Велемудр » Blog Archive » Купальница. ПРАЗДНИК БОГА КУПАЛЫ.

Купальница. ПРАЗДНИК БОГА КУПАЛЫ.

Опубликовал: welemudr     Категория: Праздники

Купальница. ПРАЗДНИК  БОГА КУПАЛЫ.

6 июля 2017г. по народному календарю день Аграфены-купальницы, канун дня Ивана Купало . С этого дня начинают купаться в особо торжественной обстановке, с песнями, обязательно мылись и парились в банях.В различное время суток заготавливали разные банные веники на целый год, собирали различные травы, а также совершали обряды гаданий на травах. Об этом подробнее пойдёт речь ниже.

Начинался сев репы. «Репу сей на Агрофену — хороша репа будет».

Вечером собирали одолень-траву (белую кувшинку), чтобы при случае взять её с собой в дорогу как надёжное средство от разных бед и напастей.

Ночью, до восхода Солнца, рвали цветы Иван-да-Марья и хранили их в доме для предохранения от всяких напастей. В эту же ночь, но чтобы никто не видел, рвали полынь-чернобыльник; под корнем находили уголь, который доставлял большое облегчение от болезней живота, тошноты, рвоты.

Купальницею называли особенную траву, также известную под именем кошачья дрёма (Trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (Ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. Траву купальницу сбирают рано утром, когда она бывает ещё в росе, и сохраняют в склянках для лечения. В сёлах из этой травы взрослые делают веники и парятся ими в банях. Дети из неё плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы во время игр.

На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днём купаться в реках или прудах. В некоторых поселениях этот день называют лютые коренья. Смышлёные старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями и в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали в печь жгучей крапивы и на ней паривались. Всё это делалось для исцеления болезней. По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась обетная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечера. В Переславле-Залесском, например, купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купанием происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанья детей происходило в пруде, на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.

Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. В некоторых поселениях это дело предоставляли красным девицам. Они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали в поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщины. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почётные старики и старушки после банного мытья.

В некоторых селениях в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни. Усердные и сострадательные люди сами носили эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Всё это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней.

Во многих местах имя Купальница становилось нарицательным. Например, в Переяславле-Залесском в этот день проходила ярмарка при Владимирской церкви, которую называли Купальницей. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы, а иные называли самые студенцы купальницами.

Купальница. ПРАЗДНИК  БОГА КУПАЛЫ.

7 июля по народному календарю день Ивана Купалы

  • По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Цветут и наливаются силой волшебные травы. К этому дню приурочивали сбор лекарственных трав, достигающих к этому времени полной зрелости. «Просите, дети, дождя до Ивана, а после Ивана я и сам упрошу». Начинается первый покос. «Первая коса не прогадывает», «Всякий, кто дорос, спеши на сенокос», «Перестоялась трава — не сено, а труха». Верили, что в этот день Солнце «играет» — двоится, троится и переливается различными оттенками. Пчела говорит хозяину: «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана».

  • Считали, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Бытовала легенда о цветке папоротника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет провидцем, будет богат.

  • Праздник в Ивановскую ночь известен всем славянам. В основе обрядов лежит почитание воды, земи, воздуха, огня и Солнца, которые дают жизнь всему живому. Отличительные его обряды: зажженные костры, песни, прыжки через огонь и крапивные кусты, купание ночью в росе, а днем в реках, поверье о полете ведьм на Лысую гору. Самые огни, зажигаемые в Иванову ночь, почитались как чудодейственные. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево и называли его «живым, лесным лекарственным, царь-огнем». Водили хороводы. Солнце играет при восходе.

  • В этот день были внимательны: «Дождливый день на Ивана, к плохому урожаю», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться», «Рожь выколоситься должна, а не заколоситься, так это к плохому урожаю», «Сей репу — хороша будет, а после — так уж опоздал сеять».

