Велемудр » Blog Archive » Святилища Славян

Святилища Славян

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Святилище в Пустынке. Найдено в 1974 г. Березанской С.С. Датируется XV-XII вв. до н.э. Открыто близ хутора Пустынка, на берегу Днепра западнее Чернигова. Одно из двух святилищ праславянской деревни (19 жилых и 14 хозяйственных построек). 

Святилище «…расположено в западной части поселения на возвышенном участке берега в 20 м от воды. Оно было наземным. Судя по конфигурации столбовых ям, помещение имело круглую форму диаметром около 10 м. Внутри него, приблизительно в центре, находились еще четыре ямы, образующие неправильный четырехугольник размерами 3,5х4м.» Цитата из источника [1].

На полу святилища обнаружен ров размерами 0,5х3 м., глубина его 30 см. В ровике обнаружены зола, мелкие кальцинированные кости, а также осколки зернотерок (более 120), сильно обожженные.

Литература: 1) Березанская С.С., «Пустынка. Поселение эпохи бронзы на Днепре.», Киев, 1974. 2) Рыбаков Б.А., «Язычество древних славян», М.: Наука, 1994 г.

Святилище в Ржавинском лесу

Это святилище исследовано в 1976 г. Б.А. Тимощуком.

Расположено в Ржавинском лесу (Северная Буковина), на высоком всхолмлении около ключей. Находилось в центре гнезда славянских поселений VIII-X вв.

Центральная площадка святилища ровная, округлая, в диаметре 24 м. Была обнесена валом высотой 1,5 м и рвом шириной 5-6 м. На вершине вала обнаружены площадки из камней, по предположению исследователя использовавшиеся для разведения ритуальных костров. Ниже по склону располагался второй концентрический вал с примыкающим рвом (диаметр 60 м). На вершине второго вала также были устроены площадки-уступы для ритуальных костров.

На склоне первого вала при раскопках обнаружен четырехгранный каменный столб (высота 2,5 м, размеры основания 0,6х0,9 м). Кверху столб становится более тонким, какие-либо изображения на нем отсутствуют. По предположению исследователя, столб был установлен в центре круглой площадки и выполнял функции идола.

Литература: 1) Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Гнилокутское святилище

Исследовано в 1975 г. Приходнюком А.М. на поселении VI-VII вв. в урочище Гнилой Кут на окраине г.Городок на Подолии.

Состояло из прямоугольной площадки (2,3х1,5 м), выложенной небольшими плоскими камнями, и круглого кострища, расположенного в углублении около восточного края площадки.

Среди остатков костра найдены фрагменты глиняной посуды и обожженные кости животных.

В.В. Седов относит это святилище к тому же типу, что и Киевское .

Литература: 1) Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Киевское святилище

Открыто в 1908 г., повторно исследовано в 1937 г. Датируется VIII-X вв.

Расположено на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора.

Капище образовывало в плане неправильный четырехугольник с округленными углами и с четырьмя прямоугольными выступами, ориентированными по сторонам света. Сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м..

К югу от площадки обнаружен слой пережженной глины с большим количеством костей домашних животных. По мнению первого из исследователей капища (Хвойко В.В.), в этом месте располагался жертвенник.

Литература: 1) Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Красногорское святилище

Датируется VIII-X в.

Расположено в Смоленской области.

Святилище представляло из себя искусственно отсыпанную горизонтальную площадку в виде правильного круга, окруженную кольцевым валом, высота которого не превышала высоты площадки. С одной стороны вал был разомкнут, образуя проход. В центре площадки обнаружена яма, в этом месте находилась статуя.

В траншее, заложенной в восточной части площадки, на материке обнаружена вымостка размерами 3,5х3 м. Вымостка сложена в один ярус из непригнанных друг к другу булыжников и колотого камня. Все камни носили следы огня, выше залегал слой золы с остатками обгорелых бревен. По предположению В.В. Седова, вымостка была сооружена перед отсыпкой возвышения, и на ней был зажжен ритуальный костер, чтобы освятить место будущего святилища.

Литература: Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Нижне — Воргольское святилище

Исследовано Москаленко А.Н. в 1966 г. на городище роменско-боршевской культуры у села Нижний Воргол в бассейне среднего Дона. Расположено (подобно Ходосовичскому) в мысовой части.

