Велемудр » Blog Archive » Радогощь. Маросни дни

Радогощь. Маросни дни

Опубликовал: welemudr     Категория: Праздники

9 января 2020 года славяне  отмечают праздник Родогощь (Чуров-Щуров день, Бабьи каши)! В этот день роды вспоминают своих Предков Чуров-Щуров–пращуров и Бога Перуна, который освободил их в древние времена из Пекельных миров, куда они попали обманом через врата междумирья. Считалось, что после освобождения наших предков завлеченных в Пекло, они гостили у своих родичей на земле, а потом отправлялись в высшие миры Слави, для дальнейшего развития. Поэтому этот день так  и называли «Родогощь», это когда члены нашего Рода и сам Бог Перун приходят к нам в гости.

      В этот праздник почитали ещё и Бога Велеса с его супругой Макошью, потому что согласно Ведических представлений именно они отвечали за сопровождение людских душ из Мира в Мир во время смерти (Смены Мерности) и рождения. «Велесова книга» об этом говорит так:

По поводу смерти — «А в ночи Велес (славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (так называется Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм ) его, которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми. Тот Велес учил праотцов наших землю пахать и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп у огнища, и чтить его как Отца Божьего.»

По поводу рождения — «Велес- книгу эту посвящаем Богу нашему, который есть наше прибежище и сила. В былые времена был муж, и был он благ и праведен и звался Отцом Тавром (он был родоначальником славянского рода Тавров, в честь них был назван полуостров, где они проживали Таврида, ныне Крым). Тот муж имел жену и двух дочерей, скот, коров, и много овец. С ними он был в степях, и однажды не имея продолжения рода, и мужей для дочерей своих, и о том просил Богов, чтобы род его продлился и не пресекся. И Даждьбог  услышал мольбу ту, и по мольбе дал ему просимое (мужей для дочерей, Даждьбог покровитель свадеб), потому как тому уже был срок (замужеству). И грядут мужи онные и сбывается ворожба и все ясно. А тут и бог Велес отрока несет (то есть родила жена Тавру сына, для продолжения рода, то есть Велес сопроводил новую душу в наш мир). К нему грядем и имеем Богов наших и речем им хвалу: «Будьте благословенны вожди, ныне и присно и от века до века.» Провозглашено сие было кудесниками, и прочь они пошли, чтоб назад вернуться (обряд рождения и замужества проводился Кудесниками)».

Но есть в нашей вселенной силы которые препятствуют нормальному развитию душ и их олицетворяют Кощеи. С ними идет постоянная борьба светлых богов. Велес так же участвует в этой борьбе и естественно одерживает победы.  Поэтому на Родогощь отмечался еще и день победы Бога Велеса над Кощеем (который препятствовал нормальному развитию и движению людских душ). Так же в этот день почиталась его супруга Макошь покровительница родов и судеб. После принятия христианства Макощь превратилась в Параскею Пятницу, а праздник посвященный ей стал называться в народе «Бабьи каши».

Празднование Родогоща болгарами-помаками.

МАРОСНИ ДНИ

       «Издавая первую книгу древних булгарских  народних песен под заглавием  «Веда Словена» (Стефан И. Веркович. Белград 1874г.) я не надеялся, что буду впоследствии иметь счастье открыть и собрать в Родопских горах гораздо более богатое сокровище памятников  древней славянской народной культуры. Неизвестных авторов, в неизвестной стране Македонии и ещё менее известных времён.  В этом втором томе находятся исключительно обрядные песни, разделяющияся на двадцать один разных праздников, и заключающие в себе до 15000 стихов, вследствие чего этот том далеко более объёмистый, чем первый….

     Наконец, мне кажется необходимим указать, что песни этого тома собраны мною из уст Помаков — или мусульманских Болгар (Волгар) — и ни одна от христиан. Они собраны по базарам Македонии и Фракии, а  именно:  Песня 1. «О Колядове — дне» получена от певца Эхя-ага из селения Селче Татар- 11. «О Маросных – днях» получена от певца Хасима из села Чавдорли Татар.. .Все эти песни списаны из уст народа по базарам моим другом Гологановым»     (Ст.И. Веркович  С.-Петербург 1 Мая 1881 г.)

    Обрядовые песни о Маросних днях из второго тома книги С. Верковича » Веда Словена»

   Одно время наши  деды  от Коляды  до Щурува –дня (или как называют этот праздник  в Сибирской и Беларусской традиции  «Радогоща»,  то есть поминания  умерших предков пра-щуров,  после которого наступал  зимний день бога Перуна),  праздновали «Маросни-дни» (во время этих дней согласно преданий Бог Перун отправлял назад в Пекло нечисть, которая  проникла  на землю во время  освобождения этим  богом душ людей завлеченных  в Пекло обманом). Тогда веровали, что по капищам  ходили  Юды, которых  направляли Боги,  чтоб  прощали они людей за  всякое зло. За это во всяком  селе,  капище  и доме в Коле (круге) приносили требу,  которую совершала  незамужняя  девушка, не познавшая мужчину,  и пелась следующая  песня :

