Наверняка, мало кто знает, кто присвоил женщине «звание» хранительница очага, и с каких времён на женщину возложена такая обязанность. А подобная семейная традиция берёт своё начало с древности. Да не просто с древних времён, а с очень древних, чуть ли не первобытных.
Вообще, что такое домашний очаг и какова его роль? А очаг — это сердце дома. Домашний очаг — это источник тепла и света. В очаге всегда горел огонь, на нём люди готовили пищу и грелись возле него.
У каждой хозяйки в доме царила своя атмосфера, отражающая внутренний мир женщины. И в таком доме находится приятно, хочется прийти домой, расслабиться, отдохнуть. Чистый и красивый дом, как будто, заряжает энергией, проходит усталость, и исчезают злость и раздражение.
Получается, что домашняя обстановка — одно из важных составляющих. Если порядок в доме, то, как правило, и в мыслях у человека царит порядок. Вот почему, прежде чем наводить чистоту в доме, рекомендуют, сначала, навести порядок в своих мыслях.
В современном обществе многие женщины мало занимаются наведением порядка в доме, или занимаются им спустя рукава. Есть несколько причин, почему такое происходит. Это, может быть, и лень и отсутствие привычки. Ну не привык человек убираться в доме, возможно, это издержки воспитания. Возможно такое, что девочку в детстве не научили хранить чистоту и порядок в доме, не объяснили, что внутреннее состояние в доме — это отражение внутреннего состояния самой женщины.
Женщина — хранительница Рода.
Давайте и мы обратим внимание на самое женское по сути, самое дорогое для каждого человека слово «мать».
Исконной древнейшей индоевропейской формой его является слово «матэр». В некоторых однокоренных корнях эта форма прощупывается и поныне, например, в словах «материя», «материк», «матерый» («матерой»). По мнению исследователей слово «матерый» («сильный, крепкий, здоровый, старый») образовалось невероятно давно и косвенно говорит о том, какое высокое положение занимала женщина-мать в древности.
Дело в том, что в древнейшие времена женщина была объектом поклонения со стороны мужчины.
Женщина рожает детей. Издревле символ женского начала выражал идею плодородия и жизни.
В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный знак, разделенный на четыре части с четырьмя точками. Именно в него славяне вложили суть плодородия — этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь нашего далекого предка была пронизана ощущением единства с Богами.
Обнимая любимого, славянская женщина порой отождествляла себя с Землей, когда-то вступившей в брак с Небом. Людская любовь ощущалась продолжением любви Богов. И благоговейное отношение к Земле-Матушке, кормящей и плодородной, порождало такое же отношение к людской женщине, ее удивительной возможности рожать детей.
Из века в век переходил славянский традиционный уклад семьи. Главой такой семьи, по словам историков, был мужчина — «большак», «старшой» (у русских), «домачин», «госпадарь», «главатарь». Его жена, главная женщина в семье, ее называли «большуха» («старшая»). Всем хозяйством в доме и другими «женскими» делами заведовала именно большуха. И в этих вопросах глава семьи не мог ничем распоряжаться без ее согласия. Уважение и почет большухе оказывали все женщины и мужчины рода.
Как уже говорилось, в традиционной семье не было униженного положения женщины, мнение женщины было уважаемо, и положение ее зависело от ума, интуиции, силы духа, хозяйственности и трудолюбия. Случалось даже, что после смерти большака, энергичная большуха нередко становилась главой рода, причем при наличии взрослых сыновей, имеющих свои семьи. Большак и большуха руководили трудом родственников, и сами были первыми в работе, показывая пример во всем. Но высшей властью в роду был семейный совет, на котором решались все вопросы, касавшиеся жизни рода: хозяйственная деятельность, обряды, вопросы брака. И на этом совете мужчины и женщины имели равные права.
Вся жизнь наших предков была посвящена процветанию Рода. Это было основной ценностью и критерием поступков. И каждый наш далекий пращур чувствовал ответственность за свой род. Именно поэтому мужчина — добытчик и защитник, а женщина отвечает за сохранение жизни, сохранение лучшего, что присуще определенному Роду. В единстве женского и мужского начала сохранялась мощь и сила славянского народа, народный дух.
Нынешняя свобода нравов даёт огромный простор для полёта фантазии.
