Велемудр » Blog Archive » Хронограф Казачей жизни

Хронограф Казачей жизни

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика, Казаки

Первые упоминания о предках казаков — о саках, мы находим в летописях сибирских староверов, в связи с харийскими военными походами в Дравидию (древнюю Индию) в 2692 году до нашей эры. Эти же самые события подтверждаются также и другим независимым источником – «Ведами Полабских Славян», собранных С.Верковичем у Дунайских болгар Помаков в середине 19 века. В них то же рассказывается о завоевании Саками черных народов Индостана. Кстати в северной Индии до сих пор пользуются календарем Саков, оставленным там нашими предками (как и другие ведические знания). Ещё одним независимым источником может служить легенда Волжских Булгар о переселении родов Богумира.

Булгарская легенда о происхождении казаков.

В давние времена, когда на земле не было еще людей, создал Всевышний бессмертных Богов. Первыми он создал старших Богов, от старших Богов родились средние. Один из них, сын Солнца — Бог Хорс, был отменным кузнецом, исходил он всю Землю в поисках руды для своей кузни. По его тропам и сейчас ездят люди, считая Хорса своим покровителем. Нельзя было только никому перебегать дорогу Хорсу, иначе исчезала сила его оружия. Далее появились на свет младшие Боги. И тогда Всевышний сделал так, чтобы от последних Богов могли рождаться люди. От Бога Борыса родились первые люди – но были они не очень красивы, и тут появился самый прекраснейший из богов, Бог Чур (Чурила ), и сказал: «Я сделаю их красивыми!» и исправил тела людей. Поэтому всех наших предков мы зовем по имени этого бога Чурами или Щурами (а очень древних Пращурами). Всевышний повелел, чтобы Бог Хорс вложил в людей образ своего огненного дыхания. Так у людей появился светоносный дух. А душу им сотворила богиня Джива. Дух и душа бессмертны и это главное, что есть в человеке. От близости последних Богов и первых людей стали появляться люди-богатыри и звали их нартами (НА –давшие, Рта – законы Рита, космоса). Возглавили нарты первые людские племена. Но было у людей одно племя – ИМАН (иные люди) которое возглавлял не нарт, а настоящий Бог Боян (внук Бога Велеса, так как «В слове о полку Игореве» сказано, что Бояны внуки Велеса). Попросил он у Всевышнего отпустить его на Землю в облике Нарта. Творец исполнил его просьбу, но некоторым темным богам это не понравилось и они решили отомстить Бояну за бегство к людям. Поэтому Боян закрыл лицо маской и советовал делать так, своим потомкам (его потомками считаются волхвы, поэтому в старину они одевали при совершении ритуалов маски зверей). Когда Боян был юн и неопытен, соблазнила его Богиня Ведана. В обмен на ее сладкозвучную домбру пошел Боян на великий грех. Без любви сочетался с Веданой, так как больше всего на свете любил он пение и игру на домбре. От связи с Веданой родились Тюрк, Живчек и Лаиш. Живчек и Лаиш походили на отца, а Тюрк же был злым и хитрым. Как то попал Боян к Богине вод Дане и влюбилась в него дочь Даны — Богиня Байкала. Только раз в жизни она была близка с Бояном и родила ему сына Иртыша. А потом чтобы память о ней осталась на земле, перегородила Байкала реку и вода затопила котловину которая стала большим озером и прозвали его Байкалом. Стал Иртыш утешением Бояна на этой земле, до тех пор, пока он её не покинул вознесясь в Сваргу. А когда ушел с этой земли и его брат Лаиш, то Иртыш возглавил свой и его народ, и увел все семь родов (так как тесно стало им жить у озера Байкал), в горы которые местные жители называли горы Хун (Алтайские). Прозвали поэтому народ Иртыша народом хун, но сами они себя называли Ирийцы. Стали потомки Иртыша по старшей линии царями хунов (гуннов). Особенно прославился народ хунов в царствование Джилки  который завоевал половину Хины (северная Индия), а на западе учредил заставы, аж на самой реке Кубань. Сильна была стража хунцев на границе с Хиной, но не было стражи у хунцев на границе с сородичами — тюрками. Напали ночью тюрки на ставку Джилки и перерезали всех в ней. Успела бросить жена Джилки своего младенца — сына в протекавшую возле ставки реку в котле для жертвенной пищи. Тюрки побежали следом, пытаясь убить младенца стрелами. Увидел это олень, пьющий воду из реки, ведь ранее пожалел этого оленя еще олененком Джилки на охоте. Теперь олень отблагодарил Джилки и спас его сына: подхватил его рогами и помчал младенца прочь от погони, хоть сам был ранен стрелой. Достиг он благодатного Семиречья, оставил младенца у дворца царя Семиречья, который приютил найденыша, и назвал мальчика созвучно с именем своего рода и именем оленя –Гасаком («Сак» на древнем языке казаков означает Олень, «Кос» — белый- благородный, а у донских казаков на гербе изображен олень пронзенный стрелой). Когда он подрос — отдал царь за него свою дочь. И возобновил Гасак свой народ. Совершил немало подвигов на службе у царя Семиречья. Но вспыхнула междоусобица среди его потомков. Были некоторые из них злее, чем тюрки. И увел поэтому сын Гасака, Богумир часть хунов на западную сторону. Прошел Саксин, реки Саклана (Земли Саков) — Дон и Днепр. Разбил его сын Алвар, румийцев (римляне). Овладел для хунов землями по реке Суле (левый приток Днепра) и Днепру.

Вот такая интересная и насышенная информацией легенда.

