Велемудр » Blog Archive » О забытом “Аистонце” замолвите слово

О забытом “Аистонце” замолвите слово

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

   Порой детали, почтовые ящики или дверные ручки, могут сообщить о стране больше, чем достопримечательности. В Эстонии флюгеры на крышах не только показывают откуда дует ветер, но и символично рассказывают её непростую историю.

   Флюгер в виде Аиста – подобные есть на многих крышах Таллина. Стержень флюгера держит Лев – символ Дании. Держать то держит, а вот достать не сможет.

  Пару лет назад посмотрел фильм нашего земляка М. Задорнова. Недавно вспомнил, как в начале фильма отец даёт сыну почитать книгу и говорит: – Не всё чему учат в школе правда.

  Открыл как-то книгу В.Н. Татищева “Исторiя Россiйская”. Интересно описаны времена призвания Рюрика на Русь в Иоакимовской летописи: Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сыновья его или на войнах убиты, или в умерли, и не осталось ни единого его сына, а дочери выданы соседним князьям в жены.И была Гостомыслу о сем печаль… и послал в Зимеголы за вещунами, чтобы те решили, как следует наследовать ему от его потомков. Однако спящему ему привиделся сон, как из чрева дочери его Умилы произрастает дерево и покрывает град Великий, от плодов его насыщаются люди всей земли. Восстав от сна, призвал вещунов, да изложил им сон. Они решили: «От сынов ее следует наследовать ему». Гостомысл предчувствуя конец жизни своей, созвал всех старейшин от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей, поведал им сон и послал избранных в варяги просить князя. И пришел после смерти Гостомысла Рюрик с двумя братья и их сородичами.

  Ну что-же кто был дедушка Рюрика понятно, а кто княжил до него? Да, и обратите внимание: уже в те времена прибалты в “политбюро” советы давали.

   По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира… Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, пришедшие, град Великий захватили и дань возложили на славян, русь и чудь. Люди же, терпевшие тяготу от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили. 

  Выходит, что прадедушкой был Буривой и свои последнии дни он провёл на острове в городе крепко устроенном. Татищев пояснял: – “град Бярмы у русских Корела, у финнов Кекскольм т.е. на двух островах”. Но в летописи сказано на острове, а у Татищева на двух островах, да и раскопки Корелы в лучшем случае дают XIV век. Но тогда, что за град такой, что на острове стоял крепко устроенный?

  Кумень, Kymijoki (фин.), Kymmene (швед.) — река в Финляндии, течёт в южном направлении. На расстоянии 12 километров от устья русло реки раздваивается, а в Финский залив впадает уже пятью рукавами. Согласно Абоскому договору (1743 г.) по Кумени проходила граница между Швецией и Россией.

   Открываю карту ищу Кумень и что я вижу! Чуть на юго-запад лежит огромный остров, который на всех языках так и называется — Остров. В скандинавских сагах он известен как Эйсюсла, от (исл.) еу «остров» и sýsla «округ». Отсюда немецкое — Эзель, и шведское — Ösel. Saaremaa (эст.) и Saarenmaa (фин.) буквально означает — островная земля.

  На древнерусское название «Островъ» указывает упоминание в грамотах титула «бискупъ Островский» – епископ острова Эзель. Ещё одно название острова — остров Русел встречается в середине XVII века в записках Н. Витсена «Путешествие в Московию».

  Так начало положено, а где град крепко устроенный? Стоит посмотреть карту поподробнее. Что-же это за город? Курессаре. А как переводится? С эстонского кург (мн. куред) означает аист, а саар — остров. То есть — остров аистов.

  Предоставлю слово путеводителю. …археологические находки свидетельствуют, что остров был населён 8000 лет назад. Остров был богатейшей землёй и базой пиратов, называемых иногда восточными викингами. Можно предположить, что старое название используемое для Сааремаа было Курессааре и применялось для главного острова, в то время как Сааремаа распространялось на весь архипелаг. Хроники Ливонии сообщают об их флоте из 16 кораблей и 500 человек, опустошающем земли на юге Скандинавии, в то время датской. В 1206 году датский король Вальдемар II высадился на острове и предпринял безуспешную попытку основать там крепость. Независимость закончилась для островитян в 1227 году покорением крестоносцами…

  Теперь о епископском замке: …точная дата начала строительства не установлена, предположительно 1322-38гг. Изначально планировался как административный центр, где можно было бы проводить собрания и выдерживать осаду в случае атаки неприятеля. В 1559 году замок был продан датчанам. Они переименовали замок в Аренсбург — орлиный замок. Видимо решили, что “остров аистов” не круто для таких грозных завоевателей. Датский период владения крепостью ознаменовался модернизацией системы укреплений. Используя старую крепостную стену, новые хозяева соорудили систему с толстыми земляными валами и бастионами, которую окружили рвом шириной 30 метров, который заполнялся морской водой. Собственно, в таком виде укрепление предстаёт взору и сегодня...

