24 февраля в соответствии с народным календарем славяне празднуют день Бога Велеса. В пору двоеверия на Руси христиане, чтобы уничтожить память о нашем ведическом наследии, в этот день стали чествовать своего святого Власия. Так случилось со многими нашими праздниками. День Бога Купалы заменили на «Ивана Купалу», приурочив его ко дню рождения библейского Иоанна Крестителя, праздник дня осеннего равноденствия Солнца подменён на Рождество Пресвятой Богородицы, зимнее равноденствие Солнца-Коляды превратилось в «Рождество Христово»(католическое), Высшний день Бога Перуна заменили празднованием Ильи-пророка и т.д.
Так кто же были для нас наши родные Боги память о которых так упорно стараются стереть . Бог Сварог в современном понятии это абсолют, то есть для наших пращуров это было «ВСЕ», ведь образно его имя означает :»СВА»- небеса, «РО» — род, «Г» -горний, высший, то есть дословно Небесный высший Род -родоначальник. Его энергетический центр белого света имеет каждый из нас и он располагается над теменем ( темница нашего «Я»).
Бог ПЕРУН (Первый, Познавший Единство РУН), для наших предков согласно «Велесовой книги» есть «ум (мысль), честь и совесть» для каждого из нас. Все люди в своем теле также имеют энергетический центр связанный с этим Богом, который находится в районе межбровья. Он фиолетового цвета.
СТРибог в понимании наших пращуров отвечает за СТРасти, СТРемления, СТРах, СТРес и т.д. то есть это все наши чувства и эмоции и так как они очень Быстры, Порывисты и Стремительны, то их иногда сравнивают с порывами ветра (но это совсем не означает что СТРибог это ветер). Энергетический центр связанный с этим богом голубого цвета и находится в районе нашего сердца.
И наконец Бог ВЕЛЕС, его имя означает согласно образов: ВЕЛикий ЕСть (по другому его так же называют и ВОЛОС, «ВОЛ» это мощь-сила, могущество, «С» — свет). Этот Бог известен у многих народов Вели (гер), Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Вала (инд.), Беленус или Бели(кельт.), Бербаш (дословно”медвежья голова” –скифск. ) Ас-ирис(егип., то есть бог Ас Ирийский, ирий по древне руски означает рай)). Он Бог из рода Асов.
Энергетический центр связанный с этим богом имеет синий цвет (знаменитый СИНЬ- камень не даром посвящен Богу Велесу) и находится в области наших губ(уст), бороды и горла. Наш Голос в начальном виде это всего лишь Голая бесформенная энергия, но облаченная в слова-образы она принимает направление и мощь и тогда мы можем этим инструментом творить настоящие чудеса. Бог Велес по сути покровитель силы, которая воплощает наши мысли(ум) и СТРасти-чувства. Поэтому Велес и считался покровителем богатства и всего что этому способствовало: мудрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, целительства, скотоводства. Он так же считается вестником богов, проводником умерших душ (встречает и сопровождает души умерших людей — балты считают что Велс пасет души умерших и поэтому приносят ему богатые жертвы). Он главный судья человеческих душ на посмертном Суде (в Бояновом гимне есть строка „по смерти Велеса нам не избежать”). По одним источникам он муж богини Макоши (Мать Коша — судьбы), по скандинавской версии муж Даны, а по персидской версии муж Сиды –Изиды (но скорее всего это просто разные имена одной и той же богини). Он покровитель ВОЛ-ХВов («ВОЛ» сила , мощь «ХВ» — ХоВать, прятать), обладателей тайных сил. Его священное дерево тополь.
Наши предки считали что в былые времена боги жили на нашей земле и учили людей разным наукам и ремеслам. «Дочь Дыеву (Диву), которая от дочери Наховы (Луны), царя Пресеченьска, сватали за Посейдона (Бога Дона) и Ангенора и Велосу, также приятна (она). Велос же поял женою Сиду ( „Изида – Дана-Макошь”; поял- был женат на ней). Ангенор же ушел в Вивинию (Венедию-Европа) и поял жену именем Тоур (Тару?) и сотворил град и нарек Тоур, и родил от Тоур Кадма (Бога любви Каму?)”— толковая Палея Синод сп.№210 л. 557. Так же согласно словаря «MaterVerborum «, Дива была отдана замуж за Перуна, а Посейдон был отвергнут (и женился на Роси).