                                                                         ПЕСНЯ 1

Боже,  кому ты, Боже, показался, кому ты услужил?  Сива (Сивый то есть Белесый, Белый, в Индии его имя произносится ка Шива) Бог  (по ведической традиции  это  суровый  Бог   который  наказывал  грешников, но в тоже время позволял им   исправится и продолжить  путь восхождения  души,  возможно это одно из имен бога Перуна) разлютовался. Вскочил на своего коня и полетел. Крылья у него, как лютые змеи а на руке его золотой браслет да  посеребренный.  Он  слетал на поле  да  на гору  и  шел он от града ко граду,  от села  к селу, от дома к дому,  но его не почитали там,  и тогда  пускал он лютую змею,  в дома  грешников, а со змеёй и злых крыс,  да  ещё тараканов немало. Ведь  люди  Сиву(Шиву) достаточно рассердили.  Увидела его Дурга Юда  Самовила  и она ему просьбу  проговорила:  « Боже мой, Сива (Шива)  мой!  Довольно тебе сердиться,  довольно тебе распаляться.  Я тебя посылаю к моим сестрам  девяти  Юдам   самовилам.  Они тебе, Боже, жертву воздают и славят.  В дома  к людям не залетают, и не бросают им  лютую змею, а  со змеёй злых крыс. Ты Боже,  согласен,  чтоб наступил  Личень (праздничный)  день,  Щуров день (когда вся нечисть уходит с земли, в Темную Навь (Пекло), а души Пращуров  уходят в Светлую Навь (Славь))? Тогда в дом  к людям зайди,  а с тобой  зайдет Жива Юда Самовила. Она принесет в золотой чаше сурьяную воду осуренную,  в дома, чтобы были  все живы и здоровы,  а там где тебе, Боже, жертву в коло (в круге) не воздали и  не почитали,   сидит там  лютая змея  и злые крысы,  да и тараканов не мало.  И Когда придет Личень день  Сурвака (Щуров -Радогошь) день,  то  в дом к людям, жертвы не сотворявшим  ты  не заходи.  Убежала от них и Жива Юда  Самовила. Не принесла  она им в золотой чаше, воду,  осуренную ледяную.  И в доме  такого человека  поселилась хворь.  Больна  его первая любовь (жена)  и малые дети.

     Когда воздавали жертву  девушка при этом напевала горную(возвышенную) песню, а после запевала следующую песню.

                                                                          ПЕСНЯ 2

    Слетал Сива  (Шива)  на гору   да  на пригорки и  нашла там  его Дурга Юда  Самовила, и  его усмиряла, укращала: «Да не летай ты сейчас на поле во град,  и во село».  И садился тогда он под дерево  в шатре, и поджидал личень день, да  всё Щуров день (Радогошь), когда  сойдет Жива Юда  самовила,   чтоб пройти по всем полям   городам и сёлам.  Ходили  перед  этим с ними по земле все девять сестер,  девять Юд самовил,  но в село они не входили  во дворы не заходили,   и  не бросали лютую змию,  а  с ней   злых храмцов(тараканов). Ведь там все люди жертвы воздавали,  и  все Бога славили,  все   дни до праздничного дня,  всё Сурвак (Родогоща) дня. И  посде этого Сива Бог — на горе седлал коня летучего, шестикрылого.  Метнул он тут лютых змей и  лютых гадов (и отправил их назад в Пекло).  И  Живу Юду Самовилу он призывает,  чтоб принесла она  добрым людям  золотую чашу, а  в чаше святую воду,  освященную,  а  кто   воды  той во двор  не  наберет  то  здоровье  тогда не обретет.

Когда готовили трапезу, девушка пела следующую песню:

                                                                        ПЕСНЯ 3

        Хвала тебе, Юда,   Дурга Самовила!  Как  тут Сива (Шива) сходил  на гору, да  на пригорки, и  тут уж он разгневался,   рассердился,  седлал он лютого коня,  и  змеями  все опоясался, потому что Дурге некоторые  люди не молились,  и  выезжал он тогда на поле  да в город,  и   в село, и  дворы он эти похренил.  А потом   девять Юд Самовил пришли,  но в город и  в село они не сошли, а с  горы увидели и  узрели,  что  многие для Бога жертву  воздали  и требу живой птицей  ему отдали (отпустили на свободу). И  Юды на этих людей не разгневались  и  люту змию не бросили,  с гадами  и  злыми храмцами (тараканами).   И  теперь  мы (кто обряды совершал) всех  угощаем и  тебя, Дурга Юда, мы славим  тебе  мы  песни поём, чтоб ты Бога умалила и нас защитила.  С того и правило пошло:  «Моросные дни суть злыдневы.» (потому что в эту пору по земле бродит нечисть вырвавшаяся из Пекла)  На них жены  на гору идут  и  там они дерево секут и лозу к празднику  готовят,  мужья  их в это время  стада берегут.  А когда праздник настает   невеста не познавшая мужчину жертву Богам воздает,  черную птицу  отдает (отпускает), да на  столе  трапезу  во дворе  накрывает, и всех на неё созывает. И те кто на трапезе  той  сидят, если Живу Юду не прославят  то  Бог тут  же разгневается,  и не  пошлёт к ним   Юду Самовилу, и не прыснет  она  на них светлой водой,  осуренной   и тогда нету жизни во дворе,  нет здоровья нигде.

