Велемудр » Blog Archive » Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов

Опубликовал: welemudr     Категория: Праздники

Традиционно в России праздник Бога Купало празднуют 7 июля.

Некоторые новоделы пытаются сбить нас с толку и навязывают  дату празднования на день летнего солнцестояния, не понимая что это праздник солнечного бога Хорса. Староверы инглинги празднуют этот праздник по своему календарю. В Лето 7528 от С.М.З.Х., Месяца Хейлетъ (Получения Даров Природы), с 6-го на 7-й день. В современном календаре он приходится на 7-8 июля 2020 г.

Праздник Бога Купала до революции 1917 г. праздновался  22 июня (по Юлианскому календарю), а в современное время празднуется, в связи со сдвигом в календарях 7 июля (по Григорианскому календарю), а не в день летнего Солнцестояния.

Сдвиг в числах празднования произошёл тогда, когда после революции в России (Луначарским и Лениным) был принят (современный) Григорианский календарь. Поэтому, из-за отставания Юлианского календаря, от ныне принятого Григорианского, праздник в наше время празднуется с 7 июля.

БОГ КУПАЛА (Купало) – Бог, который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Он Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь. Купала – весёлый и прекрасный Бог, одевающийся в лёгкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитали как Бога тёплого времени Лета, полевых цве­тов и полевых плодов.

Многие Славянские Роды, занимающиеся полевод­ством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами – Перуномъ и Велесомъ. Перед началом жатвы и сбором полевых плодов, в честь Бога Купалы проводился праздник, на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Предкам приносили безкровные жертвы.

На празднике Православные Староверы свои безкровные жертвы и требы бросают в огонь Священного Свастичного Жертвенника, чтобы всё принесённое в жерт­ву появилось на праздничных столах Богов и Предков. После принесения безкровных жертвоприношений от жи­вого огня Священного Свастичного Жертвенника общин­ники зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению рек. При этом на свечу или огневицу, Православные Старове­ры из различных общин наговаривают свои со­кровенные желания или просьбы об избавлении от хворей-болезней, всяческих неудач, различных проблем и т.п. Этот обряд можно объяснить следующим образом. Горящая свеча или огневица освещает просьбу или жела­ние общинников, вода реки запоминает их и, испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания Православных Староверов.

На празднике каждый из Православных Староверов должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов и к началу полевой жатвы. Полное очищение Православных Старове­ров состоит из трех частей:

Первое очищение (Очищение Тела). Каждый присутству­ющий на празднике в День Бога Купала должен омыть своё тело в священных водах (реки, озера, водоёма и т.д.), чтобы смыть с себя усталость и грязь.

Второе очищение (Очищение Души). Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает Душу человека.

Третье очищение (Очищение Духа). Каждый Старовер, присутствующий на празднике в День Бога Купа­ла, а также желающие могут очистить и укрепить свой Дух. Для этого из горящих углей большого костра создают Ог­ненный Круг, по которому Староверы из различ­ных родовых Славянских и Арийских общин ходят боси­ком. Тех желающих, кто впервые решился пройти по уг­лям, дабы очистить и укрепить свой Дух, общинники ве­дут через Огненный Круг за руку.

Этот праздник неразрывно связан и с другим событием древности. В древние времена Бог Перунъ освободил на Кавказе из плена своих сестёр и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (о. Зайсан). Об этом событии также повествуется в пятом клубке Песен Птицы Гамаюн.

В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.

Гимн-Правьславление Богу Купале:

Купала, Бозе наш! Славен и Триславен извечно Буди! Тя все-родно прославляем, на земли наша призываем! Даруешь всяко очищение, для Бозех наша в правьславление! Даруешь родам наша обильну жатву на полях страдных, и полные закрома в хоромах наша. И Тебе мы славу поём ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Гимн Богу Купале:

В святый Денъ Бога Купалы

От великаго и до мала

Собирайтеся, очищайтеся,

Во святой реце во святым огне

Собирайтеся, очищайтеся

Славься Бозе наш Перун,

Славься Птица Гамаюн,

И все Предки наша,

Лада-Матерь наша;

Славься Мудрый Бог-Сварогъ

Да Асгардъ-Светой чертог.

