Велемудр » Blog Archive » Славянский праздник «Вербохлест»

Славянский праздник «Вербохлест»

Опубликовал: welemudr     Категория: Праздники

Идеи и Формы. . Ставка: Рецепты: Верба распускается - Анимация

 На Руси по весне хозяйки с детьми делали обережную куклу Вербницу и ставили в красный угол. Рубашка и лицо у куклы были красного цвета, как символа плодородия и весны. В мешочек кукле складывали травы и зерно, в руки привязывали веточки вербы.

вербохлёст

    Также  просто веточки вербы украшались лентами и ставились в красный угол в качестве оберега; считалось, что она может защитить дом от молнии.

 Сегодня  христиане России   отмечают вербное воскресенье.  Наблюдая за этим процессом доверяющие Библии христиане не могут найти сходство данной традиции с библейским повествованием о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим.

  Как известно, в момент въезда люди постилали на Его пути одежды и пальмовые ветви. Но нигде в Библии нет  указания святить ветки пальмы, и тем более вербы. Поэтому Вербохлест не имеет никакого отношения к въезду Христа в Иерусалим,  тем более  что вербы в Палестине не растут.

Вызывает смущение и тот факт, что в этот день в народной традиции  сохранился древний обычай бить друг друга ветвями верб, а также посещать кладбища, что так же не имеет библейского основания. Исследование корней вербохлеста приводит нас  к древнейшему ведическому празднику Руси, который после крещения  церковь  просто прихватизировала или как  сейчас любят говорить христианизировала.

Раньше  «Вербохлест» был связано  с обрядом оплодотворения природы.  Примерно  в середине  апреля (если переводить на современный календарь, а сейчас у христиан эта дата плавающая и зависит от Луны) славяне праздновали завершение свадьбы неба и земли, праздник раскрытия земли и ее готовности к посеву, иными словами, Праздник Плодородия.

Этот праздник символизировал начало новой Жизни, зачинание природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, чем энергетически помогали земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая.

   На этот праздник  так же было принято печь Куличи, как символ Мужской силы и плодородия (именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц) и творожный пирог , как символ женского плодородия.

  И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Хотя нам проще списать все это на чужеродные нам цивилизации востока, в которых фаллический культ и по сей день процветает, нежели поверить в то, что этот культ пришел к ним из нашей культуры. Но это именно так. И праздник плодородия — яркое тому подтверждение.

Для Справки: Символ Мужской силы и плодородия у славян обозначается словом «Кол” (прямой перевод как стержень), женской силы — словом «Коло” (круг), отсюда и форма угощений и название для устройства создающего гармонию звука  Коло-кол ( Кол- ударяя по Коло рождал божественный звук).

Наши предки  считали что человек не разрывен с природой, поэтому и плодородие в семьях всегда приветствовалось, ведь чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Поэтому в этот день они совершали обряд «вербохлест» — парни хлестали по ногам девушек прутиками вербы, а девушки в ответ должны были издавать звук-  то есть вскрикивать, так  символически соединялась женская и мужская энергия для созидания новой гармонической жизни , то есть на уровне ритуала и мыслетворчества происходило символическое оплодотворение первыми вторых (как в Колоколе).

Со всеми весенними праздниками славян связана традиция крашения яиц.
«В весенней обрядности,  повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.

На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую орхаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «з солью, з хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне , клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху».

Вот так широко и с размахом наши предки праздновали в былые времена  весенний Праздник плодородия.

   Верба у славян  означает  быстрый рост, силу, гибкость, плодородие. Считалось, что она передаёт красоту, здоровье человеку и домашним животным, так как является носителем и проводником божьей силы. Вот именно поэтому  на «Вербохлёст»,  когда верба  выпускает свои  беленькие блестящие почки, люди легонько хлестали друг друга и животных ветками вербы и приговаривали: «Вербохлёст, бей до слёз!». Так изгонялись всякие хвори. Детишкам приговаривали: «Как вербочка растёт, так и моё чадо растёт!», «Вербохлёст, хворь унёс!» «Верба пришла ,  здоровья принесла! Верба-хлёст, лупи до слез!»  «Верба расцвела, силу божью всем дала».

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

3 комментария на “Славянский праздник «Вербохлест»”

  1. welemudr сказал:

    Верба у славян означает быстрый рост, силу, гибкость, плодородие.

  2. Алина сказал:

    Из далеких времен к нам праздник этот пришел

  3. Титан сказал:

    Само название говорит о принадлежности праздника