Сегодня 22 мая 2019 года славяне празднуют День нашего Небесного Батьки Бога Коляды и Матери Сырой Земли. Подтверждением, что Коляда для большинства людских родов есть Небесный батька, является древнее казачье предание «Сказание о Коляде и Хорсе».
«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда с матерью Даж-Землею ( Дождь-Землею то есть Сырой Землею, её имя так же означает ДАющая Жизнь, а с санскрита переводится как рожающая) в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг-коло благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой (земной девы Дажаны) любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
С принятием на Руси христианства этот праздник превратился в почитание Святого Николая а в народном календаре он остался под названием Никола Вешний. Это важная аграрная дата. С этим днем связано много примет, присловий и поговорок. К нему приурочено множество обрядовых действ и сельскохозяйственных дел.
В народе этот день ожидали с большим нетерпением. Его называли Николой вешним (весенним), теплым, травным. С этой даты ждали наступление настоящего тепла и роста трав.
До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи – не тужи.
Пришел бы Никола, а тепло будет.
По опыту зная, что весеннее тепло переменчиво и в любой момент может смениться ненастьем, говорили:
До Николы не стриги овечки, не сей гречки.
Хвали зиму после Николина дня.
В северных регионах считали, что от Николы может быть ещё 12 морозных утренников, которые могут растянуться аж до Семенова дня (14 сентября). Если погода в этот день оставалась холодной, уповали на Троицу: Никола травит, а Троица правит.
С Николы начинает хорошо расти трава. Для крестьян это было не просто отрадно и красиво, но и очень важно, потому что появлялась возможность лошадей и скот перевести на подножный корм, да и свой рацион значительно обогатить зеленью. Поэтому тема никольской травы широко представлена в приметах и поговорках:
В году два Николы: один травный, другой морозный.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, Никола с травой.
Не хвались на Егория посевом, а хвались на Николу травой.
В былые времена особо уважительно относились к земле, готовой к росту трав. Поэтому по ней запрещалось бить палкой.
Настоящей благодатью считался начавшийся в этот день дождь, который так необходим набирающей силу траве, уже посеянным яровым хлебам, для хорошего увлажнения почвы под посев других зерновых культур.
Велика Божья милость, если на Николу Вешнего дождик пойдёт.
Если в Николин день дождь, то лето не будет засушливое и хлеба уродятся.
В некоторых местах с этого дня начинали сеять пшеницу и овес. Там, где уже ранний посев яровых состоялся, на Николу теплого приходился средний посев. При подготовке к севу опирались не столько на календарную дату, сколько на состояние природы. Например, считалось, что сеять пшеницу нельзя до тех пор, пока на дубе лист не развернется или пока черемуха не расцветет. А вот если береза «раскинулась», самое время сеять. Также земледельцы начинали сеять пшеницу тогда, когда босая нога сможет вытерпеть холод во вспаханной борозде.
Существовала ещё одна интересная поговорка, приуроченная к этому дню: «Святой Егорий запасает коров, Никола коней». Указывает она на то, что с Юрьева дня (6 мая) появляется первая трава и начинается выпас коров, а с Николина дня – лошадей. Кони переходят на подножный корм. Вообще весенний Никола считается покровителем лошадей. С Никольского дня начинали лошадей гонять в «ночное», привязывая им медные колокольчики, по звуку которых можно было с легкостью разыскать деревенский табун.
От каждого села в конюхи выбирали холостых парней, а потом всем миром их провожали. Специально для них пекли пироги с кашей и готовили презенты. После обильного угощения конюхи отправлялись на луга, где всю ночь веселились. При свете костров они справляли свой нехитрый пир: привозили водку, закуску, жарили яичницу, а после заката к ним присоединялись девушки. Молодежь веселилась, пела песни и водила хороводы до самого утра. По этой причине Никола Вешний на Руси традиционно считался мужским праздником.
В связи с переводом скотины на подножный корм, с этого дня «заказывали» луга, т.е. на межах втыкали в землю ветки и прутья. Таки образом обозначали места, на которых запрещалось пасти животных.
После Николина дня городи городьбу.
22 мая заканчивали сажать картофель, который в старину ценили не меньше хлеба. Крестьяне в этот день около дома выкладывали кресты из веточек или щепок, жгли у крыльца ветки ольхи, чтобы защитить жилище и его обитателей от змей. До этого дня не купались.
С праздником !
Метки: земля, Коляда, Мать, Сыра
22 мая, 2019 - 10:40 дп
С праздником!
22 мая, 2019 - 11:00 дп
Слава нашему Коляде и Матушке Сырой Земле.
26 ноября, 2019 - 4:10 дп
Слава Коляде