Велемудр » Blog Archive » Кубанские Казаки и их окружение .

Кубанские Казаки и их окружение .

Опубликовал: welemudr     Категория: Казаки

Рассмотрение документальной истории Кубанских Казаков и окружающих их народов ( в этой статье мы уделяем внимание именно им) можно начать с перелома двух эр когда греческий географ Страбон описал на Кавказе область Саков и поместил в ней народ Косаков, которых по большей своей части назвал воинами. Рядом с косаками проживали также Русы, Джиги (Адыгейцы), Ясы (Осетины), Черные Болгары (Балкарцы), Абхазы и другие народы. Об этом же говорит и Гудуд Ал Алэм – Персидская география составленная в 982 году и обнаруженная в Бухаре в 1892 году капитаном Туманским А.Г. Согласно ей в приазовье помещена земля Касак, выше Хазарские печенеги, между Донцом и Доном Бродники (один из казачьих родов) на западе христиане Венеды, на верхней Волге руссы и т. д.

Все эти племена (кроме хазар) относились к группе славянских родов и до насильственного их отурчивания (исламизации) и огречивания (христианизации) имели общую культуру и веру, а свои исторические названия родов вели от славянских богов или богинь, а также от великих героев.

Например современные осетины в русских летописях они известны, как Ясы (Алане) называются так потому что свою родословную ведут от богини Яси (Ясыни) жены бога Дона, сына Богини Даны. Римляне их также звали Данаитами (Данаис – Даны сыны). В былые времена когда алане были еще приверженцами родной веры, они самым достойным поклонения считали бога войны. Меч воткнутый в землю служил его символом и перед ним они проводили моления и приносили требы.

Русы свое название также ведут от славянской богини Русь (Рось) дочери Бога Дона и Богини Яси.

(Черные болгары) потомки Гунов-болгар оставшихся на Кавказе. Свое название они получили так, — согласно былинных песен собранных в 19 веке С. Верковичем у Болгар-Помаков, богиня Волганя родила от луча солнца первого их царя, от которого и пошел их славный род. Кстати и река Волга на которой проживали Волгары в древности называлась Ра (Сияние, солнце). Немецкий историк О. Егер пишет о них : «Так называемые Гунно-Болгары под руководством князя Баламира в 373 году обратилась против готов с присоединенными к себе союзниками Аланами и Руссами и разгромив их образовали новую державу.» Но через несколько веков часть болгар ушла на Дунай, другая часть вернулась на Волгу, а оставшихся на Кавказе стали называть Черными Болгарами.

Адыгейцы во всех древних документах упоминаются, как Джиги (отсюда и Джигит) или Жиги. Согласно их эпоса дочь Бога Дон –бетыра (Дона богатыря) Рось, родила от громовержца Перуна сыны Тарха и дочь Тару. Тарх Перунович женился на богине Деве Живе (Д-живе) потомками которой они себя и считают. (Джи –Гит это дословно означает прославляющий богиню-мать  Дживу, так как «Ги» или «Гита» означает песнь, прославление, отсюда и гимн, гитара, гикать то есть кричать). А современное название «Адыгейцы» греческого происхождения . Так как согласна греческим мифам и славянским былинам в глубокой древности у нас на Кавказе имелись космические Врата Междумирья ведущие в Пекельные миры, а Пекло по гречески означает Ад , земля по гречески Гея — вот и получается, что Адыгейцы это люди живущие там где находится вход в ад нашей земли. Кстати Кубань одна из самых крупных рек на Кавказе, раньше называлась река С-маро- дина ( се Марой (богиня смерти) дана), а только потом её стали называть

К-убин ( К богу убитых Убину путь, у нас есть и посвященная ему гора Убин- се).

Тархи (Торки) считаются одним из крупных казачьих родов. Торхи упоминаются в летописях как коренные жители Тьмуторокани (искаженное название казачьего города в русских летописях) уже в 1082г. Об этом же пишет и историк Ригельман: «Косаки составляли коренное население Таротархани». В московской летописи под годом 1152 значится «все Черные Клобуки, еже Зовутся Черкасы, Торхи , Берендеи» Свое название рода, Тархи получили от сына Перуна, бога Тарха потомками которого они себя и считали. В честь него и его сестры казаки назвали и свою столицу Таратарха. Константин Багрянородный упоминает этот город под годом 948-м. и называет его именем Таматарха, под этим же именем город упоминается уже и в 8 веке. В русских летописях он упоминается как Тьмутаракань, а в болгарских летописях как Дима- Тархан (есть ещё упоминание и Тама-Тархан).

