Наши предки славяне были солнцепоклонниками и поэтому самые сокровенные праздники у них связаны с этим небесным светилом. В «Велесовой книге» сказано:
«…Яко идут с трех концов Святы (праздники), откуда Святы приходят до нас. И то Свято первый – Коляда, и другой Ярь и Красная Гора, и Овсень великий и малый. И идут те святы яко ж муж идущий от города до села огнищанского, и кием (посохом) землю меряет. Грядет от нас до них и от них до нас…»
Мы видим что особо нашими предками выделены четыре праздника.
Первый Коляда — День бога Коляды. Этот праздник отмечался на день зимнего солнцестояния, само название говорит об этом, ведь «Кол» это малый круг (в отличии от «ХОРО» — большой круг) и его численное значение равно единице (кол), то есть это начало нового молодого солнца.
Второй праздник Ярь. День бога Яра (Ярилы). Этот праздник отмечался в день весеннего равноденствия, когда оплодотворяющая землю мужская энергия «Яр» изливалась от нашего светила (отсюда и Яровые культуры, то есть посаженные весной) на землю с особой силой.
Третий праздник «Красная Гора». День бога Хорса. «Красная гора» говорит о том что солнце находится в своей самой высшей точке (на горе), то есть это день летнего солнцестояния. Солнечный круг сейчас максимален, то есть он есть «Хоро» (отсюда и Хоромы, и Хор, и хоровод).
Четвертый праздник Овсень. День бога Овсеня. Отмечался в день осеннего равноденствия, когда солнечный свет осенялся (затемнялся, прикрывался). Тогда уже был собран урожай и начиналась подготовка к зиме.
С принятием на Руси христианства, упоминать имена древних Богов было запрещено и праздник весеннего равноденствия(начало астрономической весны) в разных регионах в народе стал назывался по разному. У одних он стал Комоедицей, это от того что просыпавшимся от зимней спячки медведям (Комам) славяне оставляли в лесу угощения — испеченные блины. Отсюда пошло и выражение Первый блин Комам (медведям). В других местностях он стал зваться Масленница или Сырный. Это от того что в это время происходил отел коров, коз, овец и скотоводы получали первое самое жирное молоко, которое называлось молозиво. Из него делали самое лучшее масло и сыры. Но как бы праздник не назывался, его объединяло одно — везде сохранились древние ведические съедобные символы солнца, непременно использующиеся в ритуалах, это блины и ватрушки. Так же сохранился сценарий обряда сжигания соломенного чучела надоевшей Зимы.
Как уже было сказано в ведические времена этот праздник отмечался в одно и тоже время, в дни весеннего равноденствия 21-22 марта по современному календарю. С принятием христианства Масленница стала попадать на христианский Великий пост, когда нельзя есть жирную и молочную пищу. Что противоречило самой сути праздника и его стали отмечать перед самым постом, а так как христианский пост наступает в зависимости от лунного календаря в разное время, то и Масленица стала отмечаться каждый год в разные числа, что абсолютно не верно (ведь она по своей сути должна быть привязана к солнцу, а не к луне).
А в дни весеннего равноденствия в христианстве отмечают праздник почтения памяти сорока мучеников Севастийских (отмечается 22 марта, а по старому стилю – 9 марта, а в исламе в это время празднуют Навруз).
Но наш народ не забыл что 22 марта это прежде всего солнечный праздник, что в этот день зима кончается, а весна начинается. День с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие) и назвали этот день по своему Сороки или Жаворонками (куликами, тетёрками). Также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.
В народе этот день всегда считался днем встречи весны, одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки.
На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам. (В других регионах ребятня съедала, головы от выпеченых фигур, а тела отдавали скоту, что бы был хороший приплод).
У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.
Приметы
-
На Сороки день с ночью мерится, равняется.
-
Во что Сороки, во то и Петровки.
-
Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
-
Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
-
Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
-
Слышится гром – к голодному году.
-
Теплый ветер сулит дождливое лето.
-
Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
-
Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.