          Но… Рассмотрим замок, рвы и бастионы поподробнее… и начнём с замка:

   Как видите замок как замок ничего особенного – большие грубые камни лежат не идеально, но скреплены раствором и стоят твёрдо. На острове добывали доломит – разновидность известняка, его обжигали и продавали округе. Вот из него то замок и построен. А вот строители бастионов камень не обжигали, но подгоняли очень точно и цементом не пользовались – вернее пользовались, но только в некоторых арках..

   Такое впечатление, что в XIII веке у них деньги на цемент были, а в XVI веке то ли деньги кончились, то ли они забыли как цемент делать, да и камни обжигать разучились

   Археологи считают, что на месте замка были деревянные строения и когда-то здесь был торговый рынок. При просмотре с высоты становится понятно, что изначально бастионы имели другую форму и позже действительно были пересобраны.

   Давайте сравним:

   Куресааре — ориентация диагонали на северный магнитный полюс, а была ориентация сторон (магнитный полюс не совпадает с географическим которым пользуется google),

   и Новодвинскую крепость под Архангельском, дата постройки которой под вопросом.

  Вот что пишут историки: Жители Западной Эстонии и островов возводили свои укрепления в основном на небольших всхолмлениях, окружая их круговыми валами. Особенностью было усиление оборонительных конструкций за счет сооружения не только земляных или песчаных, но и каменных валов. Причем на севере и западе края такие сооружения строились из плитняка способом «сухой кладки», то есть без применения раствора. Возможно, именно это обстоятельство послужило основой для помещенного в хронику Генриха Латвийского сообщения о том, как земгалы пытались свалить в Даугаву каменную башню замка Икшкиле, думая, что камни в ней не скреплены раствором. По той же технологии была сооружена и открытая археологами древняя крепость в Ладоге.”

   Места стыков так и не завершены.

   Остатки древней кладки (исходный строительный материал) на выступающих уголках.

Рисунок замка Ливонского ордена в устье реки Венты. Бывшее поселение Вендов, к сожалению бастионы не сохранились.

   План замка в устье р.Преголя у вислинского залива, Aistmares — старое литовское название залива. Некоторые историки предполагают, что это остатки древнего торгового-ремесленного центра Трусо, откуда начинался знаменитый янтарный путь.

   Попробуем понять кто же жил там в те давние времена. Эстонские учебники ссылабтся на римского историка Тацита (55 – 117 н.э.) и его трактат «Германия», в котором он упоминает древних аестиев (aestiorum gentes). “Аестии поклоняются праматери богов и как отличительный знак носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов... они обшаривают и море и на берегу, и на самих отмелях единственные их всех собирают янтарь, который сами они называют glesum (месторождение Клёсовское). У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену.

  Эйнхард в описании жизнь Карла Великого пишет: …открылась борьба со славянами, которые по нашему называются вильцы, а по своему велатабы. В этом походе, в числе прочих народов, следующих по приказу за королевским знаменем, участвовали и саксы, в качестве союзников, хотя и с притворною, мало преданною покорностью. Причина войны заключалась в том, что ободриты, некогда союзники франков, оскорбляли их беспрерывными набегами и не могли быть удержаны одними приказаниями. От западного океана протягивается на восток залив; длина его неизвестна, а ширина нигде не превышает 100 тысяч шагов, и во многих местах ещё уже. По берегам этого залива живёт множество народов, а именно: даны, свеоны, которых мы называем норманнами; они заселяют северный берег и все острова по его протяжению. Но восточный берег населяют славяне аисти (Aisti) и другие различные народы; между ними первое место занимают велетабы, которым король объявил войну. В один поход, предводительствуя лично войском, Карл так поразил их, что они другой раз не считали полезным отказываться от повиновения (789г.).

   Историк VI века Иордан пишет о племенах “Hestii”, которые, наряду с более северными феннами и распространенными к югу венетами, жили за племенем видивариев, жившим близ устья Вислы. Говоря о них, Иордан отметил их миролюбие и то, что они искали поддержки у короля готов Теодориха, прислав ему в дар янтарь.

