Велемудр » Blog Archive » Никола зимний. Дед Мороз. Велес.

Никола зимний. Дед Мороз. Велес.

Опубликовал: welemudr     Категория: Праздники

Зима вступила в свои права. 19 декабря по народному календарю наступает праздник Никола Зимний (Милостивый — так называли его крестьяне). Никола представлялся в виде старика с посохом, ходящего по Руси-матушке и помогающего деревенским жителям явно или тайно. Люди говорили: «Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы». День Николы Милостивого, с давних времен с почтением отмечается и путешественниками, особенно мореплавателями.
В народном представлении Никола взял на себя функции своего предшественника — ведического (языческого) бога Велеса. Одной из его черт было покровительство торговле, поэтому 19 декабря устраивались Никольские ярмарки. На Руси языческой это были торжища в честь Велеса, на Руси христианской — в честь Николая Чудотворца. На Никольских ярмарках никто не боялся мошенничества — верили, что среди шумной людской толпы ходит сам Никола, следит за всеми и наказывает обманщиков и проходимцев.Главным товаром на ярмарках был хлеб, который свозили по уже устоявшемуся санному пути. Как правило, на зерно и прочие плоды земледелия к тому времени устанавливалась окончательная цена: была рассчитана потребность, оценен собранный урожай, выявлены излишки. Так и говорили: «Никольский торг — всему указ», «Цены на хлеб строит. Никольский торг».

Посетив ярмарку, продав товар, получив деньги, запасшись всевозможными угощениями, крестьяне устраивали праздничные гуляния, главными особенностями которых были хождение в гости и совместные застолья. Затягивалось народное празднование, именуемое в народе Никольщиной, дня на три.По традиции, на Николу зимнего все родственники собирались в доме самого старшего в роду — большака. Вместе варили пиво, пекли пироги, вскладчину покупали угощения.В последующие дни за общим столом собирались все соседи, зачастую — вся деревня. Поселян, отказавшихся от участия в Никольщине, целый год односельчане изводили насмешками и упреками.На праздновании вместе трапезничали как друзья, так и враги. Говорили: «На Никольщину друга зови и недруга — все друзьями станут». На стол непременно ставили каравай, который делился между всеми участниками застолья. То, что его съедали вместе, символизировало примирение, которым, как правило, заканчивалась Никольщина. Также о завершении вражды и размолвок говорил обряд «женитьбы пива»: хмельной напиток из разных домов сливали в один сосуд, из которого его разливали всем собравшимся за столом.
В молодые люди собирались на посиделки, на которых готовили костюмы, маски, сочиняли и учили песни-колядки, распределяли роли в обрядах колядования.

На Николу на вечерке не работают, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы. Придут молодцы и скажут:

— Ну-ко, девицы красны — песенку нам! —не отказывать станешь. В этих случаях поют уж не проголосные песни, а особые, которые поются скоро и неизбежно оканчиваются приглашением поцеловаться. Вот одна из таких песен:

Косят девки лебеду, лебеду
Телятишкам на еду, на еду.
Телятишки не едят травку,
Разженатый не целуй девку.
Хоть того хуже холостой, холостой,
Разженатой под палатями постой.
Поцелуй-ко меня, парень молодой.

Во время пения подобных песен молодцы ходят по комнате взад и вперед, взявшись за руки, и по окончании приглашают девиц целоваться» (Тюменский край).

Это время в некоторых местностях называли Никольскими святками — за схожесть некоторых их обычаев с Рождественскими. Так, на Николу зимнего особо пытливые девушки гадали. Например, в ночь на праздник клали под подушку пояс, веря, что во сне увидят свою свадьбу, а самое главное — суженого. А детвора отправлялась по соседским домам славить Николу пением о нем духовных стихов.

Крестьяне издавна примечали, что к Николе зимнему устанавливаются первые сильные морозы — Никольские. Во времена ведичества (язычества) в эту пору устраивали встречу Морозу — одному из воплощений Велеса, черты которого потом перенял Никола. Мороз, так же представлялся крестьянам в виде старика. Его преклонный возраст ассоциировался с зимой, как с окончанием года и завершением человеческой жизни. По поверьям, Мороз властвовал над холодами, снегами да метелями. Супругой его была красавица Зима.Вероятно, истоки Никольщины как совместного празднования с застольем лежат в общей трапезе и веселье, с которыми в давние времена славяне встречали Мороза. С приходом христианства на Русь в народных верованиях постепенно обозначился Дед Мороз — органичное слияние языческого Мороза и Николая Чудотворца. День памяти Божьего угодника совпадал со встречей холодного воплощения Велеса, а церковное писание наделяло его способностью незримо помочь, чем-то одарить нуждающихся. Вот так христианский святитель Николай, надел длинную шубу и теплые валенки, стал разносить рождественские, а позже новогодние подарки детворе, пряча их под наряженной елкой.

Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле.

Никола загвоздит, что Егорий намостит.

Хвали зиму после Николина дня.

Первые серьезные морозы — Никольские.

Подошел бы Николин день, будет и зима.

Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять.

Иней на Николу — к урожаю.

В Николин день во всяком доме пиво.
Хороша Никольщина пивом да пирогами.
На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья.

Комментирование закрыто.