  • В этот день примечали: «Сильная роса на Купалу — к урожаю огурцов», «На Иванову ночь звезд много — много грибов будет», «Коли на Ивана просо в ложку, то и будет в ложке», «Гроза в этот день, то орехов будет мало и они будут пустые».

  • По народному поверью, до Купалы женщинам нельзя есть никаких ягод, чтобы не родились больные дети.

  • Заготавливали различные травы, клали их под Иванову росу, высушивали и сберегали, как самые целебные. Особенно популярными были плакун-трава (корень) — прогоняла злых духов; чернобыльник — противна ведьмам и колдуньям, охраняет дом от нечисти; жгучую крапиву собирали для лечения ревматических болей; пастушью сумку заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство; заячью капусту запасали для лечения ран, ожогов; мать-и-мачеху — на случай простуд и кашля.

    ПРАЗДНИК БОГА КУПАЛЫ У СТАРОВЕРОВ

Купальница. ПРАЗДНИК  БОГА КУПАЛЫ.

Весь лѣтний Праздник Бога Купалы построен на обрядах очищенiя. Начинается всё с очищенiя совѣсти. Каким образом? Допустим, мы прiезжаем на берег реки, да? И прежде чем праздник провѣсти, надо быть в гармонiи с природой. Так? Очищается от мусора, хлама, от вѣточек, камушков вся территорiя пляжа. Потому что не только мы, но и дети, которыя с нами и внуки, они все босиком — чтобы никто не повредил ноги. То есть камушки, вѣточки, стекло, мусор, всё убирается и закапывается, чтобы яго не было видно. Потом делается ДУНЬЯ – это, как жертвенник.
И вот, когда уже всё подготовлено к празднику — начинается праздник с очищенiя совѣсти. А что значит очистить свою совѣсть? Это значит вспомнить обо всех своих Прѣдкахъ и принести им требы. Не один раз в году, как у христиан на родительский день съездить на кладбище, и привезти там плюшки, блинчики, оладушки, печенюшки на могилу. А как же быть с теми Прѣдками, которыя похоронены в других городах, или в деревнях. Или вот сейчас после разъединенiя, могилы остались в Польше, на Украине, в Белоруссiи, у каго-то в Германiи. Ну, вот, у нас Ненецкий национальный автономный округ, у многих же родственники то в Германiи. А как они в этот день попадут на кладбище, к находящимся в Германiи? Никак. Поэтому у нас вот и делается жертвенник и в няго каждый из присутствующих на празднике дня Бога Купалы жертвует оладышки, блины, булочки – всё, что они настряпали. Кто-то кладёт орехи, кто-то там крупы и прочее. Поэтому, есть понятiе ДВЕ ЖЕРТВЫ: жертва природная – то, что дала Природа: грибы, орехи, зёрна; и жертва человѣческая — то есть то, что создано человѣческими руками, то есть плоды человѣческаго труда. А люди незнающiе, услышав: «А, человѣческiе жертвоприношенiя», сразу же думают, что людей в жертву приносят. Хотя на самом деле человѣческими жертвоприношенiями назывались оладьи, блины, булочки, расстегайчики с капустой. То есть, понятно, да? Незнанiе порождало всевозможныя домыслы. Это всё клали в огонь, в огненный жертвенник. А с огнём это куда всё поднимается? В небеса. А там уже наверху Прѣдки, независимо от таго, где их прах захоронен, они получают все эти требы, дары, жертвы.
То есть тем самым мы очищаем свою совѣсть, мы помним обо всех Прѣдкахъ своих Родов, и также о своих Богах. Для Прѣдковъ мы человѣческiе жертвоприношенiя делаем, (булочки, оладышки и прочее), а для Багов — природныя жертвоприношенiя (зёрна, орехи, грибы, ягоды), то есть то, что мать Природа дала. Для чяго мы им даем природныя жертвоприношенiя? А для таго, чтобы на следующий год нам Боги опять дали урожай, чтобы мы опять им смогли принести эти дары.
После этаго вокруг сiяющяго меча Перуна начинаются хороводы.