И Небесный Вырий,

Свят текущий Ирий.

Отче Огнь, Мать Вода,

Очищают нас всегда

От нечистого — Силой Чистою.

Во святой реце, Во святым огне,

От нечистого — Силой Чистаю.

Разсветай Перуновъ Цвет,

И даруй нам много лет.

Очищай Купала нас

Во Святой Воде,

Во Святой Земле,

Во Святым Огне.

Слава Богу Купале! (3 раза)

Игры, хороводы и песни на празднике Бога Купалы.

Купала – праздник Любви.  Основная функция Купалы – объединение (купа)  энергий стихий воды, воздуха, огня, и земли. Купальская ночь – космически обусловленное время для встречи суженых, зачатия детей и укрепления семьи на основе взаимопонимания и благосостояния.

В традицию проведения праздника Купала для молодёжи входили хороводы, купальские песни и игры. Большая часть игр направлена на взаимодействие и обмен мужской и женской энергией. В частности, много игр с поцелуями. Целовальные игры в совокупности с народными плясками неслучайно иногда называют секретом семейного счастья…

Дело в том, что такие игры, действительно, помогают выплеснуть лишнюю энергию (в том числе сексуальную), излишнее накопление которой в описываемом возрасте, заметим, в современности приводит молодёжь к откровенному разврату, либо к агрессии и её растрачиванию через нижние центры (чакры). Поэтому, современную молодежь интересуют только инстинкты: есть, спать, оборонятся и совокупляться, а что творится с Родиной и Традицией Предков – им наплевать. А наши Предки в хороводах, в безобидных целовальных играх, удерживали свою энергию на уровне сердечного центра и обучались раскручивать вихри детородной силы, пракачивать каналы надис дистанционно, на уровне био-поля без всякого секса, чтобы в будущем создать добродетельное потомство.

Не менее (а может, и более) важно то, что целовальная игра, как никакая другая, помогает на энергетическом уровне лучше почувствовать «своего» человека при помощи шутливых, ни к чему не обязывающих объятий и поцелуев.

А варианты поведения в играх (выбор девкой определённого парня из хоровода, выбор: целовать – не целовать и т.п.) – прекрасный способ ненавязчиво, без обиды, но очень чётко показать своё отношение к человеку – симпатию-антипатию. Как и большинство игр для других возрастов, традиционные молодёжные игры, также, отличаются большой музыкальностью, ритмичностью, а играющие имеют возможность продемонстрировать свою удаль, ловкость, смекалку.

Целовальные игры для молодёжи.

НА СТУЛЬЧИКЕ. Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:

Сам сижу на стульчике,

Сам сижу на крашеном.

Кто меня любит,

Тот меня скупит.

Кто меня скупит,

Три раз поцелует!

Раз, два, три!

На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

Я НА БОЧКЕ СИЖУ. Внутри хоровода сидит парень (несколько парней/девок), остальные водят хоровод, все поют:

Я на бочке сижу,

Слёзы катятся,

Денег нет ни гроша,

А кушать хочется.

Я сижу-сижу горюю у ракитова куста,

Если кто меня полюбит – тот и выручит меня.

Девки целуют – выручают парней, парни – девок. Если кто-то засиживается нецелованным, то поют:

Ох, никто меня не любит

И никто не выручает,

Я на бочке сижу,

Слёзы катятся…

ПРИЛЕТЕЛИ УТУШКИ. Собираются два круга: мальчики внутри, девушки снаружи, потом меняются (после каждого куплета).

Прилетели утушки,

Сели на долинушке,

Крылышки расставили,

Целовать заставили.

Целуй дружка посреди кружка,

Целуй дружка посреди кружка,

Веди новенького, чернобровенького.

Веди новенького, чернобровенького.