И так Ярь (Жаворонки, Сороки, Комоедица, Масленица, Сырный) это солнечный праздник наших древних славянских предков, он должен всегда оставаться на своем месте (это день весеннего равноденствия) и нужно ежегодно весело отмечать его всеми желающими чтить традиции своих древних предков.
А для примера мы рассмотрим как отмечали этот праздник древние болгары-помаки, на основе информации изложенной в «Ведах Словена» (С. Веркович) изданных в середине 19 века. И так:
ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ. СЫРНЫЙ -ДЕНЬ.
(На Руси этот праздник, как мы видели назывался Масленница, когда в пищу в основном употребляли молочные продукты, сыры, творог, масло и пекли блины. В это время также поминали умерших родственников. До принятия христианства этот древний праздник отмечался на день весеннего равноденствия т.е. 22 марта по современному стилю)
Когда наши деды праздновали Сырный-день, семь девушек отправлялись на гору, где паслись стада всего села, для этого все собирались на горе в одном месте, а девушки пели следующую песню:
Песня 1.
Вот наступил личень день Сырный -день, и вместе с этим днём идёт Сыр — Бог, а с Богом Гора Юда-чабанка. Сошли они на гору, туда, где Нюня удалец, пасёт своё стадо. Там и Сыр Бог был в пещере и Гора Юда на горе, и в десной руке у неё золотая свирель, а в шуйце (левой) золотой посох, и молодцу слово она говорит:«Слушай, Нюня — чабан , -три года ты стадо пасёшь, а стадо ведь уменьшается!» И Нюня заплакал, что стадо не плодится, а только уменьшается, и милость он просит и Богу мольбою молится, обращается к Богу, чтоб когда тот будет службу служить и пить студёную воду, то водой с реки, чтоб прыснул на его стадо, чтоб оно расплодилось. Но Бог мольбы не слушает, рассердился он и разгневался, едва слово проговорил: «Ой, Гора Юда, три года Нюня как на этой горе пасёт стадо, нынче же мой личень день, Сырный –день. Вышли Юды Самовилы на ту гору и нашли чабана Нюню, попросили у него молодое ягня, а он им не дал, просили свежего молока, и того не дал! И Юды жертву мне не воздают, и свежее молоко не пьют, нет больше Сырнаго — дня. Свежее молоко не сырили, и не брали в гору зеленую». Пошли тогда Юды Самовилы на поле и там другого молодца нашли, что пасёт стадо в триста овец и Юды ему говорят: «Ой, ли удал молодец- чабан, знаешь ли ты, или не знаешь? По утру будет личень день, Сырный –день. Для Бога мы жертву воздаем, и тебя мольбою мы молим, чтоб дал нам молодое ягня и свежего молока. Сыро Бога мы попросим чтоб расплодил он твое стадо. Триста овец теперь пасёшь ты, а будешь три тысячи пасти.» Младой чабан ответ держит: «Ой, Юды самовилы, у меня лишь одно молодое ягня, и его для жертвы отдаю-отпускаю я, в личень день, да Сырный -день, чтоб пошли вы на гору, да во пещеру, а я остаюсь на поле, и для Бога жертву не воздаю, не для меня тот личень день. Когда старец меня послал, чтоб пас его стадо, то клятвою меня заклинал. Что когда будет личень день, да Сырный -день, чтоб молодого ягня я в жертву принес, а если то не сотворю то свежее молоко не ссырю, и уменьшится сильно стадо мое, и тогда не быть мне млад чабаном.» И я пригоню молодого ягня, хотя одно оно в стаде, но за одного Бог девять даст». Юды на это соглашались и чабан просил милости, чтоб на стадо воды прыснули и чтоб оно стало в три тысячи! А вот Нюня этого не сделал и на горе жертву не воздал, а убежал с горы и не быть Нюне ведь чабаном. И говорят ему: «Ты, Нюня, милости проси, повыйди на