На Руси по весне к празднику Вербохлесту, хозяйки с детьми делали обережную куклу Вербницу и ставили в красный угол. Рубашка и лицо у куклы были красного цвета, как символа плодородия и весны. В мешочек кукле складывали травы и зерно, в руки привязывали веточки вербы.
Также просто веточки вербы украшались лентами и ставились в красный угол в качестве оберега; считалось, что она может защитить дом от молнии.
На древний славянский праздник Вербохлеста христиане наложили свой праздник «вход Иисуса Христа в Иерусалим», но в народной памяти он так и остался под названием вербное воскресенье. Наблюдая за этим процессом доверяющие Библии христиане не могут найти сходство древней традиции почитания вербы, с библейским повествованием о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим.
Как известно, в момент въезда люди постилали на Его пути одежды и пальмовые ветви. Но нигде в Библии нет указания святить ветки пальмы, и тем более вербы. Поэтому Вербохлест не имеет никакого отношения к въезду Христа в Иерусалим, тем более что вербы в Палестине не растут. Это абсолютно два разных праздника насильственно соединенных в один.
Вызывает смущение и тот факт, что в этот день в народной традиции сохранился древний обычай бить друг друга ветвями верб, а также посещать кладбища, что так же не имеет библейского основания. Исследование корней вербохлеста приводит нас к древнейшему ведическому празднику Руси, который после крещения церковь просто прихватизировала или как сейчас любят говорить христианизировала.
Раньше «Вербохлест» был связан с обрядом оплодотворения природы. Примерно в середине апреля (если переводить на современный календарь, а сейчас у христиан эта дата плавающая и зависит от Луны) славяне праздновали завершение свадьбы неба и земли, праздник раскрытия земли и ее готовности к посеву, иными словами, Праздник Плодородия.
Этот праздник символизировал начало новой Жизни, зачинание природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, чем энергетически помогали земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая.
На этот праздник так же было принято печь Куличи, как символ Мужской силы и плодородия (именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц) и творожный пирог , как символ женского плодородия.
И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Хотя нам проще списать все это на чужеродные нам цивилизации востока, в которых фаллический культ и по сей день процветает, нежели поверить в то, что этот культ пришел к ним из нашей культуры. Но это именно так. И праздник плодородия — яркое тому подтверждение.
Для Справки: Символ Мужской силы и плодородия у славян обозначается словом «Кол” (прямой перевод как стержень), женской силы — словом «Коло” (круг), отсюда и форма угощений и название для устройства создающего гармонию звука Коло-кол ( Кол- ударяя по Коло рождал божественный звук).
Наши предки считали что человек не разрывен с природой, поэтому и плодородие в семьях всегда приветствовалось, ведь чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Поэтому в этот день они совершали обряд «вербохлест» — парни хлестали по ногам девушек прутиками вербы, а девушки в ответ должны были издавать звук- то есть вскрикивать, так символически соединялась женская и мужская энергия для созидания новой гармонической жизни , то есть на уровне ритуала и мыслетворчества происходило символическое оплодотворение первыми вторых (как в Колоколе).
Со всеми весенними праздниками славян связана традиция крашения яиц.
«В весенней обрядности, повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.
На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую орхаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.
Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «з солью, з хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне , клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху».
Вот так широко и с размахом наши предки праздновали в былые времена весенний Праздник плодородия.
Верба у славян означает быстрый рост, силу, гибкость, плодородие. Считалось, что она передаёт красоту, здоровье человеку и домашним животным, так как является носителем и проводником божьей силы. Вот именно поэтому на «Вербохлёст», когда верба выпускает свои беленькие блестящие почки, люди легонько хлестали друг друга и животных ветками вербы и приговаривали: «Вербохлёст, бей до слёз!». Так изгонялись всякие хвори. Детишкам приговаривали: «Как вербочка растёт, так и моё чадо растёт!», «Вербохлёст, хворь унёс!» «Верба пришла , здоровья принесла! Верба-хлёст, лупи до слез!» «Верба расцвела, силу божью всем дала».
30 сентября, 2019 - 10:31 пп
Верба у славян означает быстрый рост, силу, гибкость,