Неутешительная картина. И происходит это потому, что подавляющее большинство женщин сегодня не готовы стать матерями, не готовы благополучно выносить и родить здорового ребенка. Не готовы физически — не подготовлено тело, не развиты мышцы родовых путей, низкий иммунитет, не готовы психологически – депрессии, страхи, неумение владеть своим внутренним состоянием, своими эмоциями, неумение строить взаимоотношения с мужчинами, а главное, не готовы духовно – нет осознания своего предназначения, нет ответственности, нет духовной силы, веры. А главное, родив ребенка, женщина передает все это и ему, все дальше — в будущее.
Порочный круг, каждый виток которого увеличивает неблагоприятные последствия! Но разорвать такой круг женщины в силах, надо только захотеть.
Древние наши предки, похоже, могли предвидеть такие последствия. Поэтому, преклоняясь перед женским началом, они одновременно предъявляли к женщине высокие требования, заботясь и оберегая физическую и духовную красоту будущих поколений.
К тому же именно женщина, как это не странно слышать современному человеку, оказывается в большей степени носительницей древней мудрости своего Рода.
Народная мудрость хранит свои знания в песнях, пословицах, поговорках, в обычаях, традициях, передававшихся из поколения в поколение. Вспомним, что основная часть русских былин написана все-таки со слов «сказительниц».
А песни, частушки, наполненные народным духом, которые поют наши бабушки, собираясь вместе. А сколько магической силы, зашифрованных знаний и смыслов неразрывно связано с сохранившейся народной одеждой, ее отделкой, вышивкой, цветовым сочетанием. Именно женщины через века любовно и бережно пронесли и сохранили тонкие особенности своего национального костюма.
А потешки, пестушки и колыбельные, которыми мамы и бабушки до сих пор лелеют своих детей и внуков, даже не подозревая какие фундаментальные основы закладывают.
«Бабушкины» сказки несут в себе глубочайшие смыслы, символические образы и тайные знания. Это не просто древний миф, переставший быть священным, это настройка генетической программы ребенка, часть его первичного посвящения в определенные тайные знания миропонимания славян.
Очень важно, что окутанные ласковой стихией народного слова дети именно от рождения, в самые главные периоды своей жизни, периоды удивительного развития человеческого мозга, периоды становления основных психофизических функций, познавания мира, закладки сути личности, ее миропонимания и мироощущения. И с древнейших времен эта важная функция принадлежит всем женщинам рода (мамкам, бабкам, теткам), и только женщинам.
Все это говорит о том, что древние люди хорошо осознавали функцию женщины, как хранительницы Рода, и вполне сознательно стремились сохранить и сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить будущее от всякого посягательства и вреда.
Самое главное женщина должна была сама знать и уметь многое. Для этого ей нужно было иметь кроме крепкого физического здоровья, еще и мощную жизненную силу, «ведать» многими знаниями, обладать мудростью и интуицией.
Поэтому с детства женщину готовили к своему предназначению.
С младенчества детей вводили в мир сказок, верований, традиций – ребенок проходил духовную школу, которую в свою очередь он передавал своим детям и внукам. Во всевозможных потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу.
Они формировали (формируют и до сих пор) нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывали настоящий славянский дух. Помимо общего в вопросах воспитания, многие прибаутки, потешки, игры, заговоры мальчиков и девочек обязательно отличались.
Девочкам нужна красота, здоровое потомство, любовь и забота о ней мужа, красивым народным образом девицы являлась яблонька — плодовое дерево, именно садовое, за которым надо ухаживать, заботиться, оберегать.
Мальчикам необходима сила, выносливость, крепость тела и духа, именно все то, что присуще дубу – священному дереву славян. В сказках тоже девочка или мальчик подсознательно прочитывал различную символику, разный смысл, воспринимали по-разному уроки сказки.
Как только ребенок обучался ходить, он начинал приобретать опыт общения, игры со всеми детьми от мала до велика. Игры, танцы физически развивали, закаляли ребенка, готовили его тело соответственно половому предназначению. Лет с 5-7 от роду славянских детей приучали к хозяйственным работам.
Девочка в этом возрасте выпрядала свою первую нить. Это событие сопровождалось магическим обрядом: нередко первую нить хранили до дня свадьбы, чтобы одеть ее как пояс под платьями. Согласно верованиям наших пращуров, эта нить была неприступным оберегом против сглаза, порчи и всякой
нечисти.