Факты приведенные в ней подтверждаются сведениями изложенными во французском издании «Всеобщей истории» под редакцией Э.Лависа и А.Рамбо (русский перевод М.Гершензона в 1897 г.). «Французские ученые пользовались китайскими источниками и поэтому многие слова и понятия они дают без перевода с китайского. Так описывая жизнь народа Гиунг-Ну они всего один лишь раз делают замечание, что тюрки этот народ называли «казаками», а европейцы хунами (гуннами), что этот народ был руководим своими атаманами, имел земельные наделы которые назывались «Тара» (имя богини земледелия славян). Землевладельцы звались «Тара-чина» или Тары сыны (чина это искаженное с китайского сын, сами китайцы называют себя чина-тайцы, сыны таев)» – (пишет Гладилин).

Но пойдем дальше  и посмотрим упоминание о казаках уже после переселения их в Европу. Оно   встречается в древних летописях описывающих столкновения казаков с войсками персидского Царя Дария (5 век до нашей эры). Затем у Плиния старшего (1 век до нашей эры) имеется сообщение, что Персы называли Скифов именем Сак, «которое собственно, принадлежало только одному из скифских народов». Греческий географ Страбон описал на Кавказе область Саков и поместил в ней народ Коссаков, которых по большей своей части назвал воинами. И вот таких документальных источников подтверждающих древность этого славного рода можно приводить бесконечное множество. О более позднем расселении славянских народов на Кавказе можно узнать из древнейшего документа Гудуд Ал Алэм – Персидской географии. Этот документ составлен в 982 году и обнаружен в Бухаре капитаном Туманским А.Г. в 1892 году. Согласно этой географии в 8-10 веке в приазовье находится земля Коссак. Выше неё к Дону и Донцу находились рода Торков (казаки) вперемешку с печенегами. Между Донцом и Доном стояли Бродники (казаки). На западе находились христиане Венеды, на верхней Волге руссы среди которых обозначена группа Славян, на нижней Волге и в Закавказье хазары.

В мифах, песнях и легендах славянских народов упоминаются сыны Бога Коляды (это брат Бога Хорса): Сак, Болг, Харий, Берен.  А в сказе опубликованном Ю.Миролюбовым прямо указывается на божественную родословную казаков:

Казачий сказ.

«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога, внук бога Перуна) с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона и Кубани. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб бе­регли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

Роды саков дали название многим территориям на нашей земле. Местность у рек Дона и Кубани называлась в древности Саклан (Саков земля, «Лан» дословно означает место на земле). Также от них произошло название и Саксонии (Саки се они) и города Саки в Крыму и многих других. Саки упоминаются как завоеватели Британских островов, а в древнерусских летописях Сибири как уже говорилось выше отмечены два Харийских похода (3 тыс. до нашей эры) в древнюю Индию, когда наши предки Саки вместе с родом Божественных Рахманов (брахманов, волхв Соловей прозванный христианами разбойником кстати тоже Рахманович) принесли черным народам Индии знания древних славянских вед.

Но как же Саки превратились в Казаков (кстати на старых картах название казачьей державы писалось через два «с»- Коссакия эти карты до сих пор имеются в архивах Кубанского казачьего войска находящихся в США), на этот счет имеется много мнений, например:

Кос –сак — слово «Кос» означает белый, чистый, основной, свободный, то есть получается свободный воин Сак. А вот слово кай-сак  имеет другое значение, так как «кай» означает грешный, темный (Каин, Кайяла — грязная река, каяться, окаянный) то есть этот род кайсаков получился от смешивания Саков с представителями желтокожего населения нашей земли — Ариманами. В своё время их чуть было не уничтожили   рода джунгаров, и они вынуждены были просить защиты у царского правительства России, которое разрешило им прикочевать на территории подконтрольные Руси.

Ка- сак – Руна «Ка» стоящая впереди означает союз, объединение , братство (например ка-руника это сборник рун) отсюда получается братство воинов Саков.

Каз-сак — «Каз» это рубеж, грань, предел, то есть Сак охраняющий рубеж. (Даже название КАВ-КАЗ тоже древнеславянское, «КАВ» – означает разделяющий, отсюда и «кавыка- кавычка» разделение, то есть получается разделяющий рубеж).

И еще много и много других вариантов, даже таких которые как мы видели выше связаны с животными. Считалось, что «Сак», это название благородного Оленя, который в древности спас казачий род от вымирания. По одной легенде он, будучи раненный стрелой, спас от смерти прародителя казачьего рода. По другой он, тоже раненый стрелой, показал казакам брод через водную преграду и этим спас их. До сих пор на гербе Донского казачьего войска изображен благородный олень, пронзенный стрелой.

Все славянские рода по своей сути являются созидателями и творцами. Поэтому и наши предки казаки с большим старанием обустраивали земли, на которых они проживали. На Северном Кавказе, в Крыму и на Донской земле ими было построено около 300 крупных городов. Сейчас наши горе историки пытаются доказать, что у славян в то время не могло быть ни каких городов, и приводят как аргумент найденные ими греческие черепушки на месте былых поселений. Но ведь если через несколько веков вперед, уже в нашем культурном слое, потомки найдут останки китайских вещей (которые мы сейчас повсеместно используем) то это ведь не будет означать что Краснодар, Ставрополь или Ростов являются китайскими городами. Поэтому и мы должны поверить сообщениям наших пращуров, что упоминаемые ими древние города были славянскими, а греки занимались в них только торговлей своими товарами.

