Велемудр » Blog Archive » Старинные русские названия частей тела

Старинные русские названия частей тела

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Сейчас они все больше забываются

Помните, как мы в детстве читали стихи и сказки Пушкина и нам периодически попадались разные старинные слова — такие, как персты, очи, ланиты, длани, чело. Тогда казалось, что это такие специально придуманные возвышенные термины для совершенно обычных частей лица и тела. Чтобы придать поэтичности речи, убрать повседневный оттенок.

Многим, кстати, и сейчас кажется, что эти слова именно так и появились на свет — для создания некой торжественной или даже пафосной атмосферы.

Но это не так.

То есть, да, они приобрели подобную функцию в последние столетия. Но изначально это были совершенно обычные слова. Часть из них употреблялась в старославянском языке, часть — в древнерусском (это разные, хотя и родственные языки, если кто не знал).

Позднее они заменились синонимами, но не исчезли окончательно, а приобрели архаичный привкус. Именно эта архаичность и привлекла позже, уже в XVIII — XIX веках, первых русских поэтов, искавших способ как-то украсить свою речь.

Давайте с вами вспомним, что это за слова и какое значение они имели в Древней Руси.

Вежды

Вежды это Веки.  «В те дни, когда уж нет надежд,  А есть одно воспоминанье,  Веселье чуждо наших вежд,  И легче на груди страданье» (Лермонтов). «И вежды старые сомкнуть  Последним, вечным сном желаем» (Баратынский).

Власы

Власы, это  Волосы.» Перед лампадою старик Читает библию. Седые На книгу падают власы» (Пушкин). И на челе тогда моём Власы седые не блистали№ (Лермонтов).

Зеница

Зеница это. Зрачок. » Как зеницу ока беречь кого-что-нибудь» — оберегать тщательно, заботливо. «Открылись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы» (Пушкин). «Немые грозы с вихрем шли,  Блестя порой зеницей вещей» (Блок). «Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась» (Гоголь).

Ланита

Ланит это. Щека. «С невольным пламенем ланит  Украдкой нимфа молодая, Сама себя не понимая,  На фавна иногда глядит» (Пушкин). «Они тебя по ланите, а ты им на радостях всю спину подставишь» (Достоевский). «Ланиты его никогда от стыда не краснели, разве от гнева или пощёчины» (Радищев).

Лик

Лик это Лицо.  «Но бледный лик меняет часто цвет» (Лермонтов). «И плакал я перед тобой,  На лик твой глядя милый» (А. К. Толстой). «Навеки  В душе моей, как чудо, сохранится Твой лёгкий лик, твой воздух несравненный» (Набоков).

Око

Око это Глаз. «Око за око» — о мести. «В мгновение ока» — в один миг, мгновенно, сразу. «Видит око, да зуб неймёт» (посл.). «Тяжелы надгробные плиты  На бессонных очах твоих» (Ахматова). «Вновь твои я вижу очи —  И один твой южный взгляд  Киммерийской грустной ночи  Вдруг рассеял сонный хлад…» (Тютчев). «Вижу очи твои изумрудные,  Светлый облик встает предо мной» (Соловьёв).

Десница и шуя

Сейчас для того, чтобы указать на какую-то конкретную руку, правую или левую, мы должны так и произнести: правая рука, левая рука. А в старину на Руси обходились для этого одним словом. Правая рука звалась десницей, левая – шуей.

Перси и рамена

Звучит, как названия каких-то племен, правда? На самом деле, это старинные названия грудей и плеч. Перси – так могли сказать как про женские груди, так и про мужскую грудь. Рамена – это два плеча. Когда речь заходила об одном, говорили – рамо.

Персты и длани

Эти слова и сейчас еще более-менее на слуху. Мало кто затруднится с ответом на вопрос, что такое персты. Конечно, это пальцы. Этот корень нам встречается в словах «перстень» или «наперсток», которые тесно связаны с пальцами. Что касается длани, то это не что иное как ладонь. Кстати, само слово «ладонь» имеет общее происхождение со словом «длань».

Чрево и чресла

Слово «чрево», означавшее живот, брюхо, тоже не совсем ушло из русского языка. Правда, сейчас оно чаще используется в переносном или в образном смысле. А чресла – это область таза, поясница, крестец. Четкое соответствие подобрать трудно, но примерная локализация понятна.

Глезна

Глезна это Голень. » За ногу торопко влёк по кровавому поприщу боя,  Около глезны, у жил, обвязавши ремнём перевесным» (Гомер. Пер. Гнедича).

Пясть

Пясть это Кулак (часть кисти между запястьем и основными фалангами пальцев). » Уже он вышел из комнаты, как король приказал ему выключить свет, отчего вернулась обратно рука и пясть в перчатке нашарила и повернула выключатель» (Набоков). «Теперь реальным стало только то,  Что можно было взвесить и измерить,  Коснуться пястью, выразить числом» (Волошин).

Пята

Пята эт Пятка, а также ступня. «о пят — об очень длинной, почти до земли одежде или косе. По пятам за кем-нибудь (ходить, гнаться) — следовать за кем-нибудь, не отставая. Под пятой у кого-нибудь — под гнётом, под властью. С головы до пят — полностью, совершенно, целиком. «Грех алчный гонится за мною по пятам»(Пушкин). «Пальто российское до пят.  Калоши по снегу скрипят» (Набоков). Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой» (Достоевский).

Уста

Уста это Губы, рот.  У всех на устах — все говорят, обсуждают. На устах у кого-либо — готов сказать, произнести. Из уст чьих-либо (узнать, услышать) — услышать от кого-нибудь. Из первых уст (узнать, услышать) — непосредственно от того, кто лучше других осведомлён. Из уст в уста передавать — сообщать от одного к другому. В уста чьи-либовложить (слова, мысли) — заставить говорить от себя, от своего имени. Вашими бы устами да мёд пить — хорошо было бы, если бы вы оказались правы, если бы ваши предположения сбылись.  Устами младенца глаголет истина (посл.). » Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!» (Лермонтов). «Она устремила глаза на меня и засмеялась одними устами… без звука» (Тургенев). «У природы на устах коварная улыбка» (Окуджава)

Чело

Чело это Лоб.  Бить челом — (кому-нибудь) низко до земли кланяться; (кому-нибудь) благодарить; (кому-нибудь чем-нибудь) подносить дар, дары; (кому-нибудь) просить о чём-нибудь; (кому-нибудь на кого-нибудь) жаловаться. » Взгляни на милую, когда своё чело  Она пред зеркалом цветами окружает» (Пушкин). «Я снова меж людей явился  С холодным, сумрачным челом» (Лермонтов). «Его лобзание горит на твоём, как мрамор, побледневшем челе!» (Тургенев).

 732 total views,  1 views today

Метки: , ,

6 комментариев на “Старинные русские названия частей тела”

  1. welemudr сказал:

    Нам периодически попадаются разные старинные слова — такие, как персты, очи, ланиты, длани, чело и их значения нужно знать

  2. starover сказал:

    В этом ракурсе интересна ещё и кубанская балачка

  3. zlata сказал:

    Отсюда и запястье, то есть за кулаком.

  4. welemudr сказал:

  5. Strannik сказал:

    А «Лоб» — это макушка на голове.
    «Лобное место» тоже из этой серии.
    «Голгофа» — это тоже лобное место, только на иврите.

  6. Анжелика сказал:

    Велес (или Велис, Вельнис) — исконное божество славян и балтов, связанное с культом мертвых (Fischer 1927; Jacobson 1969; Bruckner 1985: 148-149). Это ясно видно в литовских материалах, проглядывает и в славянских (чешек, «за море к Велесу»). Волос же, «скотий бог», упоминается только с этим функциональным ограничением. Как уже давно предполагалось (Соболевский 1910а: 250-252; Mansikka 1922: 386-393; Lowmianski 1979, 2 wyd. 1986: 105-110), это восточнославянская, с полногласием, переделка имени христианского святого Власия, который у греков и латинян уже очень рано, до проникновения на Русь, а затем не только на Руси, но и по всей Европе считался покровителем скота (Толстой 1995д). Имя Власий в болгарском приобрело форму Влас, а в русских средневековых источниках часто используется в полногласной форме Волос, это хорошо документировано (таким это имя носят и священнослужители). Вот тут-то полное звуковое и смысловое совпадение, и чтобы оно было случайным — крайне маловероятно. А хронология, спроецированная на географию, говорит за путь Власия — Власа — Волоса из Византии и Болгарии на Русь, а не наоборот. Ловмяньский считает, что Волос появился на Руси незадолго до крещения — с христианами-варягами. Но этот культ мог проникнуть к восточным славянам и задолго до крещения Руси — через христиан-готов, а еще вернее — во время славянского нашествия на Балканы, в VI-VII вв., когда славянские массы вторглись на европейскую территорию Византии, наводнили ее, более века жили там, а затем отхлынули назад.

Оставить комментарий