Ю-рта в переводе с древне славянского означает «Ю» это за пределами круга, окружения. «Рта или Рита» означает ритуалы, вселенские законы. То есть юрта это сооружение для проведения различных ритуалов, которая защищает людей от воздействий окружающего мира. В простейшем варианте при проведении обрядов ведуны просто очерчивают вокруг себя круг. Поэтому вначале юрты использовались только как ритуальные сооружения, а уже позже и для жилья. На протяжении многих веков просторы Евразии населяли племена, ведшие кочевой образ жизни. Основным богатством, дававшим им пищу и сырье для производства предметов быта, был скот. А рост поголовья зависел от сменяемости пастбищ и водных источников по мере их истощения. Это определило кочевой образ жизни насельников Евразии. В таких условиях они изобрели одно из величайших приобретений цивилизации – юрту, которая по своему функциональному назначению наиболее соответствует кочевому образу жизни, а по художественному оформлению, по декору ей нет равных. В своем развитии юрта прошла долгий путь, от простейших форм переносного жилища (например, шалаша) до окончательного ее оформления. Еще Геродот писал в своих очерках о Скифии: «Каждый живет под деревом. На зиму дерево покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки». Гиппократ, древнегреческий врач и естествоиспытатель V века до н.э. дает описание образа жизни скифов: «Называются кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие — шестиколесные; они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам: один с двумя, другой с тремя отделениями; они непроницаемы ни для дождевой воды, ни для света, ни для ветров…» Такие дома на колесах были переняты в последующие века у скифов кочевым миром евразийских степей, о чем имеются письменные свидетельства. Бесспорно, первоначальной формой основания жилища был круг, и он был взят человеком из природы. Человек модифицировал, совершенствовал ее сообразно своим потребностям, что прослеживается на развитии переносного жилища.Шалаш был ступенью к созданию той конструкции, которую мы называем юрта. В прошлом на территории Казахстана можно было встретить шалаш-курке: нижние концы жердей ставились на землю, образуя окружность, а верхние – связывались, создавая коническую конструкцию. Верх сооружения закрывался пучками травы, камышом, а позднее – войлоком…
http://www.heritagenet.unesco.kz/kz/content/mat_culture/dwelling/jurta.htm
Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще в андроновский период (XII–XI вв. до н. э.), в слоях которого ученые обнаружили постройки, практически идентичные тем, коими тысячелетия пользовались кочевые племена, населявшие бескрайние степи Средней Азии. Это были круглые постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с плетневыми решетками и с коническим или пирамидальным перекрытием. Перекрытие опиралось на раму, которой отводилась роль дымоотвода (читай – прародителя кондиционера). Поэтому, основываясь на результатах проведенных исследований, ученые советуют кочевникам благодарить за юрту именно жителей андроновской эры. Чрезвычайную важность в жизни киргизов в эпоху кочевого образа жизни юрта представляла в силу своей компактности и элементарной конструкции. Киргиз, решивший передислоцироваться в более удобную местность, в считанные часы мог разобрать юрту, нагрузить лошадей или верблюдов и немедля отправляться в путь. Поставить юрту на новом кочевье тоже было делом нескольких часов, более того, для этого не требовалось особенных физических усилий. Юрта, надо сказать, уникальна еще и тем, что она универсальна. В этом смысле киргизам было совершенно не важно, какая погода стоит за пределами юрты. Войлочное покрытие юрты обеспечивало абсолютную водонепроницаемость, а плотность шерсти в войлоке сохраняла необходимую температуру внутри. Удивительным образом летом в юрте царит желанная прохлада, а зимой, наоборот, хранится блаженное тепло. Но гениальность юрты заключается не только в вышеперечисленных достоинствах, а в том, что юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы. Структура юрты без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения. Из-за высочайшей устойчивости юрта не исчезла из жизни кочевников даже тогда, когда появились саманные и глиняные жилища…
http://turkolog.narod.ru/info/I282.htm
… и в средневековье считалась одним из наиболее комфортабельных видов жилья. Великий китайский поэт Бо Цзюй-и, живший в то время, так описывал жилище кочевников:
Шерсть собрали с тысячи овец,
Выковали сотни две колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним на юг она пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь,
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрела ко мне во двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Войлок против инея – стена,
Не страшна и снега пелена,
Там меха атласные лежат,
Прикрывая струн певучих ряд.
