В чём особенность египетской вышивки из музея искусств Востока Оксфордского университета? В египетских экспонатах и структура построения композиции, и узорообразующие знаки, и образы поразительно похожи на узорочье Русского Севера, где оно обычно украшает праздничные обрядовые полотенца, свадебные подзоры на кровать, узорные пояса, подолы и оплечья рубах.
Узорное наследие прабабушек
Многие горожане уверены, что жители малых деревень обделены культурной жизнью и живут на обочине цивилизации. Но с тех пор как мы переехали из города в деревню прадедов на берегу Северной Двины, — всё самое интересное в моей жизни только началось. У меня появилась «машина времени» — старинный ткацкий стан и я начала осваивать ткачество. А для того чтобы ткать я рассматривала старинные образцы и фотографировала сохранившееся наследие наших далёких прабабушек, живших в позапрошлом веке. Что за узоры передали нам прабабушки, из какой глубины веков эти знаки, какую мысль вложили в них? Долго я искала ответы на эти не простые вопросы.
Узорные вещи на Русском Севере бережно хранят в заветных сундуках и передают от матери к дочери из рук в руки как драгоценности. Старшие наставницы строго следили за сохранением искони, чтоб никакая ошибка или произвольное искажение не вкрались в работы молодых рукодельниц. Создавая новое, узор берут со старых предметов, благодаря чему он передаётся без изменений веками.
Ученым известно, что древнейшие находки предметов с геометрическими орнаментами датируются многими тысячами лет до нашей эры.
И вот как-то в ленте новостей встретились снимки древних полуистлевших тканей с очень знакомыми геометрическими орнаментами, но не нашими — из Египта. Всё собрание старинной вышивки оказалось опубликованным на сайте музея искусств Востока Оксфордского университета. В начале 20 века английский египтолог Перси Ньюберри собрал в Каире более 1000 фрагментов древних вышивок и передал в дар музею Ашмолиан (музей искусств Востока) своё собрание. Коллекция представляет собой части одежды и узорных тканей разного назначения и разной степени сохранности. В 1984 году Музей впервые открыл для изучения эту коллекцию вышивок. В результате исследования проведенного радиоуглеродным методом выяснено, что время происхождения тканей покрывает период от 400 — 1500 лет нашей эры.
Мы решили выяснить для себя историческое место нашей родовой деревни в контексте мировой культуры и провели первичное исследование, сопоставив снимки.
В египетских экспонатах многое показалось очень знакомым: и структура построения композиции, и узорообразующие знаки, и образы, и даже верхние каёмочки праставок. Всё это узорочье широко известно у нас на Русском Севере и обычно украшает праздничные обрядовые полотенца, свадебные подзоры на кровать, узорные пояса, подолы и оплечья рубах.
О различиях нужно сказать следующее: наши узоры выполнены нитями красного цвета в технике браного ткачества на домашнем ткацком стане. Египетские узоры вышиты шёлковой нитью синего, зелёного, коричневого, редко красного цвета. Но в обоих случаях использовалась льняная ткань полотняного переплетения.
Всем, кто по роду своей работы или личного интереса, исследует нашу русскую и египетскую историю, традиционную народную культуру, ткани, знаковые системы передачи информации предлагаю познакомиться с узорным наследием северных великорусов и египетским узорочьем коллекции Перси Ньюберри из Ашмолиан музея.
С интересом и благодарностью приму к сведению ваши мнения, гипотезы, встречные исследования на эту тему.
Какие выводы из этого можно сделать? За ответом мы обратились к начальнику ОНИР Смольного института Российской Академии Образования, кандидату культурологи, действительному члену Петровской Академии науки и искусств, члену Русского Географического общества, уважаемому исследователю русской народной культуры Павлу Ивановичу Кутенкову: «Каким образом оценивать обнаруженные идентичности и близкую родственность узорочья египетских и северных великорусских тканей, выявленную в ходе первичных исследований? Наша позиция здесь состоит в следующем. Мы признаём возникновение каких-либо идентичных единичных знаков в каждой культуре, у каждого народа – самостоятельно. Это очевидные явления. Вместе с тем, обнаруженные идентичности и схожести столь точны по мелочам и столь множественны по количеству обнаруженных явлений, что в совокупности со способами получения узоров, цвета узоров, ткани носителя узоров – всё вместе указывают на их возникновение из единого истока. По нашим данным ими могут быть древнейшие славяно-арийские культурные корни. При этом наибольшая древность узорочья сохранена в тканях Русского Севера».
Выводы
Первичные исследования открыли ранее неизвестное родство узорочья восточных славян, в частности северных великорусов, и древнего и средневекового Египта, что служит прямым указанием на древнейшие истоки обеих культур.
Необходимы дальнейшие исследования узорных египетских тканей и тканей народной культуры восточных славян. Целесообразно вести исследование с использованием собраний тканей государственных музеев России, Египта, Сирии, Ирана и других стран, где могут находиться объекты исследования.
Автор: Филиппова Галина Николаевна, 2019 г.
Источник
23 декабря, 2019 - 7:48 дп
В египетских экспонатах и структура построения композиции, и узорообразующие знаки, и образы поразительно похожи на узорочье Русского Севера
23 декабря, 2019 - 8:14 дп
Наши создали державу Египет так что нечего удивляться
23 декабря, 2019 - 8:20 дп
Первые династии фараонов были наши предки.
23 декабря, 2019 - 8:35 дп
Наши наследили везде
23 декабря, 2019 - 9:41 дп