А теперь дав немного понятия о народах попробуем описать историю их совместного проживания. Вначале надо отметить, что народ известный по русским летописям как Касаки, проживал не только в приазовских и черноморских степях, но и у верховьев Кубани севернее Пяти Гор (Бештау). Руские и поляки понимали под именем Пятигорских Черкас, не только Адыгейцев и Кабардинцев но также и казаков. Татищев В.Н. в свое время писал : « Оттуда кимры вышли, где ныне черкасы и пятигоры обитают, и храбрые суть люди. Язык с нами суть имеют един».

Но начнем с более раннего периода. Когда распалась на Кавказе славянская держава Русколань, а болгары вернулись к себе Волгу, Ясы в восьмом веке объединяются с казаками в новую державу. В их новом царстве персидские географы отмечают землю Касак. На правом берегу Дона казаки возводят крепость Белую Вежу и частыми военными набегами достают своих соседей Хазар. В ответ те в начале 9 века её разрушают, но казаки снова её отстраивают. Но во второй половине 10 века Киевский князь Святослав сын Ольги совершает военный поход на хазар, и одним махом подминает под себя и казаков пройдя огнем и мечом по Донцу и Дону. В летописях под 965 годом говорится : «Одоле Святослав Хазар, и Ясов с Казаками победил». После этого Дон и Приазовье вместе с крупным портом Таротарханью и отстроенной вместо Белой Вежи крепостью Таной (Даной) на некоторое время стали колонией Киева. (После 965г. Тана (Азов) пятьдесят лет принадлежала Киевским князьям, а в дальнейшем до начала 12 в. Державе Тароторканской. Под своим именем Азов появляется в эпоху половецкую около 12 столетия. На иностранных картах этот город обозначался также как Казак, Каза, Азак.  Далее сын Святослава и  Малки Владимир, принял христианство и женившись на греческой царевне, выгнал своих прежних жен и сыновей нажитых при изначальной славянской вере наделив их уделами. Далекая Таротархань досталась Мстиславу, где он стал своим человеком. Когда его отец Владимир, собираясь в военный поход на своего другого сына Ярослава, был убит молнией в 1015 году, Мстислав порвал все связи с Киевом и образовал независимую Державу. На казачьих землях образовалось двоевластие и Мстислав, чтоб стать единоличным правителем на Кавказе пошел в 1022г. войной на князя касаков Редедю. Редедя князь касаков, у которого в то время было мало воев предложил Мстиславу, чтобы не проливать братской крови решить вопрос о подчиненности в личном единоборстве между князьями, он предложил поединок , но предупредил «будем биться не оружием, а борьбою». И схватились они крепко и долго боролись и стал Мстислав изнемогать «и начал молится богородице: — О пречистая Богородица помоги мне! Если я его одолею, то построю церковь во имя твоё» и сказавши так достал спрятанный нож и зарезал князя касаков Редедю (это не совсем хороший поступок использовать из под тишка нож, ведь договаривались бороться без оружия). И тогда после победы Мстислава казаки вошли в подчинение Тьмутораканского князя и он из них формирует свою дружину. Под годом 1022 русские летописи указывают: «Поиде Мстислав с Казаками на великого князя Ярослава и побив его». Когда Мстислав умер в 1036г. Князь Ярослав попытался взять косаков под свою власть, но это у него не очень то получилось. Тьмутароканская держава касаков продолжала жить своей обособленной жизнью сохраняя мирные связи с Черниговом, и в тоже время она десятки лет принимала участие в вооруженных выступлениях против Киевской Руси и оказывала поддержку её противникам, которые находили у казаков приют и кормление. До 1060 года Тьмуторакань объединяла в своих границах все рода казаков, и простиралась от Кубани по всему подонью включая Курск и Рязань (Сула левый приток Днепра с 1016 года тоже входила во владения Таротарханской Державы, а декретом Польского короля Сигизмунда первого в 1506 г. её берега закреплены за запорожскими Казаками). С 1061 года между Киевской Русью и казаками расположились ещё и пришедшие Половцы (это бывшие Готы) с Кыпчаками и земля Казаков оставалась вместе со столицей Тьмутароканью ещё полтора века независимой. Это была колыбель будущих Азовских и Гребенских казаков. Но с приходом в 1223 году на христианскую Киевскую Русь староверов тартар   подонские Бродники как единоверцы  (то есть вера они была старая, ведическая) оказались на их стороне и бились против христианской Руси на р. Калке. (Калка прежнеее название Калец впадает в Азовское море) И в этой битве приверженцы старой родной веры которых возглавляли  Себедей (несущий беду) и Дживе (от Дживы русская богиня) с казачьим атаманом (ото-ман звание выборного вождя в казачьих обществах слово имеет славянское происхождение ото-отец , ман- люди) Бродников Плоскынею разбили войско возглавляемое христианскими  князьями.

