Велемудр » Blog Archive » Иисус и Кришна: что есть общего

Иисус и Кришна: что есть общего

Опубликовал: welemudr     Категория: Непознаное

Если отвлечься от антуража и чисто национального колорита, можно заметить: по сути, все религии говорят примерно об одном и том же, только с учетом разных национально-культурных контекстов. Везде большинство идей, принципов совпадает. А зачастую совпадают и сюжетные линии.
Все мы помним слова Булгакова, сказанные его героем Берлиозом: «Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса… еще до Иисуса родился целый ряд сынов Божиих, как, скажем, финикийский Адонис, фригийский Аттис, персидский Митра».
Любопытные слова, на самом деле. Пусть сказаны они героем-атеистом, но факт остается фактом: в разных религиях встречаются до такой степени одинаковые сюжеты, что диву даешься. И ведь создатели этих религий не сидели, не писали вместе на одной скамеечке одну и ту же историю, но создавали эти легенды в разных эпохах, географических пространствах и культурных границах.

Один из таких примеров – сказания о Кришне. Посмотрим, что есть общего у него с Иисусом. ….

1. Мать Кришны была непорочной девой, зачавшей от высшего существа: «Однажды Деваки погрузилась в глубокий экстаз. Она услыхала небесную музыку, как бы океан арф и божественных голосов. Внезапно небо разверзлось, раскрывая бездны света. Тысячи сияющих существ смотрели на нее и, в сверкании молниеносного луча, Солнце солнц, сам Махадева, появился перед нею в человеческом образе. И тогда, чувствуя, что мировой Дух проник в нее, она потеряла сознание и в забвении всего земного, отдавшись беспредельному восторгу, она зачала божественного младенца. Когда семи лун описали свои магические круги вокруг священного леса, глава отшельников призвал к себе Деваки. «Воля Дев исполнилась, — сказал он. — Ты зачала в чистоте сердца и в божественной любви. Дева и мать, мы преклоняемся перед тобою. От тебя родится сын, который будет Спасителем мира. Но твой брат, Канза, ищет погубить тебя и святой плод, который ты несешь в своих недрах. Нужно спасаться от него. Братья отведут тебя к пастухам, которые живут у подножия горы Меру под благовонными кедрами в чистом воздухе Гимавата. Там ты родишь твоего божественного Сына и ты назовешь его Кришна, священный. Но да будет для него неведомо твое и его происхождение; не говори о нем никогда. Иди без страха, ибо мы бодрствуем над тобой»». Этот сюжет очень напоминает новозаветные предания о Богородице.

2. Как видим из этого же отрывка, здесь есть также прямая аналогия с царем Иродом, который боялся, что родится младенец, который его убьет.

3. Мать Кришны от этого царя (кстати, ее брата) спасли отшельники. По сути, сюжет напоминает историю с волхвами из Нового Завета.

4. После посещения святого и перед началом своей деятельности проповедника (назовем это просто условно) Кришна убивает самого страшного змея. Иисус после крещения Иоанном и перед началом проповедования встречается в пустыне с сатаной (символом которого всегда был змей) и побеждает его искушения.

5. В истории про Кришну тоже есть ученики и учение на горе – почти как апостолы и Нагорная проповедь.

6. Кришна так же, как Христос, учил милосердию. Многие аспекты его учения весьма и весьма близки новозаветным, например:
· «Дела, в основе которых лежит любовь к ближним, должны быть предметом искания для праведного, ибо такие дела весят на чаше божественных весов более всего». Вспомним Новый Завет: когда у Иисуса спросили, какая заповедь – самая главная, Он назвал заповедь любви к Создателю, а за ней – «возлюби ближнего своего, как самого себя»;
· «Мы должны платить добром за зло». Вспомним из Нового Завета принцип подставления 2-й щеки, если ударили по 1-й;
· «Земной человек троичен подобно Богу, которого Он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело». Как тут не вспомнить один из главных постулатов христианства – о Троице, а также учение христиан о том, что человек имеет три составляющие – дух, душу и тело;
· «Ученость человека полна тщеславия, все добрые дела человека обманчивы, если он делает их не во имя Бога». Этим же духом пропитан Новый Завет.

7. В учении о Кришне есть аналогия с Иисусом и в назывании имени, или сущности. Так, Кришну называют творческим Глаголом, Иисуса часто – Логосом (например, 1-ые строки Евангелия от Иоанна «в начале было Слово» иногда читают как «в начале был Логос», современные теологи считают, что речь тут – именно о Христе).

8. В истории о Кришне есть момент, когда к нему приходят женщины Сарасвати и Никдали, которые любили его и после расставания с ним одна из которых вышла замуж, а потом начала вести дурную жизнь, а другая осталась девственницей с вечной любовью к Кришне, и, когда раджи, стоявшие рядом с Кришной, начали упрекать, что женщины оскорбляют его безумными речами, тот сказал: «Не мешайте раскрыться их сердцам, они стоят ближе к истине, чем вы. Ибо вот эта обладает верою, а та – любовью». И тут – прямая аналогия с грешницей, которую ругали люди и которую оправдал Христос; плюс аллюзия на Его поучения о том, что главное – чистота сердца, а не слова.

9. Кришна, как и Христос, говорит притчами для народа и особым образом – для ближайших учеников, которые способны понять.

10. После победы над злым царем (это который аналог Ирода) Кришна возвращается на свою отшельническую гору, а бразды правления в государстве передает своему ближайшему ученику Арджуне. Здесь вспоминается, что Иисус ведь в земном мире не остался, но ушел на Небеса, а ключи от земного «ловления человеков» оставил апостолу Петру – 1-му папе римскому.

11. В определенный момент «Кришна почувствовал, что миссия его закончена и что она требовала только одного для своего завершения – печати добровольной жертвы». Историю Нового Завета можно описать именно такими словами.

12. После гибели Кришны над землей поднимается страшная буря – после гибели Иисуса на земле наступают землетрясения и солнечное затмение.

13. «Учение Кришны восхищало и увлекало толпу, в особенности потому, что он говорил о Боге живом, о Вишну. Он учил, что Владыка Вселенной воплощался уже не раз среди людей. Он появлялся последовательно в лице семи Риши, в Вьясе и в Васиштхе. И он появится вновь. Но Вишну, по словам Кришны, говорит иногда и устами смиренных. Он влагает свою мысль то в нищего, то в кающуюся женщину, то в малое дитя». Тут – и прямая аналогия с призывом в Новом Завете «будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное», и очень добрый, на мой взгляд, принцип, который, собственно, и раскрывает суть рассмотренных тут аналогий и их причину, а также дает надежду и свет.

п. с. Закавыченные цитаты принадлежат французскому философу Э. Шюре и цитируемым в его же переводе первоисточникам.
Кстати, тот же Шюре пишет: «Семь Гениев видения Гермеса суть семь дэвов Индии, семь амешаспентов Персии, семь великих ангелов Халдеи, семь сефирот Каббалы, семь архангелов христианского Апокалипсиса. И всеобщая семиричность нашей Вселенной отражается не только в семи нотах гаммы, она отражается также и в строении человека, который троичен по существу, но семиричен по своей эволюции».

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: ,

Один комментарий на “Иисус и Кришна: что есть общего”

  1. welemudr сказал:

    Еще больше сходства между Иисусом и Колядой в сказах болгарских помаков о нем