У славян существовали «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женским премудростям, женской магии, ремеслу (ткачеству, прядению), лечению, умению вести дом. Этнографы замечают, что такие дома очень напоминают избушку Бабы Яги.
Сказки достаточно часто рисуют нам примеры такой «инициации» женщин. Пройдя ее, то есть после обучения в таких тайных домах, девушка становилась внутренне сильнее (научалась чувствовать силу и помощь Рода), утончалась ее интуиция, умение ей пользоваться, девушка становилась физически, психологически и духовно готовой к взрослой жизни, замужней жизни, рядом с мужем и его родней, быть матерью.
Заметьте, что помимо таких практических и, безусловно, необходимых в семейной жизни умений, как домовитость, трудолюбие, умения прясть, ткать, вышивать, обязательно женщина обучалась лечению и магии.
И сила женщины — в любви. Рядом любимый – и женщина счастлива. Ее душа поет, и женщина наполняется здоровьем и духовной силою. Наши прапрабабушки были именно такими, не даром практически все женщины в те времена дремучей старины были «ведуньями», ведали непонятными умениями и таинственными знаниями.
Женщина — она, как центр притяжения, воздействует на всех членов семьи и рода, объединяя и организовывая их.
Женщина — это в первую очередь мать. Продолжение рода является высшей ценностью, дарованной людям, и об этом забывать никак нельзя. К сожалению, сегодня существует ряд привнесённых извне убеждений, по которым женщины отказываются иметь больше двух детей или вовсе не хотят иметь детей, и на это ищут оправдания самим себе за свои действия. Такое мышление и действия — совершенно недопустимы!
Нам такую миссию не предоставляла Вселенная ( Бог, Создатель….). Так думают и могут поступать такие женщины, которые не осведомлены о том, как устроено наше Мироздание и для чего к нам «присылают» детей в наши семьи. Каждое чадо -это ценность со своей определённой миссией для общества и для всего Мироздания.
Как возможно подумать «уничтожить» или не желать ребёнка, которого прислали выполнить определённое задание на нашей Земле? И в первую очередь, ребёнок присылается в семью, для эволюционирования самих родителей, матери и отца. Нежелание — это прямой отказ самому(ой) от исполнения СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ на нашу Землю. С собой понятно — нам дали свободу выбора, относительно только себя!
Участь ребёнка мы НЕ вправе решать — жить ему или нет!!!
Кто-то аргументирует материальным положением, а кто-то не подходящим возрастом. Высказывания в стиле: «Я ещё слишком молодая и не хочу на данный момент иметь детей, так как они будут обузой», к сожалению, не редкость. Для современного настроя некоторых женщин — намного важнее карьера и гламурная жизнь, нежели продолжение своего рода. Некоторые годам к 30-и, уже вдоволь вкусив разные стороны жизни, начинают подумывать о создании своей дружной и надёжной семьи, но это довольно поздний возраст для рождения малыша, особенно, если это первенец. По заявлениям медиков, лучший возраст для рождения ребенка — 20-22 года.
Хочется обратить внимание на то, что при современном сложившемся мировоззрении о жизни, для молодёжи понятие «семья» превратилось в нечто размытое и приобрело вид из области теории относительности.
Само слово «семья» порой теряет свою былую ценность. Многие предпочитают ныне очень распространённый гражданский брак, брак без детей и без обязательств друг перед другом. Забывая об элементарных традициях и пуская их в бездонную пропасть, мы обрекаем себя на забытье своих истоков, своих ценностей…
Издревле семья была и должна оставаться великой ценностью в жизни русского человека. И истинное призвание женщины — осознанно стать хранительницей семейного очага и своего Рода.
Людмила Труш-Пащенко
Источник
Метки: звание, очаг, Род, хранительница
17 августа, 2019 - 7:43 дп
У каждой хозяйки в доме своя атмосфера, отражающая внутренний мир женщины.
17 августа, 2019 - 8:10 дп
17 августа, 2019 - 8:40 дп
Это самое почётное звание для женщины
17 августа, 2019 - 9:14 дп
Женщину с детства готовили к этому высочайшему «званию»!
автор книги-трилогии «Дорога благодатной жизни»
сказительница стихами
веданица о дороге благодатной жизни
Людмила Труш-Пащенко