       Крупнейший из городов Голунь стоял у слияния Северского Донца с Доном, а Белая Вежа находилась в устье Дона, после её разрушения уже на другой стороне реки был поставлен город Казак ныне Азов. В устье Кубани был сотворен город Копа (древнеславянское слово означает соединение, вместе, в купе), который просуществовал до 15 века нашей эры. А в конце 15 — начале 16 вв., город стал называться Тумнев, а ныне это город Темрюк. Много городов стояло на черноморском побережье это Сурож, Корчев (Керчь), Хорсунь, Топсида (нынешний Туапсе). На месте нынешней Анапы находилось поселение называемое Гория по имени его основателя славянского героя Горея. В 14 в. оно было переименовано в Мапу, а в конце 18 в. селение уже имело адыгское название Анапа. Тмутаракань находилась там, где сейчас стоит Тамань, в древности это поселение звалось Таматарха, и под этим именем казачий город был известен с начала 8 века.  Константин Багрянородный упоминает его под годом 948-м. В болгарских летописях он известен как Дима-Тархан. А вот как Тмутарокань он упоминается в русских летописях только с 1082г. Тамань в основном населял казачий род Торхов и о них в свое время писал Ригельман так: «Кассаки составляли коренное население Таматархани». А в московской летописи под годом 1152 значится: «все Черные Клобуки (так звали всех казаков из-за носимых ими высоких черных шапок-клобуков), еже зовутся Черкасы, Торхи, Берендеи». Свое название рода, Торхи получили от сына Перуна, Бога Тарха-Даждьбога отца Коляды и Хорса. В честь него казаки назвали и свой город Таматарха. После подчинения казачьих территорий в 965 году киевскому князю Святославу Игоревичу на месте Таматархи возникла Тмутаракань, которая стала центром созданного на Тамани Тмутараканского княжества. В 10 веке Тмутаракань была обнесена мощной стеной из кирпича.

Надо также отметить, что народ известный по русским летописям как Коссаки, проживал не только в приазовских и черноморских степях, но и у верховьев Дона и Кубани, а также севернее Пяти Гор (Бештау). В поздних русских и польских письменных источниках под именем Пятигорских Черкас, подразумеваются не только Адыгейцы и Кабардинцы, но также и казаки. Татищев В.Н. в свое время писал: «Оттуда кимры вышли, где ныне черкасы и пятигоры обитают, и храбрые суть люди. Язык с нами суть имеют един».

Но вернемся снова к нашей хронологии. Так вот в 8-9 веках на правом берегу Дона казаки возводят крепость Белую Вежу и частыми военными набегами достают своих соседей Хазар. В ответ те в начале 9 века её разрушают, но казаки снова её отстраивают. во второй половине 10 века Киевский князь Святослав сын Ольги совершает военный поход на хазар, и одним махом подминает под себя и казаков с ясами (осетин), пройдя огнем и мечом по Дону и Кубани. В русских летописях под 965 годом говорится: « Одоле Святослав Хазар, и Ясов (осетины) с Казаками победил». После этого Дон и Приазовье вместе с крупным портом Таматарханью и отстроенной на другом берегу вместо Белой Вежи крепостью Таной (Даной) на некоторое время стали колонией Киева. После 965г. Тана (Азов) пятьдесят лет принадлежала Киевским князьям, а в дальнейшем до начала 12 в. Державе Тамоторканской. Под своим именем Азов появляется в эпоху половецкую около 12 столетия. На иностранных картах этот город обозначался также как Казак, Каза, Азак. Далее незаконнорожденный сын Святослава и Малки, Владимир, принял христианство и женившись на греческой царевне, выгнал своих прежних жен и сыновей, наделив их уделами. Далекая Тамотархань досталась Мстиславу. Когда его отец Владимир, собираясь в военный поход на своего другого сына Ярослава, был убит молнией в 1015 году, Мстислав порвал все связи с Киевом и образовал независимую южную Державу. На казачьих землях было в то время двоевластие и Мстислав, чтоб стать единоличным правителем на Кавказе пошел в 1022г войной на предводителя казаков Редедю. Редедя князь касогов (так в русских летописях тех лет называли казаков, а в некоторых документах их называли ещё и казягами) предложил Мстиславу, чтобы не проливать братской крови решить вопрос о подчиненности в личном единоборстве. Он предложил поединок, но предупредил как сказано в летописях «будем биться не оружием, а борьбою». И схватились они крепко и долго боролись и стал Мстислав изнемогать «и начал молится богородице: «О пречистая Богородица помоги мне! Если я его одолею, то построю церковь во имя твоё» и сказавши так достал спрятанный нож и зарезал князя касогов Редедю (а ведь договаривались бороться без оружия!!!). И тогда после победы Мстислава казаки вошли в подчинение Тмутараканского князя и он из них формирует свою дружину (эти события упоминаются в летописи Никаноровской и Вологодско –Пермской под годом 1022). Под годом 1023 русские летописи указывают: «Поиде Мстислав с казаками на великого князя Ярослава и побив его». Когда Мстислав умер в 1036г. Князь Ярослав попытался взять казаков под свою власть, но это не получилось и Тмутараканская держава казаков осталась самостоятельной сохранив мирные связи с Черниговом. В тоже время она десятки лет принимала участие в вооруженных выступлениях против Киевской Руси и оказывала поддержку её противникам, которые находили у казаков приют и кормление. До 1060 года Тмутаракань объединяла в своих границах все рода казаков, и простиралась от Кубани по всему подонью включая Курск и Рязань. Сула левый приток Днепра с 1016 года тоже входила во владения Тмутараканской Державы, а декретом Польского короля Сигизмунда первого в 1506 г. её берега закреплены за запорожскими Казаками. Одним из самых веских документов этих событий является «Тмутараканский камень» — мраморная плита с высеченной на ней славянской надписью 1068 года об измерении ширины Керченского пролива, найденная в 1792 году на Таманском полуострове. Текст надписи гласит: «В лето 6576 (1068г.) индикта Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя (Тамань) до Корчева (Керчь) 14000 сажен». Надпись была впервые опубликована А.И. Мусиным-Пушкиным в 1794 году. В 11 веке Тмутараканью правили князья Мстислав, Глеб, Роман, Олег и т.д.