              Когда  весталки  приготовят к проводам птицу-кукушку,  служительница капища  отпускала  её на свободу,  а другие жены махали улетевшей птице  вслед,  потом  собирались  женщины из трех капищ в одно, три  девушки ставили  трапезу  и пели следующую песню:

                                                                      ПЕСНЯ 4

Как наступал Коляда,  а после него  наступали Маросные дни, и пока они не миновали  Сива Бог  был на горе, да  на пригорках,  и  садился он под дерево, да в  шатер.  И ездил  на летучем коне шестикрылом  до самого  личень дня,  Щурова дня (изгонял нечисть обратно в Пекло). Но ждёт пождёт его Жива Юда Самовила, чтоб   сойти  ей с небес и  не  может она  сойти, и  тогда  заплакала,  закликала,  и  к Богу запечалилась:  «Ой, Боже Сива   наступает твой личень день,  (после Родогоща наступает Зимний день Бога Перуна),   ты пошли Злотую Майку (Златогорку), чтобы сошла  она  на гору,  и  меня надо на землю снести,  на поле,  в  города , да  во сёла,  чтоб прыснуть мне на всех  светлой водой, осуренной .  Так как же, Боже, мне с небес сойти?  Осталась,  я  в высоте, на небесах».  И  Юда плачем всё плачет,  и услышал её Сива Бог,  и  пытает Дургу Юду, самовилу:  «Ой, Дурга , что ныне сделалось, что  сотворилось?  Уже наступил личень день, Щуров день , а  Жива Юда самовила не сходит на поле, да в города, и  сёла,  чтоб попрыскать светлой водой,  осуренной ».  Дурга ему ответ держит:  «Ой, Боже Сива,  в руке твоей золотой посох,  и в гору  посох метни,  чтоб достало до  небес, тут  и сойдет Жива Юда,  самовила  под дерево, на гору,  да на бел кладенец,   чтоб омыть золотую чашу,  и наточить светлой воды».  И  Сива Бог,  как держал золотой посох,  так  и метнул его в гору,  где протекал бел кладенец,  от того  вода полилась,  и  собралось три прудика. Увидела   это Жива Юда  Самовила,  и с небес сходила.  Правой ногой на дерево ступала  в бел кладенце чашу омывала. Наточила светлой воды,  и  Сиве слово говорит:  «Ой, Боже Сива, сходи ты, Боже, слетай, на поле,  в  города и  сёла. Уж наступил твой личень день. И  тебе жертвы все воздают и  тебя все мольбой молят,  чтоб ты сошел к ним во дворы  и меня чтоб ты послал, попрыскать светлой водой, чтоб жили все во здравице  да  целый год  до следующего Сурвак дня».  И Сива такой ответ держит:  «Юда Жива самовила,  теперь сойду я  и пройдусь, где славили  Дургу Юду  Самовилу,   где ей жертву воздавали,   черну птицу, отдавали  и её хвальбою хвалили,  чтобы меня усмирила,  укротила,  и слала своих девять сестер,  только туда  где  жертву воздают. Ты  пороси на них светлой водой, чтоб жили они во здоровьице,  да целый  год до Сурвак дня,  а где жертва  не воздается  ты не роси светлой водой,  священной – и тогда  Разгневаются девять сестер Юд и  пустят лютую змию, да  люта гада,  во двор тому кто обряд не совершал, требы не давал, а со змеёю злых храмцов, и там целый год  будут Маросны  дни всё злыдневы дни»

       После угощений, в последний  день Маросных дней, утром наступал  Сурвак день,  Выходили юноши и девушки на одно широкое место, играли хоровод и пели следующую песню:

Песня 5.

Ой, Сива, на горе, под деревом, во шатре, сидел он там уж три дня (от Родогоща до зимнего дня Перуна три дня)  и  посылал Живу Юду, самовилу, а в руке её золотая чаша, а в чаше святая вода, осуренная  и  сойдет она на поле, в города, и  сёла  где жертва не воздавалась  черная птица не отдавалась. Там гневятся девять сестер  Юд  Самовил. Пускали  они  лютую змию,  люта гада,  а со змеями злых храмцов, и куда зашли девять сестер,  туда  Жива Юда не слетит,  а  лиш придет в наши грады,  и наши дворы, исходит всё да окропит  святою водой  священою,  чтоб были живы мы и  здоровы, целый год,  до следующего Сурвак дня.

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: , ,

5 комментариев на “Радогощь. Маросни дни”

  1. welemudr сказал:

    В этот день роды вспоминают своих Предков Чуров-Щуров–пращуров, Бога Перуна и Бога Велеса.

  2. Vesta сказал:

    Маросни дни это дни поминания умерших.

  3. starover сказал:

    Надо помнить наследие предков.

  4. zlata сказал:

    Почитание богов и предков очень важно для собственного дыижения вперед

  5. welemudr сказал: