Защитить детей от вредного влияния индустрии развлечений могут только родители.
Наши дети ежедневно подвергаются мощнейшему информационному воздействию. Примитивная, а иногда и опасная для детской психики псевдокультура преследует их повсеместно: в фильмах, мультиках и рекламе, в магазинах, кафе и торговых центрах, в книжках и игрушках. Даже в школах и детских садах педагоги порой включают детям американские мультфильмы далеко не лучшего качества. Культурная политика государства пока лишь разрабатывается, а решать проблему необходимо уже сейчас.
Порядка нет
Уровень культурного продукта, ориентированного на детей, неуклонно снижался со времен перестройки. На рубеже 80-х и 90-х многие радовались, что с падением «проклятого тоталитаризма» воцарится разнообразие во всем. Однако практика показала, что диктат рынка ничуть не лучше диктата государства. Когда все решают деньги и реклама, у детей, по сути, не остается выбора. Конечно, хорошие книги и фильмы никто не отменял, но в течение последних 20 с лишним лет широко рекламируются совсем не они. Аскетичный и рассудительный советский стиль на фоне кричащей «упаковки» современного масскульта (как импортного, так и сделанного по его образцу отечественного) выглядит не столь притягательно. Потому и уговорить свое чадо посмотреть советский мультик вместо какого-нибудь «Губки Боба» могут сегодня далеко не любые родители. Особенно непростая ситуация сложилась с игрушками, которые в последние годы практически полностью вышли из-под государственного контроля. До 2007 года такой контроль мог осуществляться в соответствии с «Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Экспертиза проводилась по социальным, психологическим и иным критериям. Но приказом Минобрнауки от 5 октября 2007 года временный порядок был признан утратившим силу, а новый не определен до сих пор. Поэтому теперь никакой экспертизы не проводится, что является грубейшим нарушением прав детей. Надзорные органы в ответ на любые жалобы родителей могут ответить: порядка нет, критерии не определены, мы ничего не можем сделать. Так что изымать из магазинов кукол-мертвецов Monster High и прочую игрушечную нечисть никто не собирается.
Однако в последнее время на государственном уровне осознали, что ситуацию с детской продукцией нужно менять. Первым шагом к переменам стало принятие в конце 2014 года «Основ государственной культурной политики», утвержденных Указом президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года. Этим документом государство впервые официально возвело культуру в ранг национальных приоритетов и признало ее «важнейшим фактором роста качества жизни», «залогом динамичного социально-экономического развития», «гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России». В контексте «Основ» был разработан и проект закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации». Над ним работали специалисты Министерства культуры РФ, эксперты Государственного института искусствознания, ВГИКа, Союза театральных деятелей, Института экономики Академии наук и других организаций. Необходимость в таком законе назрела уже давно: сегодня культуру в России регулирует закон 1992 года «Основы законодательства о культуре», который явно устарел. В Минкульте надеются, что закон будет принят до окончания действия полномочий депутатов Госдумы нынешнего созыва, то есть в течение ближайшего года. В то же время специалисты Института наследия им. Д.С. Лихачева сейчас занимаются разработкой стратегии государственной культурной политики.
Деньги в обмен на ценности
В основе стратегии лежит принципиально новый подход: государство должно поощрять и стимулировать только те виды культурной деятельности и те ее продукты, которые воспроизводят ценности русской цивилизации. «Творческие деятели и объединения, пропагандирующие эти ценности, будут получать финансовую поддержку из федерального бюджета, меценатам будут предоставляться налоговые льготы, — рассказывает РП ученый секретарь Института наследия Юрий Закунов. — Определять, какой культурный продукт соответствует традициям русской цивилизации, будут общественные советы, междисциплинарные органы, в которые войдут представители разных ветвей власти, науки, образования, религиозных и других общественных объединений, творческих союзов, эксперты в области культуры и искусства. Работа советов будет вестись в координации с федеральным межведомственным органом». Для объективной оценки культурного проекта институтом уже разработана целая система критериев. «Для этого должны проводиться систематические исследования, основанные на методах социологии, статистики, научной экспертизы. Они помогут выявить, как конкретный культурный продукт или проект повлиял на мировоззрение и поведение людей. Допустим, стали ли они в большей степени гордиться культурой России или нет; изменилась ли их оценка роли русского народа в истории, и если да, то как; стали ли они более серьезно относиться к вопросам семьи и брака, вести более здоровый образ жизни, и т.д. и т.п., — продолжает Юрий Закунов. — Конечно, мы прекрасно понимаем, что решить все проблемы состояния культуры в стране за короткие сроки нельзя. Сейчас в стратегии крайняя дата оценки эффективности государственной культурной политики — 2030 год».