Половцы.

Но уже с 1061 года между Киевской Русью и казаками которые составляли основное население Тмутаракани, расположились ещё и вернувшиеся в Дикое Поле Половцы и печенеги (бывшее название этих родов «Готы», до этого они под натиском казаков-гунов ушли в Литву и Новгород Ильменский, а потом часть их вернулась на места своего бывшего проживания).

Воевода А. Лызлов в своей «Скифской истории» (1692г.) так пишет о них: «Половцы же и печенеги были народ военный и мужественный, изошедший от народа готов и цымбров, …. от них же гепиды, и Литва, и прусы старые явно произошли… Народы печенегов, и половцев, и ятвижев истинная суть есть Литва, и имеют между собою в наречии лишь малую разность, как поляки и россияне;… Сии половцы и печенеги, изшедшии оттуда во времена былые, селения свои от полуночи к востоку наклоняющиеся над морем Меотским (Азовское) и Понтом Эвксином (Черное), и так же около Волги, и около Танаиса (Дон), и в Таврике (Крым), ныне называем её Перекопскою ордою, коши свои поставили…. Иные историки тех половцев называли готами, и это истинна есть, ибо когда были в соседстве российским странам, греческим же, и волошским, и польским странам пограничили, великие им пакости наездами своими чинили. Ибо чуждыми трудами и граблением непрестанно жили. ….Того же 1103-го лета и прозвали их россияне половцами, за то что в полях больше пребывали или занимались полеванием, то есть ловили зверей и кормились, или половцами — то есть грабителями, яко чужим полоном и граблением жили………Язык же с российским, и с польским, и с волошским смешанный имели».

Половцы служили буферной зоной между Киевом и Южной Русью и все время мешали Киеву успешно христианизировать население Кубани и Дона. Между Киевской Русью и половцами происходят постоянные столкновения одно из которых описано в «Слове о полку Игореве» под 1185.г: «….Ой! Стонать Русской земле, вспоминая первую годину и первых князей (первых после крещения)! Того старого Владимира (ясно Солнышка) нельзя ли было пригвоздить к горам Киевским! Ибо сегодня ныне стали стяги Рюриковы (варяжские), а другие— Давидовы (Владимир по отцу потомок Рюрика, по матери потомок Давида) Нас разнеся, им холопы пашут, и копья поют на Дунае!..»

Таким образом земля Казаков оставалась вместе со своей столицей Тмутараканью ещё полтора века независимой. Это была колыбель будущих Азовских (Кубанских) казаков. Но половцы не смогли удержать христианскую экспансию Киева. Уже через непродолжительное время они роднятся с Киевскими князьями кровными узами (женятся на их сестрах, выдают своих дочерей замуж за русских) и мы с удивлением читаем в наших летописях о князьях половцах зовущимися уже христианскими именами. Но главное теперь их разбойничьи устремления направляются в другую сторону, на староверов булгар живущих вдоль реки Волги и казаков Дона и Кубани продолжающих исповедовать изначальную ведическую веру.

Тогда, чтобы противостоять надвигающейся угрозе «На политическую арену в Азии выходит сибиряк –старовер Богдан из рода Бодончара, казачий атаман имевший титул хана («Ха»-высокий «Н»-наместник). В китайских источниках его называли Чин из ханов, (сын из рода ханов). Когда это перевели с китайского на английский, то так и записали Чингисхан (есть ещё один китайский вариант его имени Тему-чин то есть темника сын), так официальная история получила имя правителя, которое и держится до сих пор» (Гладилин). Он описывается человеком высоким светловолосым, с густой бородой и голубыми глазами (А.Лызлов в своей «Скифской истории» 1692г. приводит булгарскую легенду о его рождении, где мать объясняет, что родила сына от луча солнца и потому он такой светлый с голубыми глазами).

Христианизированные Половцы (готы) своими разбойными набегами до такой степени достали восточных булгар и казаков, что в 1223 году военные отряды Богдана предприняли поход против своих извечных врагов. Так в Приазовье и Причерноморье появились войска Чингисхана. К ним присоединились и подонские казаки Бродники с атаманом Плоскинею, так как половцы своим разбоем достали и их. Половцы видя свое безвыходное положение срочно обратились за военной помощью к братьям по вере и по кровному родству, Киевским князьям. Князь Мстислав Галицкий срочно начал собирать русскую дружину, в крестовый поход против «язычников» идолопоклонников. Но ни казаки ни воины Богдана не хотели проливать братской крови, поэтому атаман Плоскиня и воеводы Богдана — Себедей («Се»-это, «Беда» и так понятно) и Дживе (Джива русская богиня) несколько раз предлагали выдать грабителей половцев, обещая судить их по законам. Но русские князья не приняли разумного предложения, еще не зная о предательстве главного зачинщика похода Мстислава Мстиславича Галицкого. А тот просто сбежал с поля боя (наверно за это его прозвали Мстиславом Удалым) оставив своих товарищей в беде. И так в этой битве войско Руссов-христиан было разбито казаками наголову.

Суздальская летопись об этих событиях рассказывает так: «Того же лета (1223) явились языци… И зовут их татары, а иные глаголют тавр-мены (дословно от рода тавров люди), а другие называют их печенезами… Мы же их не вемы..» «Татарове же уведавши, что идут противу них князья Русские, прислали послов к князьям русским: «Мы слышали что против нас идете, послушавши Половцев, а мы вашей земли не заняли, ни городов ваших ни сел, и не на вас идем… Заключите с нами мир, у нас с вами борьбы нет». Князи же русские того не послушали, избили послов татарских, а сами пошли против них… И прислали татарове второе посольство говоря: «Хотя вы послушали Половцев и послов наших избили и идете против нас, но уходите. Мы Вас не затрагиваем ничем. Всем нам Бог». Но отпустили ни с чем их послов. И тогда же князь Мстислав Галицкий перешел Днепр, напал на сторожевые отряды татарские и победил их… но тут встретили их Татарове и ударили на Русских … Пришли в смятение все полки Русские и была сеча зла и люта. Из-за грехов наших Русские полки побеждены были… Сия злоба сотворилась в день 16 июня».

Вот так из-за непонимания началась гражданская война между родственными родами на религиозной почве. А далее уже пришел Булгарский царь Бата (Батя) «поганый идолопоклонник (так считают христиане, а староверы славяне почитали и почитают до ныне кумиры своих Богов) — яко о том пишет Гвагнин — окаянный свою душу низверг в ад, его же россияне и Литва называют Батыем» (Лызлов). Он под призывом спасения Родной славянской веры объединяет булгар, казаков и бежавших к ним русских староверов под своим началом для противодействия распространяющемуся христианству. Сейчас многие историки не хотят смотреть фактам в глаза и признать, что никаких татаро-монгол в принятом сейчас понимании не было. Да были объединенные войска славян родноверов в которые входили Булгары, Казаки, Русы бежавшие от христианского крещения, Осетины и другие народы. Вот их то христиане всей Европы и называли Тат-ары, Тати (разбойники) Арийские. По Бичурину к ним относится и народ указанный в китайских хрониках как Хуны, то есть как мы видели выше, наши братья казаки. Поэтому историки Забелин, Иловайский, Флоринский, Вернадский неоспоримо считают их славянами.

А о том что Батый по мнению казаков был не злодеем, говорит и такое сохранившееся понятие как «Батыев путь – это астрономическое название у казаков обозначающее «Млечный путь» (см. «Казачий словарь-справочник»1968г. изд. СШ Калифорния). Ведь прозвище «Бата» давали людям умеющим общаться с душами умерших предков,  которые уходили в Мир иной по Млечному пути (поэтому прозвищем  Бата  в свое время  называли и Рюрика и вещего Бояна). То что война шла именно из-за веры подтверждается и тем что к Бате –Батыю примкнули и патриоты родной славянской веры князья Александр Невский и его отец Ярослав Всеволодович. Ярослав кстати командовал у Бати 10000 (тьма) воинами, и был его полномочным представителем на выборах главы объединенной державы. Сын же Ярослава, Александр Невский, согласно Булгарским летописям, ещё в 1237г. заключил с Батыем соглашение, о том что его войска не пойдут войной на Новгород и северные русские земли. При соблюдении этих условий, Невский обязывался не оказывать помощь христианским княжествам. И как мы увидели, договор был соблюден всеми сторонами в точности. А о том что север Руси (как и юг) ещё не был христианский мы можем понять из шведской «Хроники Эрика» описывающей поход короля Эрика в 1249 году для обращения славян язычников в истинную веру: «Всякому кто подчинился им, становился христианином и принимал крещение, они оставляли жизнь и добро и позволяли жить мирно, а тех язычников, которые не хотели, предавали смерти…. Ту сторону которая была вся крещена, русский князь, я думаю, потерял…». Вот так  север Руси ещё долго оставался «языческим», так как шведский король Магнус YII до конца четырнадцатого века делал попытки обращать русских и карел в христианскую веру.

О том, что основной целью похода Батыя, было укрепление старой веры становится ясно даже из христианских летописей. Согласно им, вначале вои Батыя, пытались вернуть крещеных князей русичей в родную веру увещеваниями и только потом применяли силу, смотрим: «Князя же, Василька Ростовского пригласили поганые и привели в страну свою и начали прежде ласкательными словами увещевать, приводя к своему зловерию. Но он был зело благолепен (одурманен рабской религией) и возрастом исполнен. И не внимал прелести их, и начали муками его пугать. Когда же не покорился им, и начал словесами их премудрую прелесть обличать, умучили до смерти».

Батый всех заставлял исполнять древние славянские обычаи и проходить ритуал очищения огнем. Эта процедура очень подробно описана в «Сказании об убиении в орде князя Михаила Черниговского и боярина его Фёдора: «Был у царя Батыя такой обычай. Когда приезжал кто-нибудь на поклон к нему, то не велел он сразу приводить его к себе, но сначала велел жрецам провести его сквозь огонь и поклониться солнцу, и кусту, и идолам. А из всех даров, которые приносили для царя, часть брали жрецы и бросали в огонь и только потом отдавали царю. И многие князья и бояре русские проходили сквозь огонь и кланялись солнцу, и кусту, и идолу, и просили каждый себе владений. И давали им владения—какие они хотели получить» (Сказания Русской летописи. Православная русская библиотека. Отчий дом. М. 2001г.). То есть Бата заставлял всех совершать старинные русские ритуалы.

Но буквально через три – четыре поколения светское руководство Державы Золотой Орды прельстилось одним из направлений иудаизма – исламом. По сообщению Лызлова, видим: «По сем того же лета был царь в Орде именем Азбяк или Азбек …… В Степенной говориться, что он первый к учению прелестника Махомета склонился». После убийства преемника Азбяка хана Джанибека (1342-1357), который, как в свое время князь Владимир, провел исламизацию своей страны, начались (как и когда то в Киевской Руси) междоусобицы. В 1357-1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов.

Большой вклад в развал Золотой Орды в это время внесли новгородские ушкуйники. Основная масса их состояла из потомков тех готов, которые под натиском гуннов, вынуждены были уйти на север и поселиться в Новгороде. Поэтому они организовали многочисленные набеги на Орду. В 1360 году они с боями проходят по всей Волге и разоряют город Жукотин. В 1363 году они воюют на реке Оби и доходят до границ Китая. В 1366 году опять грабят города по Волге. В 1374 году ушкуйники в третий раз взяли штурмом город Болгар, а затем прошли вниз и взяли столицу Золотой Орды город Сарай.

