«Своя-то рубашка ближе к телу» – говаривали наши бабушки и прабабушки, аккуратно складывая в кованых да расписных сундуках традиционную «нарядку». Таким красивым словом назывался весь комплекс традиционного костюма, в котором всё было гармонично, практично и удобно. Мода, конечно, меняется год от года. Но, согласитесь, одежда, сделанная своими руками, одежда, в изготовление которой вложена душа, действительно, ближе к телу.
Поэтому наш сегодняшний разговор мы ведем с человеком много лет занимающимся изучением, сохранением и возрождением традиционной народной культуры, сотрудником МБУК «Нюксенский районный ЦТНК» Александрой Семеновой.
– Александра Николаевна, расскажите, какими принципами руководствовались наши предки в выборе одежды?
– Одежда – «оболочка» в нюксенском говоре – это не только «покров», защищающий человека от жары, холода, дождя. В деревнях (а в России сто лет назад численность сельское населения составляла 86 % от общей численности населения страны; по данным 2014 года – 26,3%) по одёжке узнавали: откуда человек родом, отличали замужнюю женщину от девицы, молодого парня от женатого мужчины, догадывались о занятии людей. Одежда имела не только бытовую, но и обрядовую функцию. – А можно поподробнее о последней?
– При посеве льна, чтобы лен уродился хорошим, наряжались в богато украшенную рубаху – «сенокосницу» или «покосницу», в первый и последний день жатвы надевали чистую, украшенную аграрной символикой одежду. В похоронной обрядности покойника облачали в одежду из льняного домотканого холста, который не резали ножницами, а рвали, и для шитья не использовали швейную машинку, а шили вручную швом «вперед иголка», узелков при этом не завязывали, опасаясь, что покойник придет за кем-нибудь из семьи. Подвенечная женская рубаха использовалась при тяжелых болезнях, при родах. Ей приписывают целебные и охранительные свойства. Недаром жених под венцом должен быть в рубахе, изготовленной руками невесты. Чтобы будущий муж любил, перед свадьбой невеста после бани вытирала лицо приготовленным для жениха бельём или надевала женихову рубаху на себя. Наши предки считали, что человеческое биополе впитывается в одежду и задерживается на ней. Поэтому первой пелёнкой для младенца являлась венчальная рубаха отца (мальчику) и матери (девочке). И в дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей и старших детей. И делали это не от скупости, и не по нищете, и даже не потому, что мягкая, постиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет в священной силе биополя родителей, способной уберечь от порчи, сглаза. «Родился ребёночек, сшили рубашечку ситцевую с рукавами из старого чего-нибудь, пеленали в пелёнку, тоже из старой одежды сделанной. Завязкой подвяжут. Подрастут когда, рубашечка до колена, без штанишек, что девочка, что мальчик…» – рассказывала нам Павла Платоновна Шушкова. Полный костюм одевали на девочку или мальчика в 6-8 лет. «Девочке одевали рубашечку, портяной сарафан, перешитый из старого. Из нового детям не шили…». Праздничной одежды малышам не полагалось. Детей, если нужно было пойти на улицу в холодное время, заматывали в старые шали и надевали верхнюю одежду старших детей.
По воскресеньям и праздничным дням родители старались нарядить детей не столько понаряднее, сколько почище, поаккуратнее. Девочкам разрешалось надеть дешёвые украшения из сухих ягод, орешек, стекляшек на медной проволоке. Это объяснялось не скупостью родителей, а деревенской традицией, не позволявшей тратить кровно заработанные деньги на детей, не достигших брачного возраста. Стремление одеть ребёнка в дорогие вещи, купить девочке дорогие серёжки или бусы вызывало неприятие у всей деревни, а иногда и насмешки. И вот когда мальчики и девочки вступали в брачный возраст, тут-то они позволяли себе одеться в самые лучшие и красивые наряды. – Александра Николаевна, в предверии Женского дня 8 марта несколько слов о женской моде…
– Комплекс женской одежды Нюксенской округи состоял из исподки, сарафана, фартука, пояса, головного убора, обуви, украшения. В холодное время года добавлялись шерстяной балахон, теплая сибирка, валенки, шерстяные шали. В будние дни одевали исподку и сарафан из домотканой ткани «пестряди», «крашенины». С сарафаном обычно носили передники. Они предохраняли одежду от загрязнения, несли и декоративную нагрузку – закрывали неукрашенные части костюма, являлись оберегом живота женщины, в котором зарождалась жизнь. Есть сведения о том, что праздничные передники раньше носили от груди, а не от пояса, поэтому защитная функция увеличивалась вдвое. «Фартуки вышьют и «свесы» пришьют» (Альбина Павловна Короткая, д. Матвеевская, Космарёвский с/с), «Фартуки носили долгие. Сарафан длинный, дак и фартук длинный…» (Екатерина Ивановна Коротка., д. Космарёво).
В праздники самым шиком считался костюм из дорогих тканей, купленных за деньги на ярмарках – шелк, атлас, сатин, ситец, миткаль, крепдешин. В то время это считалось богатством, деньги на ткани и обувь были далеко не у всех. Нарядный, значит – яркий, который несет в себе чистоту, гармоничность красок, янтарных и жемчужных украшений, четкую слаженность орнаментальных узоров вышивок, узорного ткачества, частоту складок, гантиков, ажурность кружева и плетения поясов.
Самый лучшим, самым дорогим был свадебный наряд. Для невесты это богато украшенная вышивкой или бранным ткачеством исподка, лопотиновый или атласный сарафан, на голове – кокошник, позднее «борушка» и репсовый платок. В бедных семьях и новый чистый портяной сарафан мог быть праздничным. После свадьбы женщине разрешалось ещё год наряжаться побогаче и покрасивее, а потомкостюм женщины становился проще. На голове с возрастом появлялись всё более темные тона верхних и нижних платков. Добавлялась обязательная деталь к костюму – «верхница» или «нарукавники» – короткая кофта на подкладке, что одевалась на сарафан.
Обычной обувью в деревне летом считались лапти, зимой валенки. В начале XX века стали в моду входить ботиночки с калошами, а после них хромовые сапожки с загнутыми голяшками.
– Не будем обижать мужчин. Что можно сказать о мужском костюме?
– В отличие от женского костюма сведения о мужской одежде XIX века малочисленны. Может быть потому, что в нём отсутствует разнообразие. И поэтому костюм вологодского крестьянина мало чем отличается от одежды жителей соседских территорий. Традиционный мужской костюм состоит из рубахи, штанов, головного убора, верхней одежды, обуви. Будничная рубаха шилась из домотканого белого холста, крашенины (крашеная домотканая льняная ткань), «пестряди» (льняная домотканая ткань в клетку). Для праздничных рубах использовали тонкую ткань и покупные материалы – сатин, ситец, кумач. (Чтобы обойтись без отходов материала, детали одежды кроились из прямоугольных кусков. Рубаху шили из одного полотнища перегнутого пополам, без плечевых швов. Вырезалось лишь круглое отверстие для головы. От горловины по груди делался разрез. Наиболее ранние рубахи имели разрез по середине груди, затем появились рубахи- «косоворотки» с разрезом на левой стороне. Мужские рубахи были длинные. Старики носили их до колена, а молодые на 10-15 см покороче.) Праздничные рубахи украшались вышивкой по вороту, планке, низу рукавов и подолу. Вышивали чаще «крестом» геометрический или растительный орнамент. В начале 20-го века стали появляться рубахи более сложного покроя: на кокетке, со сборками, с отложным воротничком. Рубаха подпоясывалась поясом. Это мог быть тканый («покромка»), вязаный, плетеный пояс, ведь, у кого какие были возможности: кто делал сам, кто покупал, для кого-то это был подарок, кому-то передалось по наследству, в последнем случае так было часто. На сегодняшний день даже сохранился уникальный плетеный пояс из конского волоса. В нашей местности мужчины завязывали пояс с правой стороны под животом, делая небольшой напуск из рубахи.
Мужские штаны («портЫ» нюкс.) шили из домотканого холста, крашенины, сукманины (домашнее шерстяное сукно) и из покупной ткани. Штаны кроились из прямоугольных кусков. Между штанинами вставлялись клинья («ластовицы» нюкс.), от которых зависела ширина мужского шага. С узким шагом – штаны для молодых, а с широким шагом – для женатых. Подпоясывались штаны по талии шнурком – «гашником». Позже стали пришивать пояс и застёгивать на пуговицу. На голове летом носили картузы, фуражки, зимой меховые шапки с суконным верхом, тканые из овечьей шерсти. Летней и осенней обувью были лапти с онучами, ступни, кожаные сапоги. Мужские сапоги были разнообразны: хромовые, яловые, кирзовые. На праздники парни предбрачного возраста и молодые мужья носили сапоги с «подвёртками». Подвёртками в Нюксенской округе называют портянки с украшенными вышитыми и ткаными концами, которые выпрятывали из сапога «на показ». Обычно такие праздничные портянки делались из полотенца, которое разрезали на две части.