гору, во пещеру, где Юды Самовилы, по утру будут личень день, да Сырный день справлять. Три года стадо у него не плодится, а лишь уменьшается. А если бы дал молодого ягня, то стадо расплодилось бы. Было три тысячи, а стало бы триста тысяч!» Ответ держит чабан Нюня: «Беги, Юда, убегай, вытащу я лютую стрелу, и стрельну прям тебе в сердце, уже и так стадо уменьшилось, а ты ещё берешь молодого ягня.» Рассердилась Гора Юда, разгневалась, и не пошла во пещеру, а играла в золотую свирель, и бросила золотой посох, и его стадо рассыпалось. И чабан Нюня заплакал и ей в ответ говорит :«Сгони Юда, стадо, я поймаю молодого ягня, и надою свежего молока.» А Юда в ответ и говорит: «Даёшь ты мне, или не даёшь, но стадо уже рассыпалось, и счастье будет другому чабану — Кароне.» И подошла Гора Юда, к нему и говорит:«Бог в помощь, чабан Карона! По утру будет личень день Сырный -день, дашь ли ты мне молодого ягня,?» Ответил ей чабан Карона:«Эй, Юда Самовила, дам тебе молодое ягня, и дам двенадцать овнов, пятнистых, ты за меня жертву воздай, чтоб плодилось мое стадо.» Чабан Карона погнал двенадцать овнов, на гору , а с ним пошла Гора Юда, и когда они дошли то Гора прокричала: «Ой, тятя , Сыр Боже, встречай чабана Карону, что гонит молодого ягня. и двенадцать овнов, и несёт свежее молоко, а чабана Нюню накажи, пас он своё стадо, малым числом, и мне не дал молодого ягня! Рассердилась, я и бросила золотой посох и стадо его рассеялось, разбежалось. Потом сходила я на поле, где стадо пасёт чабан Карона и он дал мне молодого ягня а ещё и овнов пятнистых. А теперь мольбою я тятя молю, плоди его стадо.» Сыр Бог в ответ и говорит: «Ой, ты, дева, Гора Юда, что тут рядить, да говорить! Как ты сказала так и будет» И вот прошел Сыров день и чабан Карона на поле, пасёт сильное стадо, три недели стадо пасёт, и стадо его расплодилось, сколько деревьев на горе, столько у него и ягнят. Сошел он на дол в город, да нанял триста чабанов, чтобы пасли свое стадо. Слывёт, Карона, славится, царём стал он на земле. Ой, Сыр Боже, родной наш Боже!
НА СЫРНЫЙ-день.
(от другого певца)
В селе Кочн, сто лет тому назад (от середины 19 века), на Ярилин -день семь девушек ходили на гору, к некой пещере, и воздавали в жертву для Бога одного ягнёнка, после того одна из них тайком уходила в пещеру и оставляла чашу, наполненную водой, а когда выходила из пещеры, пела следующую песню:
Песня 1.
Как крикнет Дева Юда Самовила :«Пойдите, девы, подружки, спуститесь вы на дол, в пещеру. Днесь сходил сюда Сыр Бог, а с ним Гора Юда со свирелью в руке. Встречает Бог удальцов чабанов, и их пытает: «Послушайте, три удальца, знаете ли вы, или не знаете ? Днесь у меня ведь личень день Сырный -день, а вы жертву не воздаете, стадо ваше теперь уменьшится». Три молодца ответ держат: «Мы тебе жертву, Боже, воздаем, и наши сёстры на горе, в пещере, тебе жертву воздают». Засмеялся им в ответ Сыр Бог и с Горой Юдой, вошел во пещеру, и заиграла Гора Юда и поёт, и точит студёную воду с кладенца, чтоб Богу службу служить, и ему мольбою молится, чтоб как выпьет он студёной воды, то в чаше пусть оставит немного. Бог мольбу их услыхал, и оставил студёной воды, а сам на небеса упорхнул. «Войдите вы в пещеру, и скорее чашу найдите!» Услышали это девченки, и вошли они в пещеру, ищут золотую чашу, да не нашли и тогда вошла Юда Самовила и села у бел кладенца под деревом, а там золотая чаша, и она им чашу подаёт, а в ней студёная вода, которую оставил Сыр Бог.