В начале 1360-х годов от Золотой Орды отпал Хорезм, под власть Литвы отошли земли в бассейне реки Днепр, стала самостоятельной Астрахань, Крым, и казачьи земли Дикого поля. Казачий атаман Мамай перестал подчиняться исламским руководителям Орды. В русских летописях  его называют Князем  и проклятым идолопоклонником (значит он веры старой придерживался). Мамай принадлежал к казачьему роду кийян (киятов),  ведущему свою родословную от самого легендарного князя Кия (основателя г. Киева). Он стал самостоятельным и решил объединить под своим началом все русские княжества (его в этом поддержал Рязанский князь Олег). Мамай начал рассаживать на княжеские престолы своих людей. На Московский престол он посадил девятилетнего князя Дмитрия и начал всячески его опекать. Если кто либо из соседей пытался обидеть Дмитрия, то тут же ему на помощь мчались войска Мамая и наказывали супостата. Но  Дмитрий возрастал,  а Мамай старел и наступил момент когда Дмитрий Иванович решил поменять уже престарелого своего покровителя Мамая на молодого и перспективного хана золотой орды Тахтомыша. И вот на Куликовском поле  встретились бывший покровитель и его подопечный. Произошла  битва в которой  проиграли  оба,  выиграл только  Тахтомыш. Выждав когда славяне перебьют друг друга и ослабнут, он   разгромил обескровленное казачье войско Мамая на реке Калке  в 1380г. и отбросил мечту Мамая о возрождении самостоятельной Руси на долгие годы. Но судьба иногда играет с нами шутки. Так произошло и с нашими героями. Внук Мамая Олекса возвел  город Глинск и стал основателем  нового княжеского Рода князей Глинских, а  его пра-пра-пра-внучка Елена Глинская стала матерью Русского царя Ивана Грозного, в котором соединилась кровь Мамая и Дмитрия Донского (а по большому счету кровь Киянов и Рюриковичей). Но вернемся к нашему повествованию.

Как и христиане, так и мусульмане в то время видели в казаках староверах своих врагов. Поэтому в 1395г. после Тахтомыша казачьи земли подверглись нападению исламистов Тамерлана. Больше всего досталось Донским казакам их город Азов был полностью разрушен. Дончаки, в отличии от Кубанских казаков, были вынуждены отступить и оставить берега Дона уйдя в пределы Литовского и Русских княжеств. «Но уже в 15 веке с Московии и Литвы они вернулись на свои прежние места проживания. В основной массе своей Донские казаки пришли назад на Старое Поле уже христианами….. При движении на Дон с Днепра черкасских казаков к ним присоединились и новгородские ушкуйники притесняемые Москвой. Они смешались с другими казацкими общинами и таким образом положили основание будущему «Всевеликому Войску Донскому» («Казачий словарь-справочник»1968г. изд.)

Азовских же и Белгородских казаков не смогли потеснить мусульманские орды и они оставались жить на своих местах до самого прихода турок которые заняли город Азов (1475 г.), и хотя в городе сидел Турецкий гарнизон, но в посаде и дальше в прикубанских степях располагались юрты кочевых Азовских казаков, которые время от времени, вместе с ордынскими казаками совершали нападения и на турок и на московские окраины, грабили даже посольские караваны. Этим они вызывали гнев и султана и московского царя, в 1503 году часть Азовцев перекочевала к рекам Северному Донцу и Десне. Но уже в 1549 году они вернулись усиленные притоком казаков Белгородских.

В XVI в. одним из главных донских атаманов был Сары-Азман, а атаманом азовских казаков – С. Ложник, преследовавший русского посланника Новосильцева. В это время усиливаются контакты рязанцев (вспоминаем что рязанцы поддержали Мамая) с казаками. Об этом свидетельствует интересный документ – послание Ивана III вдовствующей рязанской княгине Аграфене, датированное 1502 г. Обращаясь к ней, московский государь требовал от рязанских властей принять самые решительные меры против казаков и тех русских людей, кто «пойдет самодурью на Дон в молодечество». Рязанская земля, находившаяся на границе Руси и казачьего «Дикого Поля» всегда была дружелюбна к казачеству. Приведем упоминание о помощи казаков этому княжеству, которое относится ко времени битвы на речке Листани в 1443 году. Пришедшие тогда в Рязанскую землю отряды татарского царевича Мустафы были атакованы не только войском русских воевод В.И. Оболенского и А.Ф. Голтяева, но и казаками, пришедшими «на ртах (лыжах) с сулицами и с рогатинами, и с саблями». Совместными усилиями противник был разбит. Исключительно важная роль, сыгранная жителями рязанского порубежья в формировании отношений с казаками, подтверждается и другими дошедшими до нас документами. В 1501 г. прибывший из Кафы посол Алакозь просил у Ивана III нанять «рязанских десять человек, которые бы на Дону [дороги] знали». Великий князь с пониманием отнесся к просьбе посла и обратился с соответствующим распоряжением к княгине Аграфене. И в данном случае Иван III не преминул подтвердить «заповедь» русским людям не уходить «в молодечество» на Дон и Кубань. Семьи ослушников подлежали казни или продаже в холопство. Но русские люди все равно бежали к казакам образуя с ними так называемые смешанные семьи и со временем русский элемент в национальном этносе казаков стал преобладающим. Тем не менее, все равно даже в конце XV – начале XVI в. в «Диком Поле» складывалось негативное отношение к Московии и казаки, совершали дерзкие нападения на русские «украины».