   В конце IX века английский король Альфред Великий в примечаниях к своему переводу сочинений Орозия указал положение страны Eastland возле страны венедов – Weonodland. Eastland очень велик и там очень много городов, и в каждом городе есть король.

   В скандинавских сагах Eistland локализуется между Virland или uirlant (Вирумаа на северо-востоке Эстонии) и Livland или iflant (страной ливов). На камнях в Скандинавии упоминаются люди: Aistafir, Aistulf, Aistr, Aists, Estulfr, Est(t)mon, Estr, Est и топонимы Estlatum и Eistland.

   Саксон Грамматик писал, что дом берсерка Старкада (лат. Starkarus) был в Еистланде.

   Аль-Идриси в 1154 году описывает страну Астланд. Ивар Леймус считает, что в описании Астланда упомянуты Двина и г.Межотне.

   Посмотрим, что пишет пресса о жителях того времени: В конце III и особенно в начале II тысячелетия до Р.Х. на берегах Балтийского моря появились угро-финны. Примерно в это же время в Прибалтике появляются балты, европейское племя, предки литовцев и латышей. Язык угро-финнов относится к Уральской семье языков. Угро-финнскими народами являются: вепсы, водь, ижорцы, карелы, коми, ливы, манси, марийцы, мордва, саами, удмурты, финны, венгры, ханты, эстонцы и некоторые другие. Угро-финны по происхождению монголоиды, т.е. они ближе к китайцам, чем к своим соседям.

   Их можно назвать прибалтийскими «индейцами», т.к. их предки откочевали в Европу из Восточной Сибири. Как известно, предки американских индейцев тоже монголоиды перебрались из Сибири в Америку через существовавший в глубокой древности перешеек, соединявший Сибирь с Америкой. Собственно говоря, жизнь предков эстонцев, живших на берегах Балтийского моря очень напоминала жизнь американских индейцев до появления белого человека. Предки эстонцев занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. От балтов и славян они научились сеять зерно.

   Вот, что пишет о внешнем облике угро-финнов известная американская учёная Мария Гимбутас в книге «Балты. Люди янтарного моря»: «Скелеты из погребений курганной культуры длинные и европеоидного типа, люди из поселений охотников и рыболовов были среднего роста или низкорослые с широкими лицами, плоским носом и высоко расположенными глазницами. Последние особенности в общих чертах схожи с теми, которыми обладали финно-угорские народы, вышедшие из Восточной Сибири».

   В разделе посвященном расселению славян она сообщает: “Процесс славянизации начался в доисторический период и продолжался вплоть до XIX столетия. Кто-то может возразить, что современные эстонцы не очень похожи на монголов или китайцев. Так ли? Внимательно присмотритесь и вы увидите широкие скулы и чуть раскосые глаза. Конечно не у всех эстонцев эти черты бросаются в глаза, но все же это тот стержень, на который нанизывается всё остальное. Посмотрите на лапландцев или на представителей народов русского севера, занимающихся оленеводством, ведь именно так выглядели предки эстонцев, пришедшие на берега Балтики.Всё вроде сходится, только вот данные генетиков говорят, что носители R1a (славяне) здесь жили как минимум на 1000 лет раньше, чем N1c (угро-финны) .

   Хроника Генриха Латвийского вносит больше путаницы, чем поясняет этническую принадлежность – больше похоже на описания народов по территории обитания. Он выделяет Островитян (Osiliani), Естов (Estones), Поморов? или Поморян? (Maritime), Поморов естов (Estones maritime), Роталийцев (Rotalienses), Русских (Rutheni), Угавнийцев, Саккаланцев, Виронцев, Гервенцев и многих других живущих на территории, которая сейчас называется Эстонией. Интересным выглядит момент, когда тевтоны, саксоны, фризы и ливы напали на естов то “наводить порядок” приплыли и завалили камнями устье Дюны (ввели экономические санкции / перекрыли торговые пути) островитяне. То есть “гасят” одних, а на “разборку” приходят другие! Представьте себе количество тех камней, если в те времена Лиелупе и Двина в море впадали одним потоком! Это создало такой поток, что выйти в море было хоть опасно, но возможно, а вот войти против течения в устье реки было очень проблематично. Немцы были вынуждены углублять устье. Но со временем реки нанесли песка, потом Двина промыла себе другое устье и теперь впадает в море в другом месте.