Поздней осенью и зимой в основном носили валенки домашнего («самокатки», «катаники» нюкс.) или фабричного производства. Валенки делали из овечьей черной и серой шерсти, иногда с «загибом» (загибали наружу край валенка). «Мужики раньше носили валенки высокие, выше колена, а потом у них стала мода загибать голенища. Про таких частушку пели: «В подокошечке берёзка – веточки нагнутые,
Узнавайте трепачей – валенки загнутые…» (Павла Платоновна Шушкова)
Позднее у молодых парней стали появляться жилетки («жулетка» нюкс.), пиджаки, которые одевали на рубаху летом, весной, осенью. Жилетки шились из покупной материи и одевали в основном по праздникам. Пиджаки шили и из домашнего сукна, и из фабричной ткани. Верхней демисезонной и зимней одеждой являлись балахон, сибирка, тулуп, шуба, азям (для непогоды), фуфайка. – Александра Николаевна, а в связи с чем стал исчезать традиционный костюм?
– В конце XIX начале XX века мужское население из деревень стало выходить в города на заработки и промыслы. Там они впитывали новые веяния в мире моды. Они и стали привозить городскую моду в свои деревни. Именно в то время у женщин появился новый вид костюма – «парочка». Парочка – это комплекс женской одежды, состоящий из сарафана и приталенной кофты, это могла быть и широкая верхняя кофта. Всё зависело от женской фигуры. Кто-то мог себе позволить выделить талию, надев на себя кофту «вталь» или «казачок», а вместо пояса поверх кофты повязать атласную или капроновую ленту с бантом на спине. А женщины пополнее, и, так скажем, солидного возраста, часто стеснялись своих роскошных форм и шили простые широкие распашные кофты. Часто вместо сарафана под кофту могли надевать юбку того же тканевого тона и цвета. Фартук в этом случае не исключался, а был дополнением, но, уже чаще всего украшенный кружевом по низу, в один или два ряда.
– Нюксянам известно, что на протяжении многих лет Нюксенский районный ЦТНК, этнокультурный центр Пожарище ведут активную работу по вопросам изучения, сохранения, восстановления и пропаганды традиционного народного костюма, его деталей…
– Да. И традиционные народные костюмы, восстановленные по старинным образцам, становятся участниками и победителями всероссийских фестивалей-конкурсов, мастер-классов и выставок во многих городах России. А самое главное спрос. Сейчас в нашем районе проходит много народных праздников, и люди с желанием надевают традиционную нарядку, чтобы примкнуть к истокам народной культуры, прикоснуться к красоте исторических событий и гармоничной пестроте красок. Всё это делает человека чище, благороднее и ответственнее. – Любой желающий может заказать для себя традиционный костюм?
– Скажу сразу, что это будет недешево. Почему? Потому что все детали костюма мастера делают вручную на старинных ткацких станках, бёрдах для ткачества поясов, на швейных машинах и ручными швами, всё как полагается. Как у нас говорят – делают «истово». – Давайте назовем мастеров поименно, их, наверное, не так много.
– В настоящее время изготовлением и восстановлением традиционной народной одежды в нашем районе занимаются опытные, даровитые женщины: Татьяна Николаевна Протасова, Елена Николаевна Короткая, Татьяна Анатольевна Карандина, Светлана Николаевна Петрова, Ольга Анатольевна Воскресенская, Татьяна Павловна Суровцева, Галина Николаевна Лукьянова, Галина Николаевна Клыженко, Любовь Васильевна Пудова и многие другие талантливые рукодельницы, которые шьют костюмы для себя и своих родных и друзей.
Я знаю, что многие жители района хранят у себя традиционную одежду – частичку прошлого, другой вопрос, как она хранится. Но если нет «прежней нарядки», можно сшить новые предметы одежды, по образцам из той деревни, откуда они были родом. Это будет новой семейной реликвией и нарядным костюмом на традиционном народном празднике. В традиционном костюме человек будет выглядеть эксклюзивно на любом подобном гулянии.
– Александра Николаевна, спасибо за рассказ. Наверное, многое еще осталось «за кадром»… Так что точку не ставим. И всех мастериц-рукодельниц поздравляем с женским днем 8 марта. Спасибо Вам за создание красоты!
Ирина ЧЕБЫКИНА
Сайт «Наша Планета»
14 августа, 2019 - 10:31 пп
Своя-то рубашка ближе к телу
19 мая, 2020 - 7:25 пп
Главное как проважают
26 июня, 2020 - 10:30 пп
Встречать надо с чувством