Немногочисленные, но хорошо организованные казачьи отряды наносили противнику серьезный урон, вынуждая его считаться с собой. Борьба казаков с другим противником, татарами и ногаями, наиболее ожесточенный характер приняла на рубеже XV и XVI вв. В 1515 г. диздар (комендант) Азова Бурган жаловался Василию III на казаков, в непосредственной близости от турецкой крепости пленивших трех местных жителей. Чтобы обезопасить подступы к Азову турецкое правительство решило сбить казаков с этой реки. В 1519 г. против них были отправлены три каюка с янычарами, получившие приказ занять устье р. Воронеж. Московское правительство, встревоженное приближением турецких войск к русским владениям предложило Стамбулу установить на Хопре точно обозначенную границу, однако крымское вторжение 1521г. перечеркнуло эти планы. В 1538 г. из Москвы писали в Ногайскую Орду: «На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы (кубанские), крымцы и иные баловни». Московские власти не контролировали многие казачьи орды (Азовских, Нижний Дон, Белгородских и т.д.) признавая тот факт, что «те разбойники и живут без нашего ведома». В донесении путивльского наместника Троекурова, направленном в 1546 г. в Москву, сообщалось о том, что «ныне казаков на Диком Поле много, и черкасцов, и кыян (вспоминаем что Мамай был из этого рода), и твоих государевых (признававших власть Москвы) – вышли, государь, на Поле из всех украин». С нескрываемой тревогой о действиях казаков в 1551 г. писал ногайскому князю Исмаилу и турецкий султан Сулейман I, по словам которого, «казаки с Озова оброк емлют и воды на Дону пить не дадут. А крымскому де царю потому ж обиды чинят великие». Перечисляя их, султан упоминает и не отраженный в русских источниках казачий набег на Перекоп. Первый известный поход против Крыма донские казаки совершили в 1556 г. Войско во главе с атаманом М. Черкашенином, возглавлявшим казаков, живших на Северском Донце, на стругах по р. Миус спустилось в Азовское море, пересекло его и разорило окрестности Керчи.

Приток русского населения в Дикое Поле возрос в конце XVI в. в связи с усилением податного
гнета в центральных областях Русского государства, разоренного Ливонской войной и опричниной. Им на руку был старинный обычай казаков не выдавать беглых русскому правительству. Москва стремясь унять казачьи разбои и использовать их военный опыт для борьбы с татарской угрозой, стало привлекать вольных казаков к государственной пограничной службе. Как пограничная стража служилые казаки раньше всего появились на южных «украйнах», где существовала постоянная опасность вражеского нападения. Они сыграли очень важную роль при реорганизации в 1571 г. сторожевой и станичной службы, заменив отряды детей боярских, которые были возвращены в полковую службу. До середины XVI казаки не включались в состав русского войска, однако их действия в южнорусских степях становились все более заметными. Эпизодические контакты Московского правительства с донскими казаками начались в конце 40 – начале 50-х годов XVI в., а в 70-е гг. приобрели постоянный характер. Первое упоминание о «приборе» донских казаков на московскую службу относится к 1549 г. Помимо дозорной и походной службы правительство прибегало к помощи казаков для охраны посольств и торговых караванов, обещая им жалованье, главным образом, сукнами, селитрой и свинцом, в которых казаки очень нуждались.

Еще одним центром вольного казачества являлась нижняя Волга. В официальных бумагах того времени сохранились имена казачьих атаманов живших на Волге: В. Мещерский и П. Путивлец. Первоначально Московское правительство пыталось договориться с волжскими казаками миром. В 1557 г. на Волгу был направлен Л. Филимонов, пользовавшийся полным доверием Москвы. Казаки не послушались Филимонова и убив его напали на шедший вниз по Волге торговый караван. Расхищенной оказалась и государева казна, отправленная тогда в Астрахань. Это нападение зафиксировано в официальных документах как выступлением казаков против русского правительства. На Волгу направили войска, включавшие дворянские сотни и стрельцов. В результате нескольких сражений казачьи войска были разбиты, многие казаки погибли. В 1581г. правительственные войска на Волге разгромили еще один казачий отряд. Возглавлявший его атаман Д. Бритоус был взят в плен и повешен. Вынужденные покинуть Волгу, казаки ушли к своим братьям на Кубань и Дон, но часть их двинулись за Волгу. В конце июня — начале июля 158г. отряд атамана Нечая напал на ногайцев, разорив их столицу Сарайчик, располагавшуюся в низовьях реки Яик (Урал), положив тем самым начало яицкому казачеству. Окончательно казаки утвердились на Яике в 1586 г., поставив на Кош-Яицком острове напротив устья реки Илек постоянный городок. К концу XVI в. казачьи городки находились по всему Яику. С 1591 г. уральские казаки служили в рядах русского войска. Власть московского царя яицкие казаки признали при Михаиле Федоровиче, а до этого, по их воспоминаниям, «жили…немалое время своевольно, ни под чьею державою».