   Откуда у современных эстонцев соотношение генов R1a – 37,3% сопоставимо с N1c – 40,6%, ведь различие составляет менее 10%, и почти как в Латвии R1a – 39% и N1c – 42%? А у соседних финнов N1c 63.2 % (местами 71%) при этом R1a всего 10,5%. В Эстонии гаплогруппа R1a представлена старыми ветвями, с предками, жившими более 4500 лет назад. Возникновение этих ветвей уходит во времена бронзы или энеолита. Интересно отметить, что один из субкладов является северо-евразийской ветвью Z92, от которой произошла ветвь Z280, типичная для значительной части современных русских, украинцев и белорусов. Ветвь Z92 является одной из возможных у вендов. Откуда всё это взялось? И что за народ, который живёт на острове Аистов и называется Аисты, Еисти или Аести? Может где ещё встречается?

  Посмотрим, как называют аистов на других языках. Поучительно, но в далёкой от балтийских берегов Индии на языке малая́лам аист произносится как peruñāṟa, что созвучно славянскому Перуну (балт. Perkūnas, Pērkons, Percuns). На сербском, хорватском и боснийском – Рода. Вот и у входа в церковь Петра и Павла в Каарма с левой стороны замурован в стену лик бога Рода повернутый набок, как сказала экскурсовод: – Немцы это сделали специально, что бы люди приходя молиться в церковь видели как высоко вознёсся христианский бог и как низко пал их языческий идол, а те кто ещё не принял христианскую веру могли бы поклониться Роду, пусть даже и поверженному, но приходя к церкви. На албанском – lejlek, на турецком – leylek, на украинском – лелеки. Да, такой народ достаточно известен – Лелеги (греч. Λέλεγες, лат. Leleges).

   Одна из древних народностей, по греческим преданиям, обитавшая наряду с пеласгами и карийцами на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря и в Малой Азии до прихода Эллинов. Но тут опять какая-то путаница πελαργός – pelargós имеет тоже значение – Аисты. То есть один и тот-же народ только название на разных языках. Пеласги древний народ, который занимал всё побережье Греции, Малой Азии и островов Эгейского моря, Кипра и Крита, держал под своим контролем Геллеспонт. У них были города-государства, была развита письменность, культура и архитектура. Потом на территорию современной Греции пришли эллины. Они стали воевать с пеласгами и практически полностью их уничтожили. Геродот пишет, что только после того как, эллины приняли остатки пеласгов в свой народ они стали великим народом, а до той поры они были просто необразованными. По легенде эллины, завоевавшие Аттику, договорились с пеласгами о том, что те построят для завоевателей крепость в Афинах, а они взамен не будут изгонять пеласгов. Впрочем, после постройки Пелагрика эллины так и не сдержали слова. На острове Лемнос, последнем месте их обитания в Эгейском море, в 1885 году была найдена знаменитая Лемносская стела. Надписи на ней напоминают этрусскую письменность. Большинство древних авторов пишут, что пеласги переселились в Этрурию. Пеласгов периодически путали с Этрусками, которых греки называли Тирренами, и родственными им Хеттами и Филистимлянами. По западному побережью балканского полуострова расселились родственные им племена фраки, дойдя до северного побережья Адриатики они поселились в Венетии, под названием Венеты, Энеты или Венеды.

   Andres Paabo сравнивая финский и эстонский языки выявил, что основные отличия обусловлены заимствованием вендских слов в эстонском языке. Тех самых вендов, что в XII-XI веках до н.э. населяли северное побережье Адриатического моря и приальпийские долины. Тех, кто поставлял янтарь через альпийские перевалы и строил города Ateste (Эсте), Esten (Падуя) и Асти, чуть севернее Этрурии. В Римской империи одним из названий янтаря был венедский камень.

   Лингвисты акцентируют внимание на то, что в эстонском языке много заимствований из древнерусского языка, причём разделяют их на два независимых потока. Первый, достаточно большой, сказывается на северном диалекте, а второй поменьше на южном. Разные диалекты заимствовали разные слова, причём регионы расположенные ближе к России имеют меньше заимствований. Да и в латышском много однокоренных слов с русскими, и часть из них созвучна вовсе не с литературным русским, а с архаичным говором северных поморов.

  С. Грамматик в Деяниях Данов описывает многовековую войну данов против неких геллеспонтцев. О них он пишет в связи с набегами Рагнара Лодброка и его легендарных предшественников. Не вдаваясь в детали и достоверность повествования летописца попробуем найти в них географические ориентиры.
Контакты с геллеспонтцами возникают благодаря морским походам. Ярмерик отправлялся против четырех братьев из рода геллеспонтцев (genere Hellespontieos), занимавшихся пиратством морским путем. Трехдневное морское сражение завершилось договором, по которому братья уступали Ярмерику половину дани с подвластных племен, а также отдали замуж за конунга свою сестру. Среди данников геллеспонтцев были ливы, сын правителя которых, Biceo находился в заложниках и сбежал к датчанам. Перед походом на геллеспонтцев датчанами были подчинены славяне, сембы, курши. Зная, что сембы и курши обитали на южной части восточного побережья, следует думать, что геллеспонтцы жили от них дальше на северо-восток по побережью рядом с землёй ливов. По результатам войны датчанам не удалось добиться решающего перевеса.
Удачливее, чем Ярмерик, в восточных походах был Хадинг. Ему удалось взять город Дюну с неприступными стенами и подчинить оборонявшего город Андвана царя Геллеспонта (Hellesponti regem) получив с него выкуп золотом. Название города находится в прямой связи с немецким названием Двины – Düna. Не обязательно видеть в городе Дюна позднейшее немецкое укрепление в устье реки Дюнамюнде или лежащий вверх по реке Дюнабург (Двинск). Важно обратить внимание, что осада была тяжелой для датчан и только военная хитрость конунга, запалившего городские строения при помощи птиц позволила осаждавшим ворваться внутрь крепостных стен.

   О месте расположении города говорят некоторые скандинавские саги, а вот о реке Дуна по которой можно добраться до Понта (Чёрного моря) в устье которой и на побережье залива жили Ости  впервые упоминает Пифей около 325 года до н.э. указывая, что эти места плотно заселены. Он описывает их как светловолосых с голубыми глазами.

   Перед нападением на Дюну Хадинг свергает тирана куршей Lokera, что еще раз указывает на соседство куршей и геллеспонтцев. Фроду основное противодействие оказывали не геллеспонтцы, а русские (ruteni). Только двукратная победа над правителем Руси (RuseiaТранноном укрепившемся в Ротале открыло Фроду дорогу на Палтиску, где он убил правителя Vespasius, причем поход происходил по суше. Захватив город Палтиску, Фрод в надежде получить полную власть над Востоком двинулся к стенам Андвана. На ливском языке paald (фин. paltta) — обрыв. Paltisca- Palteskja это современный Палдиски. Скептики конечно возразят город получил название только в 1922 году, но ведь как-то местные жители называли его и до этого? Взять город с моря можно только теоретически – вокруг крутые скалистые обрывы и рядом высадиться негде за много миль, понятно почему его брали с суши и то хитростью: Фроди распространил слух о своей смерти и даже организовал свои похороны, сам при этом тайно скрывался с небольшим числом ратников. Веспасий узнав о смерти враждебного вождя расслабился, а Фроди воспользовался беспечностью, проник в город и убил Веспасия. Познавательно читается имя правителя Палдиски Vespasius – ves (самоназвание народа весь) pa (paa по финнски голова), получается глава веси.

  Победа над Андваном завершилась браком конунга и дочери правителя геллеспонтцев, смысл этого действия можно истолковать однозначно – Андван становился датским наместником. Ярмерик нанёс поражение сембам, куретам и многим племенам Востока. Фрод уплыл победив большую силу Востока. Согласно информации Саксона, кроме русских, геллеспонтцев, вепсов Палдиски Фрод добился победы над куршским правителем Дорном. Именно после победы над куршами он двинул свой флот к Ротале. На долю знаменитого Рагнара выпала затяжная война с геллеспонтцами. Сначала с их правителем по имени Dian и его сыновьями, женатыми на русских принцессах. Один был тезкой отца, другой носил имя Dахоп. Упоминаемые восточнобалтийские имена не могут не вызвать интереса. Dian, вероятно, славянское имя Деян (Диян, Дий, Дый). А вот второе имя Dahon скорее всего Dagon, Dago. Один из остров рядом с Сааремаа назывался Дагё. Первый исторический правитель Польши Мешко I до принятия христианства именовался «Dagome, король венедов«.

   Адам Бременский в “деяниях Гамбургских архиепископов” упоминает: …в море есть много и других островов, один из которых, весьма большой, называется Аестланд (Aestland)… Они тоже совершенно ничего не знают о Боге христиан, поклоняясь драконам и крылатым существам, которым приносят в жертву даже живых людей, покупаемых у купцов. При этом они тщательно проверяют, нет ли у них на теле пятен, из-за которых они якобы отвергаются драконами. Поклонение летающим существам описывает и Генрих Латвийский: “… на границе Виронии окрестили три деревни; там была гора и очень красивый лес, где, как говорили местные жители, родился великий бог эзельцев, именуемый Тарапита, который оттуда и улетел на Эзель.