После этого, семь девушек входили в пещеру, и, когда одна из них находила чашу, то уходили они к сельскому стаду, напевая следующую песню:
Песня 2.
Три брата чабана! Где же вы, где. Заприте стадо, чтоб не паслось оно по горе. Сыр Бог подарочек послал, в дар золотую чашу, а в ней студёная вода. С нами идёт Гора Юда, и несёт золотую чашу. Водой вспрыснёт она на стадо, и оно расплодится. Как услыхали три брата, чабана, да заперли стадо, чтоб не паслось оно по горе. Отобрали девять овнов, пятнистих, дождались семи девчат. И в жертву воздают девять овнов, и мольбою молятся: «Гора Юда самавила, сыграй, Юда в свирель, и собери стадо, да подои свежего молока, чтобы наполнить ведерца. Золотую руку в ведёрочки, опусти, чтоб створожить свежий творог, и угости ты подружек. Те подружки наши сёстры и вспрысни студёной водой на стадо, чтоб оно расплодилось, а тебя, Юда мы славим, да прославим!
Когда приходили к стаду, одна из девушек, которая несла чашу и свирель, входила в стадо, и опрыскивала его водой из чашы и доила овец; другие же пели следующую песню:
Песня 3.
Заиграй, Гора Юда Самавила насвиреле, чтоб гора вся ожила. Игру твою услышали птицы и собрались на горе, и больше уже они не порхают, а слушают как она играет и поёт. И собралось стадо, и не пасется больше по горе, и тогда Гора Юда, оставила свирель, вынула золотую чашу, и водой прыснула на стадо и говорила: «Три брата -главные чабаны, стадо ваше три тысячи, а через год будет триста тысяч!» Речь , ещё она не промолвила, как поставила ведёрочки, и доила стадо. Свежее молоко в вёдра льется , и ссырила она творог . Да кликнула же подружек, чтоб угощением угостить. Три дня Юда была на горе и ушла. И вот три брата стадо всё пасут, и ещё года не минуло, как их стадо расплодилось, и стало триста тысяч! И они всё жертву воздают, когда наступит Личень день, да Сырный –день да Ярилин день, и соберутся девочки, родные сёстры, принесут белые калачи, а на калачах свежий творог, и ставят они это на трапезу и угощаются.
А вот какие старинные обряды были на Весеннее Равноденствие на Севере Руси (по материалам «Северной сказки»):
Старинные обряды Комоедицы
Вот Комоедица — неделя празднования, весенних забав до мартовского излома Солнца. В глубь веков уходит особое чествование в это время могучего Велеса. Помимо всего прочего, это звериный Бог — Хозяин. Воплощается Велес в это время в медведя.
Важно на этом праздничном старинном обряде чтить Велеса танцами. Одетые в медвежьи шкуры танцоры изображают появления Хозяина Лесов на общем празднике. Не всегда одевались в медвежью шкуру — можно было малицу выворотить мехом наружу. Маску не одевали, потому как надеть маску — значит натянуть личину навьи. Чтобы сделать лицо неузнаваемым, по- другому поступали. В Лешуконском районе для этого закрывали лицо белым платком. Есть свидетельство, что в деревне Русома на Вашке ряженые медведями ходили по домам и танцевали «медвежью пляску». При этом приговаривали:
— Медвежья пляска не порато баска.
Баска, не баска, а трясёмся.
В Лешуконском и Каргопольском краю пекли обрядовое печенье «козульки», в виде фигурок животных и, по некоторым рассказам, на праздник наряжались козой.
В некоторых деревнях Лешуконского (Ценогоры, Селище) и Холмогорского (Ракула, Курья, Мякурье) районов на Комоедицу в середине деревни жгли костер, в который бросали бочки, туеса со смолой и солому. В деревне Ильино Холмогорского района ребята, когда костер (по-местному — маяк) разгорится, кричали:
—Прощай, Мара-Марушка,
На весну редьки хвост,
Побежала на погост!
Весенние забавы, сожжение соломы на костре, сопровождалось присловьями, похожими на это, в которых Масленица (она же Мара, Морена, Марушка) с прибаутками отправлялась на тот свет. Но, сожжение Масленицы не так часто проводилось на Севере, если сравнивать с югом.
Старинные обряды встречи Весны
Встреча Весны-Лёли, следовавшей за Комоедицей и приходившейся на излом Солнца, включала в себя новые весенние забавы. На Севере вот как веселились: катались на лошадях вдоль деревни или вокруг нее, катались с гор, угощались блинами. В отличие от южных славян, говорят, никогда не проводили кулачные бои и конные ристалища, старинные обряды на другое нацеливались.
Много было старинных обрядов для молодожёнов. А как же! Ведь Ярило и Лёля спускались в то время к людям!
Так, при катании на лошадях парни усаживали понравившихся им девушек на колени. В деревнях на Вашке парни украшали коней, на которых катались, лентами, взятыми из повязок девушек. Повсюду рассказывают, как делали ледяные горы и с них катались все от мала до велика. В мезенских деревнях при этом особое значение придавалось катанию молодоженов — молодых пар, живущих вместе не больше года. При катании с гор с молодоженов снимали шапки и трясли ими в воздухе (отсюда и само название обычая — «трясти шапки») до тех пор, пока молодуха не поцелует мужа. Потом молодые кланялись окружающим и скатывались вместе на санках.
В некоторых деревнях скатывались на шкурах животного. Например, в селе Кимжа Мезенского района рассказывали так: «Мужа приведут к горке, посадят на шкуру. Он шапкой трясет. Жену его выкликают. Она кланяется по сторонам; потом мужа поцелует, и он ее катит с горки».
Вот ещё обычаи с молодоженами в селе Койнас Лешуконского района. Здесь в день излома Солнца жители деревни рядились охотниками и ловили молодок сетями, потом их отдавали молодым мужьям за выкуп. Наряжались не только охотниками, но и медведем, рыбаком, лешим («оденутся в черное, рожки сделают»).
В деревнях Северной Двины также существовал обычай для молодоженов скатываться с горки, но несколько в иной форме и под другим названием. В Холмогорском районе обычай с молодоженами называли «горку мазать»: «первогодние молодые, «горку мазали». Подманят молодых, ножку им подставят, они падают».
Среди весенних забав были и шуточные женитьбы. Жители из села Кулой так сказывают:
— Рядились бывало: мужики — бабой, бабы — мужиками. Лошадь сделают, приведут — она все равно как лошадь… Вот как зайдут с лошадью, так все молодцы в сторону. Просто боялись. Когда лошадь выйдет, маскированные женятся… Им песни поют; они не открываются — лица не открывают. И ты не знаешь, за кого ты замуж вышла… Иная раз пять за праздник женится. Ее опевают. Бывало на Кулой-горе, я видела, так очередь выстраивалась тех, кого женят. Поженят — они уедут, следующих… Потом разнарядятся — люди ведь. Михеевы сыновья хорошо лошадью наряжались…
В гнезде деревень под названием Ракула Холмогорского района главное значение в подобных старинных обрядах придавалось выкупам: «Если денежки заплатишь, хорошо скатишься, а то санки из-под тебя вытащат. Сходные обычаи с молодоженами назывались «солить рыжики на зиму». Как мы теперь понимаем, этот весенний праздник — чествование молодожёнов, в противовес Коляде, который больше являлся праздником неженатой молодёжи.
Метки: весна, равноденствие, Ярь
21 марта, 2020 - 7:54 дп
Наши предки славяне были солнцепоклонниками и поэтому самые сокровенные праздники у них связаны с этим небесным светилом
21 марта, 2020 - 8:03 дп
Обряды сильно отличались в зависимости от региона проживания
21 марта, 2020 - 8:07 дп
С праздником, соотечественники. С пробуждением.
21 марта, 2020 - 8:33 дп
21 марта, 2020 - 8:39 дп
Ярь это активная мужская энергия и сейчас она пробуждается.