Там певец садится в стороне,
Там плясунья пляшет при огне.
В юрту мне милей войти, чем в дом,
Пьяный – сплю на войлоке сухом.
Очага багряные огни
Весело сплетаются в тени,
Угольки таят в себе жару,
Точно орхидеи поутру.
Медленно над сумраком густым
Тянется ночной священный дым,
Тает тушь замерзшая, и вот
Стих, как водопад весной, течет.
Даже в дивный сад из орхидей
Не сманить из этих юрт людей.
В юрте я приму моих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой?
Что они пред юртой голубой!
http://www.wop.ru/arshan/arshan.php?id=153
Размеры юрты оптимально соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает максимально комфортную хозяйственно-бытовую деятельность в степных условиях.
Легкая сборно-разборная постройка приспособлена к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с меблировкой составляет порядка 300-400 кг, это грузоподъемность всего лишь одного верблюда. Диаметр обычной жилой юрты — 4,5—8 м, высота в центре 3,5—5 м. Монтаж или демонтаж занимает не более одного часа. Конструкция юрты состоит из девяти основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые и определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка состоит из плоских реек, наложенных одна на другую косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Благодаря тому, что эти рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно варьировать размер юрты. Остов крыши, образующий свод, состоит из выстроганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный круг – центр кровли, а в нижней части опираются на решетку стен.
В степи существовали юрты от небольших жилых до огромных кочевых храмов и юрт-дворцов. В зависимости от географических условий, главным образом от количества осадков, изменялся и внешний вид юрты. Жилище могло иметь сферическую (монгольский тип) или коническую форму (тюркский тип), у первого крыша имеет форму низкого конуса, у второго купола. У казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков и башкир бытовали оба типа, у туркмен – тюркский тип. Внутренняя сторона стен украшается соломенной циновкой. Зимой казахи вешают 2-3 ряда соломенных циновок на стены, а место между ними заполняется соломой. Пол застилается коврами и овчиной.
Размер юрты формировался от ее функционального назначения. Так, если обыкновенная жилая юрта кочевника, состоявшая из 3—4 составных решеток-стен, была вместимостью 8–10 человек, то большие сборно-разборные юрты-дворцы предводителей уже состояли из 10–25 решеток-стен и вмещали 50–100 человек. Большая переносная юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек.
Существовали специальные ритуальные юрты – свадебные и траурные. Свадебные юрты были особенно красивы, сказывалось обилие орнамента и ярких красок. А вот в траурных юртах цветовым символом смерти был не обязательно черный, как у европейцев, и не только белый, как у дальневосточных народов. Над траурной юртой поднимали красное полотнище, если умирал молодой человек, черное – если это был человек средних лет, белое – если пожилой.
http://www.zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=yurta
Две юрты II в. до н. э. раскопаны в Неаполе. Диаметры их 2, 20 и 2, 80 м. Основание первой юрты сложено из поставленных на ребро плоских камней и окаймляющих их снаружи сырцовых кирпичей; пол глинобитный (Карасев. 1950. С. 182. Рис. 5). Вторая юрта обложена двумя рядами камней, обмазанных глиной (Высотская. 19836. С. 9. Рис. 3, 1, 2).Юрта Кара-Тобе датируется I в. н. э. Диаметр ее 3, 60 м. Глинобитный пол с прослойками камки окаймлен сырцовыми и известняковыми плитами, изнутри обмазанными глиной. Снаружи имеются два ряда наклонных углублений для шестов. Двойной каркас перекрытия способствовал укреплению юрты. Очаг обнаружен во дворике (Шульц. 1934. 1937. С. 253; 1941. С. 274, 275). К тому же времени относится юрта на Южно-Донузлавском городище. В основании ее круг 2, 70 х 3 м из поставленных на ребро камней. В центре ямка для столба. Встречены куски обмазки со следами прутьев (Дашевская. 1967а. С. 69. Рис. 20). У неапольских и южно-донузлавской юрт углубления от шестов не сохранились в золистых и песчаных слоях. Юрты воспроизведены в нишах неапольского склепа № 9 (I в. н. э.) и в росписи боспорского склепа Анфестерия
3 сентября, 2019 - 11:59 дп
Юрта та которая около столба света
12 сентября, 2019 - 8:36 дп
Вот и жильё
18 июня, 2021 - 1:22 пп
Юрта хороша для кочевников