Велеса славяне соотносят с материальным благополучием-золотом, а Перуна с честью, совестью, защитой и оружием. С богом Велесом славяне также связывают созвездие Плеяд (Волосыни, семь дочерей Велеса.). Он Бог-покровитель всех скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель западных славян — Скоттов (шотландцев это Скифы сколоты потомки боярина Скотеня, см. «Велесову книгу»), поэтому и говорили они всем испокон веков, что : «Велесъ скотiй Богъ» (бог людей, а не домашних животных, которых в древности именовали словом животина). Переселившись на британские острова, древние Роды Славян-Скоттов назвали все обжитые провинции — Землей Скоттов — Scotland (Шотландией), а в честь своего Родового Бога-Покровителя Велеса они назвали земли с лучшими пастбищами его именем — Wales (Уэльс, т.е. Велес). Так как Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим Миры Света и Тьмы, Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья (не даром его чакра человеческие врата под названием УСТА). Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведет в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.
Бог Велес всегда олицетворяет всестороннюю заботливость, кропотливое созидательное трудолюбие, честность и решительность, стойкость, постоянство и хозяйскую мудрость, способность отвечать за все свои деяния, сказанные слова и совершенные поступки. Бог Велес, охраняя Небесные Врата Междумирья, пропускает во Сваргу Пречистую Души только тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во защиту древней Веры; которые усердно и созидательно трудились для процветания своих Родов и которые от чистого сердца выполняли два Великих Принципа: Свято чтить Богов и Предков своих и жить по Совести в гармонии с Матерью-Природой.
Боян в «Слове о полку Игореве» назван Велесовым внуком , поэтому Велес является прародителем многих славяно-арийских родов. Его имя связано со словами: велеть, воля, владение, власть, великий. Велес есть олицетворение хозяйской мудрости. В древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя (поэтому скифы и звали его Бербаш- медвежья голова). Он был покровителем охотничьей добычи. Это в его честь волхвы надевали медвежьи маски на головы, а на себя звериные шкуры, чтобы уподобиться принявшему образ медведя Велесу и исполняли ритуальные танцы, служа требы богам. В прежние времена отмечали комоедицы — праздник пробуждения медведя, или Велесовы дни славянского ведического календаря. С почитанием Велеса, или Волоса, у славян связано возникновение и самого слова «волхв», однокоренного со словом «волохатый». Обычно оно переводится как волосатый, косматый, кудлатый. А вот в древности «волохатый» означало — почитаемый богом Волосом, не подлежащий убиению. В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства. В древнем Киеве кумир его стоял на Подоле, в нижней части города, и пользовался величайшим почитанием наших далеких праотцев-славян. А в Москве на склоне Боровицкого холма лежал Камень Велеса, к нему матери больных младенцев приносили «для обретения крепкого здоровья и исцеления от различных недугов» (И.М.Снегирев «Русская старина»). «Приплыл» тот камень в незапамятные времена к холму Боровицкому по Москве реке, после чего и явилось здесь святилище бога Велеса (сей камень убран в 19 веке по приказу императора Николая Павловича).
Чествовали бога в самом начале недели: День Велеса — понедельник. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что о Волосе упоминается еще в договоре вещего Олега с греками. Именем Волоса, так же как и Перуновым именем, «клялися россияне в верности, имея к нему особое уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». В древности в память о Велесе существовал такой обычай: первую борозду по весне проводил медведь, запряженный вместо лошади в соху: это обеспечивало щедрый урожай. Когда же наступала хлебная жатва, жницы отправлялись в поле с песнями. Одна из них, захватив рукою пучок колосьев, закручивала их на корню, а потом заламывала в сторону: «завивала Волосу бородку». Этот закрут оставался в поле несжатым до следующей пахоты. Кое-где завивают Волосу бородку и по сей день, только иногда называют его Житным дедом. Бога Велеса в древности воображали в виде красивого молодого человека, облаченного в шкуру наружу мехом, перехваченную широким кожаным поясом — «чересом». На поясе висел калита — кожаный кошель. В калите Велес хранил земные блага, а в чересе — духовные.
Спускаясь на землю, Велес бродил от дома к дому, жалуя людей своими дарами, особенно вступаясь за бедных и сирых (не отсюда ли пословица: «За сиротою — бог с калитою» — в том значении, что бедняков бог порою наделяет высокими духовными качествами и талантами). На небесах Велес пас свои неисчислимые стада, варил небесный мед, разводил пчел и занимался разными ремеслами. Был Велес не только звездным пастухом, но также покровителем путешественников, музыкантов и певцов. Велес слыл также великим врачевателем, силе которого подчинялись травы. О том, сколь огромное уважение питали наши предки к Велесу, говорит стародавний обычай цедить рождественское пиво через шерсть, а гадая на суженого, девушки не только лили воск, но и сжигали охапку сена или клок шерсти, по игре теней пророча будущее. К числу древнейших относится и гадание по брошенной в огонь бараньей шкуре — непременно с шерстью на ней. Волхвы бросали в пламень кости, вытаскивали их еще не обгорелыми и толковали огненные пятна на них как волю бога. Все это — следы поклонения Велесу-Волосу.