Всегда говорят, кто ближе всех к Богам? Дети. Поэтому первыя хороводы – дети маленькiе, потом дети повзрослее, и так дальше, молодёжь и уже замыкающий, как бы, оберегающий круг – уже взрослыя люди по 50-60-70 лѣтъ. То есть как бы каждое поколенiе внутри другаго, то есть принцип матрёшки, все в единстве. И когда хороводы ходят, появляется Огнебог Семаргл, который и благословляет каждаго.
И получив благословенiе, каждый человѣкъ делает себе ОГНЕВИЦУ (плотик, венок), берёт свѣчу и наговаривает желанiе: что он хочет, чтобы у няго ушло (неудачи, хвори, болезни, невзгоды какiе-то).
Наговорил на свѣчу, и отправляет ея по водам реки. Свѣча освещает и всё это куда передаётся? В воду, да? Текущую. Вода, испаряясь, поднимается куда? В небеса. И Боги уже знают, что просит человѣкъ, от чяго яго избавить. Тем более он перед этим ещё принёс требы Богам. После этаго люди омывают свои тела в реке. Окунулись и всё смыли с тела, то есть тело стало чистым.
Потом они прыгают через костёр. Тем самым, если пользоваться восточной терминологiей, очищают свою ауру. То есть агонь, он же, как бы всё чистит. Прыгают не через маленький огонь, костёр, а через пламя большаго костра, через огненную стенку. При этом человѣкъ весь негатив выжигает, и он очищает свою Дɣшу. После таго как через большой костёр попрыгали, (а для детей там маленький костёр) молодёжь идёт к двум солярникам (как свастичныя символы один в одну сторону, другой в другую) и начинаются хороводы, так называемыя Игрища Багов. То есть девушки в одном направленiи движутся, мужчины — в другом. В этот момент любой жрец читает обращенiе к Богамъ и к Роду. И как только обращенiе заканчивается, звучит фраза: «Воля Багов». И вот, кто в этот момент спинами из двух хороводов столкнулся, то получается первая пара. Эта пара отходит в сторону, и хоровод опять вращается, опять читается Гимн обращенiе к Богам и в конце «Волѧ Богов». Так выявляется вторая пара. Таким же образом всяго избирается девять пар. Когда народу мнаго, то бывает, что выбирают ещё девять пар. Но всегда чтобы было равным девяти, потому что девять – это высшее простое число. Отобрав девять пар, допустим, солярник, вокруг котораго ходили девушки, лицом к нему становится юноша. А солярник, вокруг котораго ходили юноши, то девушка становится лицом к нему. То есть, юноша и девушка становятся спина к спине. И все присутствующiе произносят три слова: ЯВЬ, НАВЬ, ПРАВЬ. И в этот момент эта пара поворачивает голову влево или вправо. Если они повернули голову в одну сторону, устремили свой взор в одну сторону, значит, их Боги свели, а если в разныя стороны – значит, бес столкнул их. И вот так проверяют все девять пар. После таго, как все девять пар прошли, то молодыя люди, у которых пары совпали, начинают общаться, участвовать в игрищах. И их задача к рассвѣту узнать как можно больше друг о друге. А если они ещё пришлись и по Дɣше друг другу, то они идут к родителям и юноша и девушка сообщают, что им по Дɣше выбор. А если дальше у них начинают чувства пробуждаться, то они уже обращаются к священнослужителям, чтобы им провели обряд нареченiя женихом и невѣстой. Но для прохожденiя этаго обряда они должны получить благословенiе своих родителей и своих посажённых родителей.