Многие историки не хотят смотреть фактам в глаза и признать, что никаких татаро- монгол в принятом сейчас понимании не было. Да были объединенные войска славян родноверов, в которые входили Болгары, Казаки, Русы бежавшие от христианского крещения, вот их то христиане всей Европы и называли Тат-ары Тати (разбойники) арийские. Подробнее об этом можно почитать у Русских историков Венелина Ю. (начало 19 века) Лызлова А. (17 век) и др . В 13 веке Рашид ад Дин также писал о моголах: «Начало их происхождения пошло от тех двух человек которые ушли на Аргун (гора и ущелье у нас на северном Кавказе). Путем рождения и размножения их род стал многочисленным». Ценгиз их предводитель описывается человеком высоким светловолосым, с густой бородой и голубыми глазами, ну совсем не представитель желтокожего населения. А. Лызлов в своей «Скифской истории» 1692г. Приводит легенду о его рождении где мать объясняет, что родила Ценгиза от луча солнца, но ведь это взято из былинного эпоса  болгаров- помаков (см. выше). По Бичурину к ним же (моголам) относится народ указанный в китайских хрониках как Гуны. Несомненно Гунны –Болгары появившись на Дону в 375 году пронеслись ураганом по всей Европе но уже через несколько сот лет часть их возвратилась на Волгу а другая часть ушла на Дунай. Они появились вторично в восточной Европе в 1223 году и в виду того, что казачье племя Подонских Бродников при первом же появлении объединенных войск староверов выступило с ними против половцев и христианских князей Руси, то казаки оказались в новой империи своими людьми, которым царь Бату (Батя —  дословно Старший То ) поручил охранять границы. А о том что имя Бата  означало старший предок,  говорит и такое сохранившееся понятие как «Батыев путь – Млечный путь астрономическое название у казаков см. «Казачий словаь-справочник»1968г. изд США. Калифорния.  Так считалось что ушедшие от нас предки в мир иной  идут по Млечному пути (Батеевой дороге». Которое подтверждается и легендой : «Когда то давно на  русской земле был светлый воитель Батей и на своем пути он побеждал  тьму и зло, и нечисти  не давал пощады. Дорога по которой он шел  была на сто верст в ширину, а в длину насквозь всей русской земли. С той поры против этой широкой тропы земной, где шел русский богатырь Батей, и на небе выступило знамение в виде белой полосы, означающей праведный светлый путь (золотой путь восхождения душ) , которую зовут «Батеевой дорогой».

Поэтому в 1237 г. Таротарханская казачья держава вошла в состав Золотой казачьей орды . Русский историк Болдин пишет : « В 1282г. Баскак (атаман) татарский Курского княжения, призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Казаков. Но им там не понравилось и они ушли в низовья Днепра, построили там городок и назвали Черкасы». А в 1312-1342 г. в Азове был даже построен монетный двор.

Когда же с принятием ислама царство Золотой орды стало распадаться на отдельные державы, то этот процесс трагически отразился на единстве казачества. Часть их приняло христианство и попало под влияние Польши и Московии. Другая же часть сохраняла старую родную веру предков и не желала принимать ни христианство ни мусульманство. Уже в битве на Куликовом поле проявился этот раскол. Где Донские и Запорожские казаки выступили на стороне русского князя Дмитрия, а Азовские или Кубанские на стороне князя Мамая. Подтверждение этому мы находим в своде древне-булгарских летописей : «…… Мамай, князь Волжской орды, темник из рода Кыйан, (род князя Кия – это древне славянский князь основатель города Киева) тогда готовился к походу на выступившую против его власти Москву …..Русская конница была спрятана в лесу за болотом и деревья в нём были подрублены для быстрого устройства завала в случае вражеского прорыва. И когда балынский бек (Русский князь) увидел гибель своего левого крыла, то в ужасе бросился скакать прочь со своими ближайшими боярами. А бывшие в засаде приняли его за татарина (конечно же одно лицо) и свалили на него дерево, но бек остался жив… У Мамая были: монтыги, черемшанцы, степняки, крымцы, анчийские казаки, ногайцы. У уруского князя (Дмитрия Донского): монтыги, ногайцы, артанцы , казаки и русские….»