Считается так же, что Велес — прародитель великанов: волотов, велетов, ведь слово «велий» означает большой, великий. Вообще этот бог был особенно благосклонен к богатырям и всем людям, наделенным высоким ростом, большой физической силой. Также он владелец нечитанной книги земли, которая иначе зовется Чистое Поле, а по современному— «энергоинформационное поле земли». Имя Велеса-Волоса доныне сохранилось в славянских землях в таких названиях, как Велесова гора, Волосова долина. В средние века, с приходом христианства, Велес соединился в народном сознании со святым Власием — покровителем домашнего скота. Его день отмечался до революции 11 февраля по старому календарю, а после принятия нового календаря стал праздноваться 24-го февраля (из-за сдвига дней в календарях).
Мифы.
Еще в незапамятные времена, до того как посетить нашу землю, бог Велес пастушествовал в небесах. Он гонял по синему своду стада облаков, играл на свирели и распевал песни о великих деяниях, кои дано свершить богам и людям. А у громовержца Перуна, небесного владыки, была красавица-жена – богиня Дива. Она оставалась вечно юной красавицей. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, одежда изукрашена богатым шитьем и драгоценностями. Велес тоже любил красавицу Диву. Чуть, бывало, повеет теплом, чуть вылетят из райского сада Ирия жаворонки, неся на землю весну, начинает хмель любви бродить в теле небесного бога-пастуха! Не в радость ему мирная жизнь, не в радость небесные красоты. Хочется потешить буйную плоть! Не в силах с собой справиться, Велес улучил миг, когда Перун отвернется, и похитил красавицу Диву. Что тут содеялось в небесах! Черные грозовые тучи — передовое воинство Перуна — стремглав понеслись к жилищу Велеса, чтобы испепелить его молниями, убить громами. Но тот заиграл на чародейной свирели и на пути Перуна встала неодолимая стена . Увидев это Дива, задумала украсть эту свирель. Она подольстилась к Велесу, начала петь для него, танцевать. Ах, каким теплом повеяло в это время на земле и в сердце влюбленного бога! Но когда Велес уснул, разнеженный, Дива схватила волшебную свирель и с такой силой отбросила ее прочь, что свирель улетела на землю и рассыпалась на тысячи обломков. Из них, между прочим, выросли тростник и камыш, из которых люди с тех пор и начали делать свирели да простенькие дудочки. В то же мгновение Громовержец прорвался к похитителю потребовал от Велеса чтобы он удалился в изгнание на землю. Велес и сам понял, что совершил непростительную глупость по отношению к своему брату Перуну, и раскаявшись отправился к людям обучать их землю обрабатывать и скот водить. Увидав, как жестоко наказан Велес, добросердечная Дива горько заплакала, и слезы ее теплым дождем пролились на землю. Растаяли остатки снега, зазеленели травы в полях и лугах, оделись листвою леса, а кое-где расцвели синие, точно небеса, цветочки. Это были слезы Дивы по Велесу, которого она жалела, и ни как не могла забыть. С тех пор цветы эти и называются — незабудки. Пожалел суровый Перун красавицу-жену и дал ей слово простить и Велеса. Но не сразу, а пока пусть поживет на земле. А Велес чтобы не искушать Диву которая все это время смотрела вниз, на землю, и любовалась им, принял образ медведя (В скифском варианте легенды у него была только голова медвежья, а тело человеческое, и скифы его прозывали Бер-баш, медвежья башка. Волхвы, которым покровительствовал Велес, в знак этого надевали на свою голову маску медведя). С тех пор так оно и повелось, лето Велес проводил на земле, в лесу, в образе медведя, украдкой помогая людям пасти их стада и оберегая коровушек от диких зверей: недаром зовется он «скотьим богом», покровителем пастухов. Все это время стада облаков в беспорядке бродят по синим небесным пастбищам — именно поэтому летом куда больше облаков, чем зимой. Осенью, когда птицы улетают в теплый Ирий-сад, они уносят с собою Велеса, вновь принявшего свой обычный облик. В это время подлинные медведи залегают в берлоги на зимнюю спячку….