После таго как хороводы и игрища вокруг солярников закончились, то там, где был костёр выкладывается большая огненная стена, то есть укладывается мнаго хвороста и не молодёжь, а уже взрослыя мужи начинают прыгать через огненную стену. Там высота костра около 1,5 метров. Не высота огня, а полтора метра наложеннаго хвороста. А пламя поднимается до 4-5 метров. По ширине это около 4 метров. И вот они по одному, по двое, трое, четверо прыгают сквозь огненную стену. После этаго они тут же бегут и омываются в реке. Тем самым они получают дополнительную подпитку от Бога Семаргла. Когда огонь в огненной стене погасает, то получается очень мнаго углей. Затем убирается весь сухой песок до твёрдаго и мокраго песка, который не продавливается.
Далее берутся лопаты, и углями выкладывается ОГНЕННЫЙ ПУТЬ. Яго ширина, как правило, от меры до сажени, то есть от 1-го до 2-х метров шириной в зависимости от количества народу. Длина Огненнаго Пути не менее двух саженей (это четыре с лишним метра), иногда больше. Выкладываются сплошняком одни угли. Эта ниша вся заполнилась и потом начинаю я, как глава церкви, а следом за мной уже все остальныя.
То есть босиком по Огненному Пути проходим и очищаем и укрепляем свой Духъ. Бывают, правда нюансы, когда я переодеваюсь, то мой отец, он староста общины, по просьбе впервыя присутствующих на Празднике Бога Купалы, берёт их за руки, взял и пошли. Я ему потом говорю, что я первый должен, а он: «Ага, самыя сливки тебе». Потом, когда все пройдут по девять раз, ну хотя бы по одному разу. Но наши рассуждают так: человѣкъ, как матрёшка имеет 9 тел и надо каждое тело почистить. И вот босиком девять кругов проходят. Некоторыя и побольше, чтобы с запасом энергiи набраться. Но это не всегда удаётся, потому что вот на Купалу в этом году прiезжали с Севастополя прiезжали общинники и с ними прiезжали люди снимать фильм о празднике. Продюсер этой студiи прошёл и сказал: «Кому сказать, не поверят. Семьсот человѣкъ стоит в очереди, чтобы пройти босиком по углям». Для няго это шок, не то, что люди идут по углям, а то, что семьсот человѣкъ стоят в очереди, чтобы пройти по углям, хотя там потоком по одному, по два, по три. Некоторыя настолько увлекались. Им говорят: «Остановитесь, чтобы свежих углей подсыпать». А они идут прямо по лопате со свежими углями. Но при этом никто не обжигается, потому что с Верой. Человѣкъ может наступить куда-то на горячее и обжечься. А тут горящiе угли и никто не обжигается. Это массовое меропрiятiе, поэтому присутствуют представители власти и правоохранительныя органы, мы их всегда извещаем. И для них шок, когда дети ходят по углям босиком. Они не пять, десять раз, а оббегут взрослых и по 20-30 раз бегают. Дети же играют, а раз играют, то энергию расходуют. А босиком по углям они накапливают новую энергию.
После прохожденiя Огненнаго Пути расстилаются пологи, скатерти и вокруг большаго костра (ещё хворост подбрасывают) начинается общая трапеза. Потрапезничают, а потом начинаются игрища, песни и перед самым рассвѣтом люди отправляются искать ЦВѢТОКЪ ПАПОРОТНИКА.
Многiе биологи говорят, что папоротник не цвѣтёт. Но это не физический цвѣток, а это цвѣтъ папоротника, то есть яго излученiе. В ночь Купалы, те, кто увидит цвѣтъ папоротника, те получат удачу и благословенiе. Яго никто не рвёт, яго главное увидеть. Это как излученiе. И многiе видят и находят яго.
Потом утром встречаем солнце. Убираем всё за собой. После нас, когда мы уезжаем, остаётся девственно чистое место, как будто нас там и никогда не было. То есть ни мусора, ничяго, всё убрано в мешки и увезено. Спиртное на празднике запрещено. А бутылки из-под газировки, соков, «тетра паки» – всё выбрасываем в мусорныя контейнеры по дороге домой. После нас чистый девственный берег реки. Вот вкратце о празднике Купалы, который проходит на берегу Ирiя.

Источник

Комментирование закрыто.