На Руси в быту и народных обрядах издавна большое значение придавалось поясу. Мужчине без него считалось крайне неприличным находиться в обществе. Распоясать человека означало обесчестить его. С древнейших времен пояс рассматривался как оберег, приносящий благополучие и удачу.
Отсутствие пояса являлось признаком принадлежности к миру нечистой силы: например, русалки традиционно описываются как голые или одетые в белые рубахи, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса.
В старых рукописных книгах по народной медицине о поясе говорится следующее: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство».
Пояс применялся в заговорах от различных болезней. Больной лихорадкой, например, шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осинa, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом.
Кое-где считалось, что изменение изначальных размеров пояса изобличало присутствие в нем злого духа, который захватил тело больного и стал причиной болезни. После проведения магических процедур над пациентом знахарь вновь производил измерение пояса для подтверждения изгнания духа. После чего разрезал «больной» пояс на куски и закапывал его части в земле.
Под Новый год хозяйки связывали поясом попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две молодых осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что их желание о замужестве сбудется.
На поясе девушки гадали и о своем будущем суженом: на ночь к нему привязывали висячий замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня».
Чтобы увидеть суженого во сне, можно было положить под подушку вместо ключа один только пояс, приговаривая при этом: «Суженый-ряженый, умой меня, утри меня, опояшь меня».
Не обходилось в прошлом на Руси без поясов и во время сватовства и свадьбы. Если невеста передавала жениху пояс, то уже не имела права изменить свое решение и отказать. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах, который охранял его от сглаза, наговора и приворотов других женщин.
Еще во второй половине XIX века сохранялся такой удивительный на наш современный взгляд обычай: во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если девушка была согласна на брак, то прыгала с лавки в середину круга.
В славянских верованиях пояс являлся источником жизненной силы, поэтому часто наделялся оплодотворяющими и оздоровливающими свойствами. Мужчины лыковым поясом лечились от мужского бесплодия, а бездетные женщины в стремлении иметь потомство клали под подушку пояс священника или носили при себе его кусочек.
Некоторые обрядовые действия с поясом были направлены на стимулирование мужской и женской плодовитости и на защиту беременной женщины.
При беременности женщины, живущие на севере России, начинали носить пояс своего мужа, считая его более сильным оберегом, чем свой. Им не рекомендовалось снимать пояс даже на ночь.
Кого боятся домовые и кикиморы
«В некоторых странах подобные традиции сохранились до сего дня. Например, два года назад в Японии мистическая церемония одевания пояса была устроена для беременной принцессы Кико. В соответствии с традициями церемония состоялась в день Собаки по старинному зодиакальному календарю. Японцы испокон веков считают, что четвероногие друзья человека легче других разрешаются от бремени. Завязывание магического пояса в день Собаки должно было предохранить принцессу от выкидыша и других опасностей во время родов.»
В присутствии супруга на парадном кимоно его повязали Кико придворные дамы, тщательно выполнившие все полагающиеся по этому поводу средневековые ритуалы.
В России считалось, что с помощью пояса можно «привязать» скотину ко двору. Во Владимирской губернии, например, только что купленную корову проводили через опояску, постланную у ворот, приговаривая: «Забывай старого хозяина, привыкай к новому!»
При вселении в новый дом или квартиру и по сей день повсеместно вперед пускают кошку. Однако существовал раньше и другой, теперь забытый, ритуал: вслед за кошкой в новый дом первым заходил хозяин и за пояс втягивал через порог всех членов семьи.
Применялся пояс и в погребальных обрядах. У белорусов, например, покойника опоясывали синим поясом. В некоторых районах России дно гроба выстилалось прутьями развязанных веников, поверх которых клали поперек гроба пояс. Считалось, что покойник при воскресении должен явиться на суд непременно опоясанным.
Вместе с тем, вдова в случае смерти мужа отнюдь не должна была завязывать на покойном «смертный пояс», если намерена была в будущем снова выйти замуж. Если же завязавшая «смертный пояс» все же выходила замуж вторично, то ее семейная жизнь была несчастливой и, как правило, скоротечной.