Представляло из себя круглую глинобитную обожженную площадку диаметром 12 м. В ее середине обнаружена яма от деревянного идола, а вблизи — жертвенник (сильно прокаленная глина с золой). Площадку окаймляли ямы, предназначенные для разведения ритуальных костров.

В золе жертвенника найдены железные наконечники стрел и кости лошади.

Литература: 1) Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Перыньское капище

Святилище Перуна. Открыто в 1951-1953 гг. Датируется IX-X в.

Расположено в урочище Перынь (в 4 км южнее Новгорода Великого, на левом берегу р.Волхов).

Святилище представляло из себя горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом (ширина 7м, глубина более метра.). Точно в центре площадки обнаружена яма от столба диаметром 0,6 м, здесь стояла деревянная статуя Перуна (по первой Новгородской летописи Старшего Извода, в 988 г. статуя была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился жертвенник круглой формы, сложенный из булыжных камней.

Ров, окружавший площадку, в плане представлял не кольцо, а восьмилепестковый цветок, образуемый восемью правильно и симметрично расположенными ямами. На дне каждой из ям во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них (восточной, обращенной к Волхову; на виде сверху помечена звездочкой) огонь горел постоянно. О богослужении Перуну: Ему же яко богу жертву приношаху и огонь неугасающий за дубового древня непрестанно паляху» (Л, стр.207).

Литература: 1) Седов В.В., «Древнерусское языческое святилище в Перыни», в сборнике «Краткие сообщения и доклады о полевых исследованиях Института истории и материальной культуры», т.50, 1953г.; 2) Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Ходосовичское святилище

Небольшое племенное святилище. Открыто в 1972 г. Датируется X-XI в.

Расположено на берегу оз. Святое, на мысе вытянутой вдоль края озера песчаной дюны.

Центральная площадка святилища горизонтальная, круглая в плане. Диаметр ее около 7 м. Площадка окольцована канавкой глубиной 0,4 м (по предположению исследователей, на месте канавки стоял невысокий частокол). В центре площадки открыта яма от деревянного столба-идола.

С четырех сторон на расстоянии до 2 м. от края площадки имелись четыре ориентированных по сторонам света углубления, в которых во время ритуалов горели костры (раскопками зафиксировано только три ямы с кострищами, так как западный край святилища подмыт водами озера). Углубления корытообразные, в плане имеют серповидную форму.

Литература: 1) Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Шумское святилище

Исследовано в 1966 г. Русановой И.П. в Шумске близ Житомира. Датируется VIII-IX вв.

Святилище было устроено на отроге невысокого берега реки Гнилопять, занимало «укромное место». Внутри обнаружены камни, следы столбов, кострища. Неподалеку от святилища находился могильник. Около могильника с трупосожжениями находится углублен-ное сооружение крестообразной формы, ориентированное по сторонам света (размеры 14,2х11 м, глубина 40-50 см). Дно сооружения плоское, стенки вертикальные. В центре расположена большая столбовая яма, заполненная камнями, кругом нее столбовые ямы и камни. В центральной части горел огонь. Найдена керамика конца IX-X вв., кремневый наконечник стрелы, пережженные кости быка и птиц. Рядом находилось место для сожжения умерших, имевшее вид круглой площадки (диаметром 5 м) с прокаленной поверхностью и слоем угля толщиной 50 см, окруженной кольцевым ровиком. На соседнем мысу берега стоял один жилой дом и хозяйственные постройки.

Конфигурация ямы сложная. И.П. Русанова называет святилище крестообразным, Б.А. Рыбаков упоминает о «…гигантской женской фигуре, распростертой по высокому берегу реки. …фигура помещена головой на север» (цитата приводится по источнику [1]).

В кострище найдены кости птицы и быка, на площади святилища — пряслица для веретен.

Литература: 1) Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

На рис.Святилище Перуна под Новгородом в Перыни Раскопки и реконструкция В.В. Седова

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

3 комментария на “Святилища Славян”

  1. welemudr сказал:

    Конфигурация святилищ сложная

  2. Боб сказал:

    Там Светлый дух (Свентовит), там Русью пахнет

  3. Шана сказал:

    Надо восстанавливать святилища