Значимой вехой в истории терского и гребенского казачества стало построение в 1567 г. Терского городка, заложенного в месте впадения Сунжи в Терек. В 1592-1593 гг. 600 вольных казаков «с Терка» совершили нападение на турецкие владения на Таманском полуострове. Московское правительство прекрасно понимало сложность положения на Дону, Кубани, Тереке, Волге и других казачьих реках, где находились как сторонники, так и противники сближения с Русским государством, опасавшиеся распространения московской веры и порядков на свои территории. В 1574 г. Иван Грозный в ответ на жалобы ногайского князя на умножившиеся разбойные нападения на его владения казаков предложил ему своими силами уничтожить донских казаков, которые «не по нашему велению на Дону живут». Тогда же воеводам пограничных городов предписывалось казнить всех объявившихся в их крепостях казаков. В 1592г. русскому правительству удалось договориться с Низовым войском Запорожским о совместной борьбе с крымскими татарами и Азовскими казаками и выплачивать им денежное и хлебное содержание. Периодически царское жалованье получали кроме запорожских волжские, терские и яицкие казаки. Отношения русского правительства с казаками вскоре вновь испортились. В конце XVI в. правительство предприняло попытку взять юрты донских казаков под свой постоянный контроль. На требование Москвы государевым «делом промышлять» под началом головы П. Хрущова донцы ответили категорическим отказом. По сообщению летописца, «казакам от царя Бориса было гонение велие: не пушали их ни на какой город, куды они не придут, и их везде имаше и по темницам сажаху». Но уже в 1614 г на Дон было прислано царское знамя и казна. Направляя на Дон «казну» Москва нанимала донцов на борьбу с татарами, ногаями и азовскими казаками. Расчет русских властей оправдался. Процессу не смогли помешать даже происходившие в 1617-1618 гг. волнения на Дону, когда был «выбит» из круга сторонник Москвы атаман С. Чертенский. Возглавившие Войско Е. Радилов и И. Мартемьянов сохранили союзнические отношения с Россией. Накануне Смоленской войны в 1632 г. правительство попыталось связать донцов присягой, предложив их атаманам подписать текст особой крестоприводной записи, однако эта акция полностью провалилась. На верность царю присягнули лишь находившиеся в Москве атаманы Б. Конинский и Т. Лебяжья Шея. Только после подавления восстания Степана Разина донские казаки признали верховную власть Москвы над Доном. Однако Войско Донское сохранило значительную автономию и право освобождать «от всяких бед» беглых людей и казаков. Широчайшие привилегии донского казачества отмечал Котошихин: «И дана им на Дону жить воля своя, и начальных людей меж себя атаманов и иных избирают, и судятся во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу».

    То есть к середине 17 века все казачьи рода попали под влияние Москвы. Непримиримыми оставались только Азовские(Кубанские казаки). «Казачий словарь-справочник» говорит о них: «КУБАНСКИЕ КАЗАКИ — коренные жители правого берега р. Кубань и Приазо­вья. Имя рода «казак» встречается в разных начертаниях высеченным на камнях в текстах греческих и римских инскрипций Меотиды и Танаиды уже в античную эпо­ху н. эры. Там оно писалось, как Касакос, Гасакос, Касагос, (В. В. Латышев, Вс. Миллер Язык Осетин)». В 1708 г. Донской атаман Булавин, возглавивший восстание против Москвы, и его помощники направили к Кубанским казакам свою грамоту: «От донских атаманов-молодцов, от Кондратия Афанасьевича Булавина и от всего Великого Войска Донского… Кубанским Казакам, атаману Савелию Пахомовичу или кто протчии атаманы обретаютца и всем атамана-молодцам челобитье и поздрав­ление. Милости у вас атама­нов-молодцов слезно просим и Бога молим, и ведомо вам чиним, что послали мы Вой­ском на Кубань в Ачюев к Хосяну-паше и к Сартлану-мирзе свое войсковые пись­ма об мировом между вами и нами и крестном состоянии, как жили и наперед се­го старые Казаки…. И хотели было послать к вам, атаманы-молодцы, своего Ка­зака, а твоего, Савелий Пахомович, племянника Анто­на Ерофеева с теми же тор­говыми людьми, с которыми письма посланы к Хосяну-паше и к Сартлану-мирзе. И мы о том ныне поопасались с сим письмом его, Антона, к вам послать потому, что от неправедных бывших наших старшин Кубанцы многие сиры и разорены….. А ныне на реке у нас Казаков в едином согласии тысяч со сто и больше, а наперед что будет, про то Бог весть, потому что многие русские люди бегут к нам на Дон денно и нощ­но с женами и детьми от изгона царя….» В конце письма просят ничего не рассказывать о своей переписке с Доном ни­каким русским людям, если бы они там оказались. Это значит, что среди Кубанских Каза­ков обычно русских не бы­ло, а их общины состояли из людей, которые знали, «как жили и наперед сего старые Казаки».
«Кубанские казаки как некогда в Золотой Орде, сохра­няли веру отцов, не платили налогов, жили по своим обы­чаям с выборными атаманами, могли заниматься добы­чей нефти, скотоводством и рыболовством». Когда турки оставили Тамань то Москва усилила попытки взять их под свою власть. Че­рез шесть лет после ухода турок, в августе ме­сяце 1783 г., после жестоких боев с полками Суворова, они всем Войском отошли к Анапе. Там собралась и их сильная морская флотилия. 18 сентября на думбасах и морских чайках отплыли Кубанские казаки к берегам малой Азии и поселились в закрытых недоступных поселениях Тибета, но не все, часть семей осталась среди горцев и смешалась с Адыгейцами. Оставшимся пришлось смириться с неизбежностью и склонить головы перед Русской царицей. Через девять лет в 1792 г. пустое место, ушедшего с Кубани Великого Войска Ку­банского заняли лояльные царскому правительству бывшие Запорожские Казаки, названные теперь Черноморскими. Древняя Земля Касак, покрылась десятками новых казачьих поселений с названиями прежних запо­рожских куреней. А в 1794 г. к ним на по­мощь принудительно были переселены Казаки с Дона. Так началась уже современная история…..

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: , , , , ,

5 комментариев на “Хронограф Казачей жизни”

  1. welemudr сказал:

    Древняя Земля Касак желает чтобы потомки знали историческую правду.

  2. starover сказал:

    Жизнь нам подбрасывает все новые сюрпризы, она учит что правда всегда найдет себе путь даже через века.

  3. welemudr сказал:

  4. Randallemach сказал:

    Исполнить желание Именно на нашей странице

  5. LarryPaP сказал:

    Все наверное так и было