воскресенье, поэтому и посетителей было так много, не знаю. Апофеозом всенародности и вседоступности музейных услуг стали молодые родители с грудным малышом (ну совсем маленький!), тут я не удержалась и воскликнула: «Ух-ты какой посетитель!» — «Самый главный!» — ответили мне с улыбкой родители.
Выходя из музея, я подумала, что название выставки можно понимать двояко: с одной стороны, “сокровища” – это какие-то драгоценности, а с другой – согласно этимологии, прямому смыслу, – это то, что “сокрывается, скрывается” для лучшей сохранности – сокровища закапывали в землю, в какие-то потайные места, оно хранилось там до поры до времени вдали от чужих глаз, а когда их находили – то сокровища вновь представали во всей своей красе. Так и случилось: впервые выставленные в музее экспонаты в руском стиле – это открытое вновь сокровище в нашем отечественном искусстве и источник вдохновения для новых идей и вариаций в производстве мебели и оформлении интерьеров.
В заключение хочу выразить свою искреннюю признательность организаторам, реставраторам, музейным работникам и всем причастным к выставке «Сокровища русского стиля». Продолжайте начатое, а мы будем ждать обещанную серию выставок о русском стиле — интересном, красивом и душевном.
Источник
16 августа, 2019 - 10:54 пп
Благодаря подробному описанию и обилию фотографий, сделанных автором, у нас есть замечательная возможность совершить виртуальную экскурсию по выставке «Сокровища русского стиля».
17 марта, 2020 - 4:34 пп
Сокровища есть наше
24 августа, 2020 - 2:16 пп
Наше родное