   Датским дружинам Рагнара, как и при походе Фрода, не геллеспонтцы, а русские оказывали настолько решительное сопротивление, что Рагнар не казнил предводителя русских и геллеспонтцев Дахона (Daxon), а ограничился признанием вассальной зависимости с его стороны. В числе зависимых от Рагнара оказались курши и сембы, в землях которых датское войско зимовало.

   Шведы, как ближайшие соседи, тоже не давали расслабиться. В сагах «Круг Земной» упоминается Торгнюр, который выступил на собрании перед королем Олафом: Теперь конунги шведов ведут себя совсем не так, как бывало прежде. Торгнюр, мой дед, помнил уппсальского конунга Эйрика (умер 882 году) сына Эмунда. Он рассказывал, что когда тот был в расцвете сил, он каждое лето набирал войско и отправлялся походом в разные страны. Он подчинил себе Финнланд, Кирьяланд, Eistland, Курланд и многие земли на востоке. Естественно походы шведов не оставались без ответов. Известен знаменитый поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 году. Тогда объединенный флот карелов, русских и ester дочиста опустошил и разграбил город. В XVI-XVII веках шведами зафиксировано предание о вывозе русскими в 1187 году из Сигтуны ворот, установленных впоследствии в Софийском соборе.

   Но так было не всегда, иногда народы объединялись против общего врага. Саксон Грамматик описывает куршей. восточных мужей (orientalium), русских (под предводительством Регнальда Русского – прадедушки Рюрика по отцовской линии), ливов и вендов как участников битвы при Бровалле в Эстергётланде (примерно в 770 г.) вместе со свееями против данов, на стороне которых были многие народы в том числе славяне (sclavi) и венды (vindr). Описание тех событий, даже с учётом возможных преувеличений, непохоже на обычную межнациональную войну, уж слишком много разных народов в ней принимало участие, забыв на время о внутренних противоречиях. Через несколько лет после битвы славянский князь Исмар стал королем Дании. Это привело к тому, что славяне стали селиться в Ютландии, Западной Германии, Голландии и смогли продолжить расселение на побережье Англии и Ирландии.

   Генрих Латвийский описывает кровопролитный период северных крестовых походов, которые были логическим продолжением вендского крестового похода. Представьте себе геноцид населения, если Бальтазар Руссов приводит цифры уничтоженных, уже позже, в результате восстаний – 9000 и 3000 человек, при этом этнографы предполагают, что численность ливов, одного из многочисленного народа того времени, не превышала 30000 человек.

   После подчинения в 1227 году рыцарями островов Сааремаа и Муху папа Гонорий III обратился «Ко всем королям Руссии»: «Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Естландии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас»

   Поморские есты, как пишет Генрих Латвийский, обещали принять священников и обязанности христиан, лишь бы избавили их от нападений датчан.

   Наводит на размышление, что часть населения, которых Генрих Латвийский называл ливами, сами себя считали филистимлянами: “Каупо пошёл с войском к своему замку, где были его родные и друзья, язычники. Когда они вдруг увидели неожиданно появившееся войско, их охватил страх и лишь немногие взошли на стены защищать замок, большинство же перелезло через вал в задней части замка и бежало в леса и горные места. Христиане мужественно осадили замок и, наконец, храбро взошли на валы. Враги были побеждены и прогнаны из укреплений, христиане вступили в замок и, преследуя там язычников, до пятидесяти человек убили, а прочие спаслись бегством. Захватив всё имущество и большую добычу замок зажгли. Когда ливы, бывшие по другую сторону Койвы в замке Дабрела, заметили столб дыма и огня и увидели, что замок Каупо горит, они, боясь, что с ними и их замком будет то же, собрали всех в замок, взошли на крепостной вал в ожидании неприятеля и встретили его, храбро сопротивляясь. Дабрел, их старейшина, ободрял их и поддерживал, говоря, как филистимляне: “Крепитесь и сражайтесь, филистимляне, чтобы не стать рабами иудеев”. Пилигримы, целый день осаждавшие замок вместе с семигаллами не смогли взять его; некоторые из них пытались с немногими взойти с другой стороны, но потеряли там пятерых человек убитыми.

   Увидев, что замок весьма крепок и неприступен, отступили, опустошив область, вернулись к своим и, остановившись под Ригой вместе с остальным отошедшим войском, разделили всю взятую добычу. Епископ, возблагодарив Бога, отпустил по домам радостных семигаллов.