Извините, неформат!
Сходную точку зрения на культурную политику государства высказывает и член президиума Общественного совета при Министерстве культуры РФ, президент славянского творческого союза «Золотой Витязь» народный артист России Николай Бурляев.
«В законе о культуре должно быть написано, что он базируется на традиционных духовно-нравственных ценностях русского народа и других народов РФ. Я предлагал внести в первый параграф закона положение о том, что именно этими ценностями должны руководствоваться чиновники, отвечающие за распределение финансирования. Общественный контроль в области культуры обязательно должен быть. И у нас есть достойные люди, которые в состоянии вынести справедливую оценку любому культурному явлению, так что задаваться вопросом «А судьи кто?» нет никакой надобности, — отмечает эксперт. — Механизм общественного контроля был опробован на примере нашумевшей оперы «Тангейзер». Общественный совет, в который вошли деятели культуры, критики и духовные лица, пришел к единодушному мнению: это провокационная опера, по причине творческой беспомощности опирающаяся на современный антураж. Директор театра не пожелал убирать оперу из репертуара, и тогда министр культуры принял решение об его увольнении». Такими же методами, по мнению Николая Бурляева, следует «переформатировать» телевидение: «Ждать мгновенных перемен в телеэфире, конечно, не стоит. Но они необходимы, потому что мы сами видим, к чему привело бездействие и попустительство в этой области на протяжении последней четверти века.
Телевидение стало царством вседозволенности и рекламы, а ведь это вторая реальность, в которой живут и наши дети. Поэтому механизм, сработавший с «Тангейзером», можно применять и здесь: просто увольнять тех, кто попустил растлению народа, и таких довольно много. Есть анекдот: «Умирает руководитель одного крупного телеканала, подходит к вратам Рая и спрашивает апостола Петра: «Можно мне туда, к вам?» А в ответ слышит: «Извините, неформат»». По мнению Николая Бурляева, «Основы государственной культурной политики» стали первым этапом перемен, второй — это подготовка стратегии, третий — принятие закона «О культуре», а четвертым должно стать выведение культуры из-под власти рынка. Делать больше ассигнований на культуру, но оно должно к этому морально готовиться. Это принесет свои дивиденды уже очень скоро: изменив ситуацию в масс-медиа, мы сможем получить здоровое новое поколение. Пусть весь мир живет по законам рынка, а мы должны жить иначе», — уверен народный артист России.
Реклама — для дураков
То, что государство всерьез обратило внимание на культуру, несомненно, отрадный факт. Но, как мы видим, быстрых перемен никто не обещает. И если спуститься с небес на землю, то спасать детей от информационных атак необходимо уже сейчас. Вокруг все те же нескончаемые куклы-мертвецы, человеки-пауки, роботы-трансформеры, а тут еще и Хэллоуин на носу. Как-то в конце октября в одном кафе официанты неожиданно переоделись в костюмы монстров, зомби и маньяков-убийц. Время было непозднее, так что дружный истошный рев перепуганных ребятишек был слышен даже на улице… Пока государственные и ученые мужи работают над документами, бороться за информационную безопасность детей придется самим родителям. Чтобы борьба была успешной, мамам и папам нужно вооружиться определенными знаниями.
15 октября эту тему обсуждали участники Межрегиональной научно-практической конференции «Защита детей от вредной информации», которая состоялась в Туле.
Не секрет, что дети не имеют иммунитета против рекламных технологий, а реклама встречает их повсюду. По мнению некоторых родителей, именно она, а не мультики или фильмы, приводит к «подсаживанию» детей на импортные игрушки. Практика показывает, что о многих из них ребенок впервые узнает из рекламы, именно она объясняет ему, чего он должен хотеть. И самое печальное то, что такую рекламу дети видят не только на коммерческих каналах, но и на единственном государственном детском канале «Карусель». Этот канал вызывает у родителей большее доверие по сравнению с коммерческими телересурсами, но в результате именно ему многие из нас должны сказать спасибо за то, что наши малыши выпрашивают импортные игрушки (помимо прочего, цены на них сильно кусаются). Поэтому родители считают, что реклама на детских каналах должна быть запрещена, но это будет возможно, видимо, лишь тогда, когда сбудется мечта Николая Бурляева о выводе культуры из сферы коммерции…
О том, как помочь ребенку не стать жертвой рекламы, собравшимся рассказала Светлана Филиппова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В первую очередь взрослые должны обсуждать рекламу с ребенком — что именно рекламируется, каким словом это еще можно назвать, почему ему это нравится, что он на самом деле получит, если ему купят этот товар. И обязательно выражать свое отношение к рекламе, давать ребенку понять, что там часто говорят неправду и о качестве товара, и о якобы связанных с ним социальных эффектах. Скажем, тот, кто постоянно ест йогурт, не станет от этого сильнее, пить газировку недостаточно, чтобы приобрести друзей или понравиться девочке. Газировка — это всего лишь газировка, и ничего, кроме больного живота и раннего ожирения, ты от нее не получишь. Другими словами, важно стараться развивать в ребенке критичность восприятия информации. Ну и, конечно, самим не быть всеядными.
А известный детский психолог Ирина Медведева и вовсе считает, что «родители должны прямо сказать ребенку: реклама — для дураков. Дети прежде всего ориентируется на вкусы и мнение своих родителей, и это мнение обязательно нужно высказывать».
Учить хорошему
Помочь родителям разобраться, что такое современная массовая культура, и научиться анализировать информацию пытается интернет-проект «Научи хорошему». Там есть даже список признаков вредного мультфильма. По мнению авторов, мультфильм вреден, если его герои ведут себя агрессивно и жестоко и подробности этого смакуются; плохое поведение персонажей по сюжету остается безнаказанным или даже приводит их к успехам; мужские персонажи ведут себя по-женски, а женские — по-мужски; пропагандируется праздный образ жизни; высмеиваются семейные ценности; дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми и т.д. Впрочем, по словам редактора проекта Елизаветы Кваснюк, оградить ребенка от вредной информации недостаточно — это лишь пассивная защита. Главное же — обеспечить активную защиту, то есть постепенно формировать у детей способность самостоятельно отличать хорошее от плохого. Сделать это не так просто.
Допустим, жестокость и агрессивность в кино или мультике бросаются в глаза сразу. Но немало и такой продукции, которая выглядит совершенно безобидной и даже умилительной. Недавно эксперты Родительского всероссийского сопротивления (РВС) в Санкт-Петербурге проанализировали восемь голливудских полнометражных мультфильмов, вышедших на экраны в нынешнем году и наиболее безопасных по рейтингу. По словам Жанны Тачмамедовой, эксперта-психолога, члена центрального совета РВС, лишь в одном из них были показаны здоровые отношения между супругами. Часто в фильмах для самых маленьких встречается размывание половой идентичности героев: женские персонажи решительные и даже агрессивные, мужские — такие уютные, домашние, любят и умеют обустраивать интерьер. В одном мультике был даже лев в бигуди…
«А где-то и вовсе множество бесполых персонажей. Миньоны — они кто, мальчики или девочки? Инфантильные, бесхребетные, ищут, кому бы услужить. Вот такими предлагается быть нашим детям и нашему обществу», — возмущается Жанна Тачмамедова. Однако сколько бы мы ни говорили об опасностях, исходящих от медиа и индустрии развлечений, самое большое влияние на детей раннего возраста оказывают не фильмы и игрушки, а родители. Поэтому важно, чтобы мамы с папами внимательно следили за состоянием психики детей, старались как можно больше говорить с ними, жить их интересами. Это и отношения с детьми сделает более близкими, и поможет держать под контролем их увлечения. Ну и, конечно, нужно предлагать им настоящую культуру — вместе с ними смотреть хорошие фильмы и обязательно читать хорошие книги. Как говорит Ирина Медведева, если человеку с детства прививать хороший вкус, то никакой масскульт ему не страшен.
Приобщение к истинной культуре и есть противоядие от любой информационной заразы.
Источник: РИА Иван-чай
18 октября, 2019 - 8:18 пп
противоядие от любой информационной заразы.
31 марта, 2020 - 2:01 пп
Нужна всем
17 июня, 2020 - 9:21 пп
Вот эти прививки прекрасны