27
Янв
Священный остров в море и почитание Перуна у балтийских славян
Опубликовал: Категория: История-культура-политикаО Рюгене и Руянах написано очень много. Казалось бы, всё, вплоть до мельчайших подробностей, уже известно, сфотографировано и подробно описано. Остров Узедом, находящийся к востоку от Рюгена, с локализуемой на нём легендарной Винетой-Юмной, описываемой, как « самый большой город мира» также не был обойден вниманием историков. А вот полуострову, что находиться к западу от Рюгена мало кто уделял внимание. И правда, местность эта, по сравнением со своими восточными соседями выглядит необжитой пустыней.
Называется этот полуостров сейчас довольно сложным именем — Fischland-Darß-Zingst. Моё внимание привлекло название одного из немногочисленных, миниатюрных населённых пунктов на нём. Wustrow – то есть остров. Довольно странное наименование для поселения, расположенного на суше, не правда ли? Дальнейшие поиски в интернете подтвердили мои догадки. Этот полуостров до XIV в. действительно был настоящим, отделённым небольшим проливом от материка островом. В 1395г. в этом проливе Ганзой было затоплено 3 корабля, с целью отрезать быстро развивающийся город Рыбниц от прямого выхода в море. Цель была достигнута и вскоре и без того неглубокий пролив совершенно обмелел, связав былой остров с материком. Самое интересное в этой истории, что называется эта деревушка Вустровом всего четыре столетия, а до этого упоминалась в исторических документах как Swante Wustrow – Святой Остров! Не подлежит совершенно никакому сомнению, что в былые времена здесь находилась весьма значительная языческая святыня, раз даже сам остров стал священным. В городишке имеется церковь, стоящая на некотором возвышении, напоминающем остатки крепостного вала. Википедия, официальная страница Вустрова и выпущенная к его 775-летию книга, единогласно заявляют что здесь находилось, ни много ни мало – святилище Святовита. Никаких доказательств этому убеждению, они, как это обычно бывает, не приводят. Чтобы прояснить ситуацию, решил съездить туда.
Святой остров оказался весьма похож на Рюген. Такие же скалы у моря, такие же валуны у берегов, такие же дремучие леса. Далее небольшой фотоотчёт.
Святовит, как обычно, тут широко распиарен.
Его именем называют фирмы
и рестораны
Не обошлось, по традиции, и без скульптуры. Вдохновение для неё автор черпал, похоже, на острове Пасхи.
Возвышение, на котором стоит церковь, и на котором предлогают разрушенный храм Святовита действительно бросается в глаза.
Но, зная на опыте, что Святовитом немцы называют всех Богов и идолов западных славян без разбора, доверия всё это не вызвало. Решил провести небольшое расследование на этот счёт и пришёл к совершенно неожиданным для самого себя выводам. В государственной мекленбургской библиотеке нашёл несколько любопытных статей о Святом острове и истории его изучения. Наибольший интерес представляет одна работа, в которой местный исследователь, приведя и сопоставив фольклорные данные и дарительные грамоты городка Вустрова, достаточно подробно аргументирует своё мнение. Переведу дословно лишь одну, самую важную, часть статьи, остальное перескажу вкратце, дабы не растягивать и без того длинный пост.
« Это наименование полностью подтверждает, даже несмотря на отсутствие исторических упоминаний, что здесь к вендские времена стояла языческая святыня и в новое время удалось, безустанными стараниями в области изучения мекленбургских древностей Фридриха Лиша (археолог XIX века) , убедительно подтвердить старое святилище. На широкой, низкой поляне на берегу залива, сегодняшней пристани , находится большой , и сегодня ещё довольно высокий, искусственно нанесённый вал, на котором на протяжении столетий стоит посвящённая святому Йодокусу христианская церковь, очевидно сменившая на том же месте разрушенный после победы христианства языческий храм. Лиш тоже не сомневается в этом, хотя и подчёркивает, что вал построен так же, как и остальные оборонительные валы этой земли, служившие для обороны от вражеских набегов. Но должен обратить Ваше внимание, что вендское население, или хотя бы боеспособная молодёжь, во время войны укрывалась в том числе, и в Храме Святовита, так как последний был достаточно крепок, чтобы выдержать длительную осаду, как это демонстрирует пример Арконы. Это замечание будет решающую роль в нашем исследовании в дальнейшем. Религиозный характер Вустровского вала наглядно подтверждает и народное сказание. По нему, вал был насыпан огромным великаном, при помощи чудесного белого коня. Нет сомнений в том, что священный белый конь Святовита на Рюгене, который так же предсказывал будущее в Ретре во имя Бога и предстающий, одновременно, в немецких сказаниях перевозящим Бога победы Водана, играет огромную роль как на скандинавском севере, так и на германском материке. Храм на священном Вострове был, таким образом, посвящён Святовиту». Wilhelm Gottlieb Beyer : Der Burgwall auf Wustrow und das Gestüt zu Dierhagen
Этот абзац, видимо, и стал поводом для безоговорочной «прописки» здесь Святовита.
Далее автор приводит очень ценные сведения из дарительных грамот на вустровское поселение и, находящуюся через пролив от него, со стороны материка, деревушку Dierhagen. Эти населённые пункты не раз меняли в средневековье своих владельцев, поэтому имеется несколько свидетельств. Исследователь метко подмечает, что во всех в них Святой остров упоминается как Swante Wustrow , и только в папской грамоте просто Wustrow. Римский папа, очевидно, святость острова признавать не хотел. Во всех грамотах упоминается о неком закреплённым за деревней «коневодстве» ( Gestüt ), а в одном говориться именно о табунах лошадей. Развитое коневодство, тем более подтверждаемое древнейшей его формой – содержанием лошадей табунами, автор совершенно справедливо связывает с культом белого коня. Даже само название «Dierhagen», предполагает автор, является немецким переводом славянского «Зверин» и указывает на разведение животных.
Память о культе священного коня сохранилась тут и по сей день. Крыши многих домов украшены «коньками».
Кроме коней встречается так же множество других вариантов украшения крыш. Вот этот напоминает языческий храм в Гросс Радене.
Но вернёмся к нашей статье. От души поблагодарив автора за его труд, позволю себе всё же не согласиться с его выводами.
По мнению этого исследователя, наличие оборонительного вала прямо подтверждает аналогичное Арконе поклонение Святовиту . А между тем, оснований для этого не имеется совершенно никаких. В большинстве известных примеров, храмы и святыни располагались у местных племён именно вне крепостного вала. Исключение Арконы связанно, видимо, с необходимостью защитить, в первую очередь, именно огромные богатства храма, а не сам идол. Да и был ли этот вал оборонитьным? Фридрих Лиш, действительно, стал очевидцем уникального момента, когда в 1869 году старую церковь снесли и стали строить новую. Но всё, что он сообщает – это, что на территории вала им не было обнаружено ни одной находки. Как известно, оборонительные валы у западных славян имели сложную подземную деревянную конструкцию. Здесь же искусственность вала доказывают только нехарактерные для местности и смешанные породы почвы. Что, правда, не помешало уже Лишу объявить это место храмом Святовита ( а кого ж ещё? )на остатках оборонительной крепости.
Следующим аргументом автор представляет отлично им распознанное и подтверждённое наличие культа белого коня. Он пишет «священный белый конь Святовита на Рюгене, который так же предсказывал будущее в Ретре во имя Бога… « и из этого тут же делает вывод – значит храм Святовиту! Но ведь, в упоминаемой им самим Ретре, белый конь был посвящён Радегасту — Сварожичу! То есть, его аргумент как раз подтверждает, что культ белого коня мог быть связан с разными Богами. Такие гадания вообще были широчайше распространёны в балто-славянском мире. Например, у восточных славян засвидетельствован очень похожий, а у балтов так вообще идентичный обычай. При том, что Святовит ни тем, ни другим знаком не был.
Конечно, при самой непосредственной близости и влиянии Рюгена, проще всего сделать такой вывод. Но, к сожалению, исследователь, так подробно разобравший тему с Dierhagenом, совершенно игнорирует следующий факт. Бывший пролив, превратившийся теперь в залив, назывался и по сей день называется ПЕРМИН (Permin)!
Не сложно угадать в этом названии имя Громовержца! А если предположить, что первоначальное название пролива было не Перун, а Перынь, как в случае новгородского святилища, то станет понятным и откуда взялась буква М. Немцы часто заменяли труднопроизносимые для них славянские звуки вроде Ы и Я созвучным слогом – согласной и гласной, как мы это видим в случае СвЯтовит – СвАНтевит. Сами собой находят мысли, что на этой самой возвышенности под церковью стоял не деревянный храм, а что- то похожее на новгородское святилище.
R. Beltz, раскопавший в самом конце позапрошлого столетия возле вустровской церкви поселение каменного века, сообщает о многочисленных найденных тут, помимо других древних орудий труда, наконечников стрел. Уж не Перуна ли это стрелы? Довольно логично было бы установить святилище в месте, где находили кремневые наконечники, считавшиеся его стрелами. Источникhttp://mvdok.lbmv.de/mjbrenderer?id=mvdok_document_00003276
В связи с таким интересным открытием обратим своё внимание на маленький городок находящийся совсем недалеко к востоку от Святого острова, под названием Прон (Prohn).
На его страничке в интернете отлично показана эволюция названия городка.
1240 Perun • 1242 Pyron • 1325 Peron • 1467 to Pron • 1581 Prohn
Как видно, ещё 700 лет назад он так же носил имя Перуна, и, очевидно, так же был священным местом.
То есть, культ Перуна в этих местах редкостью не был. С большой долей вероятности можно соотнести с Перуном и описываемый так же средневековыми хронистами храм Богу, называемому в разных вариантах Прове или Проне, находившийся в столице племени Вагров – Стариграде. Эволюция названия города Прон наглядно показывает, что Проне вполне могло быть немецким произношением Перуна. Так же на этот факт указывает, что храмом служила дубовая роща. Известно, что дуб — неотъемлемый атрибут Перуна. Стоит отметить так же, что Стариград, сегодняшний Oldenburg, так же находился на море и был крупным портом.
История сохранила и разрушение датчанами на Рюгене идолов неким Богам ПОРЕНУТу и ПОРЕВИТу, скорее всего так же связанных или являвшихся Перуном. В Поревите видится параллель с ободритским Прове-Проне, а Поренут мог быть Перуничем.
Интересно, что и Прон и Святой остров являлись, с большой долей вероятности, владениями, либо были вассалами Рюгена. То есть, на землях Руян наблюдаем следущую картину – Перуну посвящено ТРИ святилища, а главному, так полюбившемуся немецким историкам Богу Святовиту всего ОДНО. Так же бросается в глаза, что почетание Перуна находит наибольшее распространение именно на берегу моря, в непосредственной связи с древними центрами мореходства.
Так же в Вустрове вызвали интерес вот этот огромный дуб, посвящённый почему-то немецкому скульптору Ериху Ройтеру
а так же непонятные холмы на побережье
Интересно, проводились ли здесь раскопки?
Исток
22 июля, 2019 - 7:40 пп
История не исчезает бесследно
3 октября, 2019 - 1:09 пп
Слава Перуну
17 марта, 2021 - 4:29 пп
Перун в нашем сердце