Существуют и другие мифы объясняющие отправку Велеса на землю. Например древние сибирские предания так гласят об этом: — Велес, в молодости был очень озорным юношей, любителем всяческих шуток и проделок. Когда его кормилица Матушка Зимун отпускала небесных коров пастись на просторах Сварги Пречистой и возвращалась в свои хоромы, Велес, обернувшись волком, гонялся за ними и загонял их в Тёмную Пустошь. Вечером, когда Зимун выходила встречать небесных коров, то их нигде не было, и тогда все в Небесном Чертоге отправлялись на их поиски. Велес вместе со всеми шел искать небесных коров и первым находил их в Тёмной Пустоши. За что получал похвалу от своей кормилицы Матушки Зимун. Так продолжалось очень долго, пока Перун, летавший орлом по Сварге Пречистой, случайно не увидел Велеса в образе волка загоняющего небесных коров в Тёмную Пустошь. Кормилица Зимун в наказание за озорство, попросила Перуна отправить его младшего брата Велеса на Землю, чтобы тот помогал людям в течении трех лет. И если после этого срока люди будут благодарить и славить Велеса за его благие деяния, то ему будет разрешено вернуться в Сваргу Пречистую. Перун выполнил просьбу Зимун, отправив Велеса на Землю, где он помогал людям и делился с ними Небесной Мудростью. А когда по прошествии трех лет Слава о Велесе достигла Сварги Пречистой, Перун вернул его обратно к Матушке Зимун.
По другой версии, то же из озорства, Велес угонял в Мрачную Пустошь летающие корабли богов (Звездолеты), и Сварог с Ладой матушкой отправили его на землю к людям, чтоб он остепенился.
Велесов день у болгар-помаков
На 24 февраля по современному календарю (11 по старому, не путать!!!!) ещё во второй половине 19 века в селах у болгар-помаков праздновали Велесов день. Стефан Веркович в своей книге «Веда Словена» (1871 года издания) пишет: «Когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки допевали эту горную песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров.
«Ой, Боже ли мой, Велес бог,
Жива Юда (богиня) ведь нас учила,
Да как петь эту ясную книгу говорила,
Да как петь её, да всё потом записать,
как кошарами нашими заправлять…
Усмирив коров, потом ждали, когда солнце взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этого сотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали:
«Боже мой все сущий,
Свет во тьму несущий,
Сияньем озаряющий.
Миры нам сотворяющий 5
Древними звездами ты сияешь,
Кривду к нам не допускаешь…
Боже мой, Велес Бог, просим тебя, Боже,
Ты с небес на эту землю снизойди,
И нас от темных чар освободи
Да будем мы со тобою во едине
и ныне и присно и от круга до круга
тако было, тако еси, тако будет».
К угощенью тебя приглашаем,
гимнами славы к себе призываем:
«К нам на трапезу Боже приди.
И венки чудесные ты принеси,
И кто свидится с тобою до зари
Тому ты белый венок и подари,
Да чтоб нарядил он им свою кошару,
Чтобы плодились волы, да коровы на славу,
От одного же тысяча, а от тысячи три тысячи
А кто кошару не украсит свою,
у того приплода не будет в этом году!»
Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:
«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!
Да будь ты славен на Мидгард земле,
По весям нашим твой личень-день идет,
Этот Велесов – день нам счастье несет!
Тебя боже угощают, и почитают,
Златую трапезу тебе накрывают.
Давай, же Боже нам белые венки,
чтоб дома и кошары украсили мы.
И богатство и счастье к нам всем придет
Приплод от одного да тысячу нам принесет,
Да чтобы нам в полях было что собирать,
А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.
И пресное молоко коровье доить,
и тебя при этом Боже хвалить»
Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:
«Боже ты наш, живой и сущий
Свет и счастье в дома нам несущий
твой личень- день, в нашем селе.
Мольбою молимся мы тебе,
Чтоб десную (правую) руку ты на коров поднял,
И благословление плодится им на три года дал,
И да будет у них от ста да тысяча телят,
А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.
Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,
Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!
Пусть будет тебе личень день да весь год,
А нам во всех наших делах будет приплод
И тебе жертву мы в коле воздаем,
требные дары через огонь подаем.
Гой, гой о Боже наш всесущный,
Живой, великий и всемогущий!
Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.
21 октября, 2019 - 7:35 пп
Велесова пышка в качестве лекарства.
2 октября, 2020 - 6:48 пп
Велес наша опора в этом мире