   Что же мы видим в этом описание: территория, разделённая рекой, на которой на расстоянии видимости находятся замки у которых разные хозяева, в одном замке родственники Каупо, в другом люди Дабрела. Жители замка семьи Каупо сильно напуганы, но не ищут защиты в замке Дабрела, а просто бегут в леса и горные места. Можно ли назвать их друзьями жителей замка Дабрела? В лучшем случае соседями, причём такими у которых защиту они не искали. Задайте себе вопрос: – Откуда люди которые, как говорят историки, не умели читать и писать и были идолопоклонниками, тем более библия у европейцев была явно не на ливском, могли знать кто такие филистимляне, да ещё и иудеи, и почему иудеи должны брать их в рабство? Ведь если бы Дабрел просто “швырялся фразами”, которые не понятны окружающим, сомневаюсь, что это ободрило и поддержало защитников замка. Учитывая, что немного севернее филистимлян в Латвии обитали идумеи, ещё один народ упоминаемый в библии, эта версия не выглядит такой уж неправдоподобной.

   Помню будучи ещё пионером мы, как было заведено в те времена, ездили по осени всем классом на экскурсии. Однажды мы поехали, ещё на дизеле, в Сигулду и пошли на экскурсию в Турайдский замок. В подвале замка есть один примечательный камушек, который задаёт больше вопросов, чем даёт ответов.

Немного ниже косого креста, который в итоге приобрёл вид скрещённых посоха и креста или меча, есть надпись Русь.

   Откуда в немецком замке камень с надписью Русь?

   Помню была там пожилая смотрительница и я задал ей вопрос: – Откуда здесь этот камень? Она ответила: – Говорят, этот камень нашли на берегу реки, когда собирали камни для строительства замка. Тогда возник следующий вопрос: – А почему его не использовали при строительстве замка? — На нём была надпись и его решили сохранить.

   Косой крест очень древний символ. Ещё до времён древнего Рима его использовали для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Получается, что у нас в музее сохранён символ древнего государства Русь, буквально “пограничный столб“ тех времён. В каталоге музея он так и значится – “Robežakmens” пограничный камень.

   Епископ бременский Гартвиг II назначил Мейнарда в 1186 году “епископом Икскюльским в Руси”. Папа Климент III в 1186 году утвердил Мейнарда на епископство Икскюль в Руси (in Ruthenia). Через два года (1.Х.1188) его познания в географии не изменились и в своём послании Мейнарду он продолжил утверждать, что Икскюльское епископство находится в Руси. Я допускаю, что один человек мог что-то не знать, но несколько и несколько раз? Однако на мнение “современных историков” это никак не влияет. Может я и ошибаюсь… Как говорила мама Дяди Фёдора: – “С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют”. Хотя? Может это не я ошибаюсь, а мама Дяди Фёдора?

   Аналогичных пограничных столбов немного, но сохранились.

   Межевой камень отмечающий границу между Новгородом и Швецией 1323 год. Ristikivi

   Русские летописи не знают аистов, но описывают народ чудь, который проживал и на территории современной Эстонии. Иеродиакон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский в “Истории о начале Русской Земли и о создании Новгорода” пишет: “…И снова пошли они с Дуная, бесчисленное множество, с ними же и скифы, и болгары, и другие народы пришли в землю словенскую и русскую… и разошлись каждый своим родом по всему простору своей земли: одни сели в полях прозвались полянами… овие кривичи сиречь смоляне, …овие же чудь, …и иние же в разные именования прозвашася… Как видно из текста чудь пришла вместе с кривичами, смолянами и другими народами с Дуная, а не с востока как угро-финские народы. Летописи и сказания часто упоминают чудь как соседей и достойных участников совместных боевых походов, как создателей древнерусского государства и как тех, против кого в периоды противостояния, эти походы организовывались.

   Первые земледельческие поселения появились на Балканах ещё в VI тыс. до н.э. В V-III тысячелетии до н.э. на огромной территории от Италии до Причерноморья, включая территории современной Сербии и Румынии, с центром на Балканах возникла мощная культура, поклоняющаяся богине Живе (праматери богов: Перуна, Бодана и Пекленца). Археологи называют её культурой Винча, одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда. В 1961 году румынскими археологами близ села Тэртэрия (рум. Tǎrtǎria) вместе с останками людей и другой керамикой были обнаружены три глиняные таблички с письменами, относящиеся к первой половине VI тысячелетия до н.э. Находки с аналогичными надписями сделаны и в соседних странах: в Болгарии, Венгрии, Молдавии, Сербии и на территории Украины. Историки считают их самой древней письменностью известной человечеству.