 В 1395г. Азов подвергся нападению мусульман Тамерлана, и Донские казаки были вынуждены отступить и оставить берега Дона. Но уже в 15 веке с Московии и Литвы они вернулись на свои прежние места проживания. В основной массе своей Донские казаки пришли назад на Старое Поле (или Дикое Поле, географическое название, укоренившееся за казачьей степью в 16 веке, от Дона и Черного и Азовского моря до лесной и горной зоны) уже христианами с древнеславянской речью.

Азовские же и Белгородские казаки оставались жить на своих местах до самого прихода турок, которые заняли город Азов ( 1475 г.), и хотя в городе сидел Турецкий гарнизон, но в посаде и дальше в прикубанских степях располагались юрты кочевых Азовских казаков, которые время от времени, вместе с ордынскими казаками совершали нападения на московские окраины и посольские караваны. Этим они вызывали гнев и султана и московского царя, в 1503 году часть Азовцев перекочевала к рекам Северному Донцу и Десне. Но уже в 1549 году они вернулись усиленные притоком казаков Белгородских. А в 1551 году московский посол доносил о гневных жалобах султана, что казаки «поотымали всю волю в Азове». «С Азова оброк емлют и воды из Дона пить не дают» Об этом говорится и в «Казачьем словаре-справочнике»1968г. изд. США. Калифорния : «Когда же восточная Европа вошла в состав Золотой орды (1240), все казаки оказались в границах империи. …Когда в орде начались усобицы . Казаки вышли из состава империи. Донские и запорожские примкнули к России и Литве . А азовские же остались на своих местах до начала 16 века, потом объединились с общиной Белогородских Казаков.». То есть даже после распада Золотой орды Азовские казаки не пошли не под христианское рабство ни под исламское, а остались жить в своей родной вере, по своим родовым законам. Их непризнанная ни Московией ни турками республика управлялась Казачьим кругом или как сейчас говорят Радой. Рада кстати славянское слово и означает «Ра» – это свет, «Да» — это дано, то есть то что заповедано светом. Эрих Лассото в своем «Дневнике» от 1594г. называет казачью Раду славянским словом «Кола». «Коло» как он писал делилась на два образования. В одном собирались только атаманы и есаулы в другом все рядовые казаки, это было «Черное коло» . Решающее слово принадлежало как раз «Черному коло», а круг атаманов мог выражать только свои пожелания. В начале каждого года на Раде также переизбирали должностных лиц. И это самоуправление длилось до тех пор, пока царское правительство не решило покончить с казаками староверами и войска под командованием А.Суворова не вторглись на земли Кубанских казаков. После кровопролитных боев Азовским (Кубанским) казакам пришлось отступить и покинуть родную кубанскую землю. В г. Анапе они погрузились на свой флот и большая часть их уплыла, а затем расселилась в недоступных районах Азии. Остальные же растворились среди горских народов и среди Донских и Черноморских казаков христиан, которыми царское правительство заселила опустевшие земли. Но с Новыми Кубанскими казаками (то есть вновь переселенными Екатериной второй на опустевшую Кубанскую  землю) судьба сыграла такую же злую шутку. Прошло всего лишь чуть больше 200 лет как, казаков вновь разделили по ИДЕЙНЫМ признакам и если раньше их разделяли на христиан и родноверов, то сейчас на красных (материалистов) и белых (христиан). А дальше все как уже и было, последним (белым казакам) в результате тяжелых боев пришлось отступить, а дальше к Новороссийску подошел флот и они также погрузились и уплыли поселившись в недоступных местах (для Советского Правительства) .

Так может быть нам, уже современным Кубанским жителям,  не стоит повторять чужие ошибки и наступать в третий раз на одни и те же грабли, может пора всем и казакам и представителям других Родов вернуться к своим корням ведь по сути они у нас общие.

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: , , ,

7 комментариев на “Кубанские Казаки и их окружение .”

  1. welemudr сказал:

    современным жителям давно пора вернуться к своим корням ведь по сути они у нас общие

  2. welemudr сказал:

  3. Vesta сказал:

    Нечего делиться, давайте искать то что нас всех обьединяет

  4. Сергей сказал:

    )))»»недоступных Советскому правительству» — про референдум не забыли 74% ?)
    искать ничего не надо, все до нас придумано… надо чтобы захотели изменить, а большинство корытом своим озабочено…(

  5. starover сказал:

    Согласен с Сергеем, все забились по своим норкам….

  6. Людмила сказал:

    Довольно разница — мы все люди, пришедшие в это Мир жить в радости и благодати

    Людмила Труш-Пащенко

  7. welemudr сказал: