На просторах России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги народного искусства, хранящие традиции древних культур. В народных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа наших предков. Живёт она в самых разных видах искусства, выражает себя с помощью уникальных техник и технологий, в глине и дереве, ткацком волокне и металле…
У каждого промысла своя история возникновения, свой путь развития, свои традиции. Их истоки — в местной культуре, во взаимодействии разных этносов страны: славянских, финноугорских, тюркских.
Русские народные художественные промыслы начинаются со времени домашнего производства Киевской Руси. Годичный календарь и связанные с ним трудовые и праздничные нужды, церковные и семейные обряды породили ковку и литьё изделий из железа, гончарство, резьбу по кости и дереву, узорное ткачество и вышивку. Крестьянское искусство всегда выражало ценности народного мировоззрения. Эпическое понимание мира, как бы охваченного одним взглядом, люди передавали посредством орнаментальных символов — образов древа, Солнца, из которых постепенно складывались системы художественного украшения дома, костюма и предметов быта.
Крестьянские поселения часто возникали вокруг монастырей — хранителей древнерусской культуры. Храмы и монастыри больших и малых городов
Взращивали нравственные устои, насаждали в крестьянской среде просвещение и художества, передавали в округу свои предания и легенды. Золотым шитьём в монастырских мастерских часто занимались селяне. От заволжских переписчиков церковных книг и иконописцев пришли в хохломской промысел техника получения золота на поверхности токарного изделия и навык травного письма, в городецкую роспись — кистевое письмо, цветной фон, приёмы оживки белилами. Иконопись оказывала влияние и на сложение северных росписей.
Само слово «промысел» связано с православной духовной культурой. Ничто на Руси не начиналось без промысла Божьего, тем более работа, дававшая пропитание семье, обеспечивавшая благосостояние деревни. И что, как ни промысел Божий, могло поддержать крестьян неурожайных северных, нижегородских, владимирских земель? В противоположность западному понятию ремесла, деятельности прежде всего практической и рациональной, русский промысел нёс в себе ещё и глубокий духовный смысл: вещи, функционально необходимые, наделялись красотой как реальной составляющей самой жизни, помогавшей человеку во всех его дела
Народное крестьянское искусство, попадая в слободу или город, адаптировалось к иному социальному окружению, приобретало новые черты художественной образности. В Торжке в начале XIX в. золотым шитьём стали заниматься жёны ямщиков, которые ориентировались на вкусы богатых горожанок. Кружевоплетение на Вологодчине, перейдя из села в городскую купеческую среду, не только приобрело производственный масштаб, но и обогатилось неожиданными мотивами и формами. Близость помещичьих усадеб отразилась на мстёрской вышивке белой гладью, определила жизнедеятельность этого промысла, его художественный стиль. Сходные процессы происходили в развитии курского и орловского ковроткачества.
Толчком к возникновению нового народного промысла могли послужить и внешние причины: так, знаменитые лукутинские лаки родились спустя почти полвека после того, как в подмосковном селе Данилкове была основана фабрика изделий из папье-маше с технологией, заимствованной в Германии.
Вещи, в которых нуждалась одна семья, были востребованы всей деревней, ближайшей округой, уездом, губернией. С развитием водных торговых путей, а позднее появлением ямских трактов и железных дорог продукция народных промыслов начала распространяться по всем концам России и даже за её пределы. Огромную роль в жизни мастеров играли ярмарки. К сельским и уездным, губернским и всероссийским ярмаркам, приуроченным к воскресным дням и престольным храмовым праздникам, долго готовились. Успешный сбыт товара закреплял новшества в форме, орнаменте, цветовом строе промысловых изделий.
В отличие от западной цеховой организации ремесла структура русских народных промыслов была необычайно гибкой и подвижной. Из деревни в деревню, из губернии в губернию переходили артели расписчиков крестьянских изб и домашней утвари. Помимо круглогодичных промыслов, функционировавших на основе постоянных мастерских, существовали и так называемые отхожие (сезонные): домовая резьба на Севере, корабельная глухая резьба, украшавшая избы Среднего и Верхнего Поволжья. Мастера узорной набойки по холсту из Костромской, Ивановской, Вологодской губерний несли своё искусство по деревням, выполняя заказы жителей.
Одно из ключевых понятий народного искусства — «школа традиции», формирующая и сохраняющая профессионализм, культуру мастерства, неповторимость художественно-стилистической системы. От отца к сыну, от учителя к ученику, из прошлого в настоящее передаётся опыт, хранящий родовую память, коллективное чувство времени.
Взаимодействие промысла с отдельным мастером строится на повторах и варьировании образа. Новшества закрепляются в коллективном творчестве при сохранении канонов. При всей однотипности своих изделий народное искусство не терпит механического однообразия.
В каждом промысле запечатлён самобытный образ земли, на которой он рождён. В этом легко убедиться, взглянув на глиняные игрушки Дымки, Абашева, Каргополя, Филимонова… Казалось бы, и там, и там — глина, руки мастера лепят из неё фигурки людей и животных, но везде своя, совершенно особенная выразительность пластики.
Источник
3 сентября, 2019 - 9:15 пп
На просторах России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги народного искусства, хранящие традиции древних культур.
15 марта, 2020 - 8:51 дп
Это наше достояние
30 марта, 2020 - 11:33 дп
наше родное