   Впервые в Эстонии только в 1857 году учредитель газеты на местном наречии “Perno postimees” Йохан Вольдемар Яннсен ввёл новое название “eesti rahvas” (люди эстонии) вместо прежнего названия maarahvad (люди земли, или по другой версии люди богини Мары, Maaema – мать земля). Финны по сей день называют Эстонию – «Viro», а эстонцев – «virolainen». Это связано с тем, что в виду отсутствия общего названия финны называли всю территорию по названию наиболее близко к ним расположенного района «Viru». Латышы также называют эстонцев igauņi от ближайшей к Латвии области Ugandi.

   Делать какие-либо выводы о языковых предпочтениях древних аистов просто не представляется возможным, ведь не осталось ни каких письменных источников, по крайней мере мне о них ничего не известно, а археология, увы источник немой, сама она на вопросы языковой принадлежности ответить не сможет. Зато археология говорит нам, что у балтийских берегов давняя и славная история. Мы можем определить, как жили, где бывали, с кем общались жители Прибалтики – но не можем назвать не то что их имен, Богов которым они поклонялись, битв в которых они одерживали победы или терпели поражения – даже о языке, на котором они говорили, мы можем только строить предположения. Одиннадцать тысяч с лишним лет назад на тех берегах, о которых мы ведем речь, появились первые поселенцы, а за ними пришли и другие народы. Одни из них двигались дальше, другие оседали, кого-то уничтожали или вытесняли с обжитых мест, кому-то соткали язык как лоскутное одеяло из кусочков более ранних языков, кого-то тут-же ассимилировали, а кого-то не успели, кто-то перешёл на язык соседей добровольно, западные объявив восточных “диалектом” начали забывать свои корни, северяне объявили себя “литературными” и принялись переучивать южан, чей-то язык вообще не хотят признавать. Как видите эти исторические процессы продолжаются и по сей день. Давным-давно наши предки овладели шлифованием камня – из него и были первые их топоры, другие приручили скот, кто-то из них первым освоил земледелие и принёс свои знания соседям, чуть позже они разобрались и в непростом искусстве плавки меди, бронзы и научились ковать железо. Так, что о языке общения аистов можно даже не говорить – будут очень горячие споры; для примера можно оценить меняющиеся по времени версии латвийских историков о происхождении вендов:

      2004 год – это курземские ливы
2005 год – это этническая группа финно-угорских племён
2006 год – это сарматы
2006 год – это немцы
2006 год – это полабские славяне
2009 год – это славяне
Давайте оставим языковый вопрос будущим исследователям. А вот о религиозных предпочтениях есть что сказать. “Чудь” в переводе с ингушского языка, а они считают себя потомками Аланов (Аландские острова находятся на северо-западе от Сааремаа), означает – вера в себя, дословно “чу” своё внутри и “дь” вера, свет, день. Так, что верили они в себя, своих предков – в свой Род.

   Обидно, когда прибалтийские историки, видя какой-либо славянский след в Прибалтике обходят его стороной – ведь это же история “не местных” народов или приписывают находки скандинавам, а российские историки вообще стараются не задевать эту тему, ссылаясь на то, что это не наша страна. В итоге огромный исторический пласт нигде и никак не отображается.

   Древние египтяне относили пеласгов, энетов и филистимлян к “народам моря” которые вторглись в Египет и часть из них там обосновалась. Зная о наличии на Балканах пирамид, которые значительно древнее чем египетские, и читая хроники Ливонии невольно возникает вопрос, на который у меня нет никакого ответа: – Какого ФАРАОНА потопили “расширятели древнего евросоюза” при взятии Сааремаа в 1227 году? Приведу отрывок самого конца хроники: “…окрестив весь народ, низвергнув Тарапиту, потопив фараона, освободив пленных, возвращайтесь с радостью, рижане! Как видите вопросов пока больше чем ответов.

На этом позвольте закончить моё повествование и сказать БЛАГОДАРЮ людям неравнодушным к нашей общей истории, в первую очередь Игорю Гусеву, как Человеку отображающему историю независимо от официальной политики государств и Лидии Грот, которая своей публикацией пробудила интерес к написанию этой статьи.

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

5 комментариев на “О забытом “Аистонце” замолвите слово”

  1. Сергей Муливанов сказал:

    Спасибо.

  2. welemudr сказал:

    неравнодушным к нашей общей истории,

  3. GreggTof сказал:

    Создаются на передних планах композиций,

  4. JamesJiz сказал:

    должны терпеть

  5. GeorgeFoucT сказал:

    Система связей должна надежна