Когда гроб с покойником выносили со двора, ворота также завязывали поясом, чтобы оградить дом от повторных смертей. Не за поводья, а за пояс вели и лошадь, везущую гроб на кладбище.
Считалось, что пояс способен защитить вдову от домогательств нечистой силы, которая захочет ее посетить в облике покойного мужа, а в Сибири недавно овдовевшая женщина носила пояс из рыболовной сети с тем, чтобы оградить себя от злого духа, принесшего смерть ее мужу.
С магическим значением пояса связано и опоясывание новорожденного во время крещения. Родившийся человек получал своеобразный амулет, с которым проходила вся его жизнь. Домашние представители нечистой силы — домовые и кикиморы — не смели даже подступиться к ребенку, если на его теле находился пояс.
Как правило, ребенка в первые сорок дней после рождения не подпоясывали, и лишь на седьмой неделе крестная приносила ему в подарок поясок, крестик и рубашку. Считалось, что если она ребенка не опояшет, то он может умереть.
В некоторых местах подпоясывали уже годовалого малыша. Поставив его к печному столбу и завязывая узел, крестная тихо приговаривала: «Будь здоров и толстый, как печной столб».
Кстати, старообрядцы обычаю носить пояс придавали еще большее значение. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился ими до кончины и даже в бане не снимался.
На Руси пояс служил и родительским благословением, а также передавался по наследству из поколения в поколение.
«При первом надевании нового пояса следовало произнести такие слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Заговорю тело белое и закреплю крепче стали и булату, крепче меди и укладу, крепче железа немецкого, крепче тугого лука и каленой стрелы, и подпояшу своим заговорным поясом, и замкну в тридевять замков и тридевять ключей, и пущу ключи в Океан-море, и взяла их щука
Трансформация в оборотня
Полагали, что зловредных ведьм можно было ловить, как арканом, с помощью освященного пояса. В то же время сами ведьмы использовали мощь пояса в злых действиях на свадьбе. Так, особо сильные колдуньи могли «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого ведьма брала столько скрученных поясов, сколько в поезде лиц, нашептывала над ними заклятье, и кого потом подпоясывала как бы невзначай таким поясом, тот и становился волком.
Впрочем, как утверждают древние чернокнижники, самый безотказный способ стать волком — заключить договор с дьяволом. После скрепления договора кровью человек получает от нечистой силы помогающий в превращениях магический пояс, который он должен носить на себе во время трансформации в оборотня.
Для этого нужно выполнить следующий ритуал: пойти в полнолуние в безмолвный лес или на вершину холма. Затем в полночь начертить на земле магические круги, внешний и внутренний. После этого в центре круга меньшего диаметра устанавливался на костре котел, в котором желающий превратиться в оборотня варил зелье из многочисленных трав — белены, опиума, болиголова и петрушки. После этого следовало прочесть заклинание. Вот несколько строк из него: «Волки, вампиры, сатиры и призраки, Избранные из всех дьявольских сил, Я молю вас послать сюда, сюда послать, Сюда послать огромную серую тень, Которая заставит людей задрожать…»
Произнеся эти слова, просящий раздевался догола, натирал тело специально приготовленным снадобьем, надевал подаренный ему дьяволом пояс, становился на колени у костра и после этого превращался в волка.
Чтобы превратиться вновь в человека, в большинстве случаев оборотню достаточно скинуть с себя волчий пояс.
В случае поимки оборотня его вновь превращали в человека, надев на него пояс с узлами, завязывая которые знахари пришептывали: «Господи, помилуй».
Ныне самотканые пояса канули в Лету, однако на смену им пришел современный ремень. Так что если его сегодня освятить в церкви, он сможет стать для вас таким же оберегом от всевозможных напастей, каким в древности являлся для наших предков пояс…
Источник
13 августа, 2019 - 9:48 пп
На Руси пояс служил родительским благословением,