Молодую девушку —

Во кружок поставили,

Во кружок поставили,

Целовать заставили.

Целуй дружка посреди кружка,

Целуй дружка посреди кружка,

Веди новенького, чернобровенького.

Веди новенького, чернобровенького.

Лежит сахар на полу,
Не ленива — подниму.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.
Целуй дружка посреди кружка,
Целуй дружка посреди кружка,
Веди новенького, чернобровенького.
Веди новенького, чернобровенького.
Вот пришел мой дорогой,
Об полати головой,
Целовальщик молодой,
Целовальщик дорогой.
Целуй дружка посреди кружка,
Целуй дружка посреди кружка,
Веди новенького, чернобровенького.
Веди новенького, чернобровенького.

МОСТ МОСТИТЬ.

Становятся друг против друга попарно девушка и парень и держат поднятые руки вверх, вровень с грудью. Пары строятся в один ряд длинной вереницею, и чем она длиннее, тем красивее. Этот ряд называется мост. Избранная пара – девушка и парень начинают мостить его: взявшись за руки, они идут на мнимый мост; первая пара моста поднимает руки, пропускает их. Тут парень оборачивается и целует противоположную ей девицу, а его девица противоположного ей парня; когда обе пары перецелуются, парень заключает свой поцелуй на своей девице. Это взаимное целование называется мост мостить, и оно продолжается через весь длинный ряд: всяк непременно обязан взаимно целовать, иначе это почтётся преступлением против игры. Когда первая пара перецелует весь ряд, тогда она становится на конце и начинает пламенное мощение следующая пара – тем же порядком. Когда все пары перецелуются, тогда уже оканчивается мощение моста. Если кто не успел поцеловать или поцеловал не так, как следовало, с того берут фант, который потом разыгрывается. Но редко бывают фанты, потому что никто не пропускает случая поцеловаться, разве случится как-нибудь нечаянно, по недосмотру, или сама девушка увернётся, за то парня не только наказывают фантом, но и предают общему осмеянию. Большей частью бывает, что снова начинают мостить мост по неимению фантов, ибо с фантами оканчивается игра.

ВОДЯНОЙ. Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Ну-ка выходи,

С нами посиди.

Круг останавливается. Водяной встаёт и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

БОЯРЕ.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идёт вперёд со словами: — Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место: — Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот манёвр со словами: — Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог: — Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то: — Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранную).

— Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

— Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

— Бояре, а мы плеточкой её. Дорогие, а мы плёточкой её.

— Бояре, она плёточки боится. Дорогие, она плёточки боится.

— Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

— Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы к доктору сведём. Дорогие, а мы к доктору сведём.

— Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает: — Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Парень, который выбрал невесту, должен разбежаться и прорвать цепь другой команды. Если ему это удаётся, то он возвращается в свою команду, взяв с собой невесту из первой команды. Если цепь не прорвана, то невеста остаётся в первой команде, то есть не выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

На самом деле в каждом селе отличались слова, а иногда и правила игры. Есть разные варианты текста. И каждый вариант правилен. То же – с хороводами и песнями. Собиратели в экспедициях сами удивлялись, как в соседних сёлах отличаются слова на один и тот же хоровод, или наоборот, слова одни и те же, а рисунки хороводов – разные.

Вот ещё вариант слов этой игры.

БОЯРЕ-КНЯГИНИ. Парни и девушки становятся в две шеренги напротив друг друга. В шеренгах сцепляются локтями (как в кандалах). На первой фразе шеренга движется вперёд, на второй назад. Кто молчит, тот стоит.

Бояре (Б): Княгини, да мы до вас пришли. Молодые, да мы до вас пришли.

Княгини (К): Бояре, да вы зачем пришли? Молодые, да вы зачем пришли?

Б: Княгини, да мы невест смотреть. Молодые, да мы невест смотреть.

К: Бояре, у нас невест-то нет. Молодые, у нас невест-то нет.

Б: Княгини, да есть на возрасте? Молодые, да есть на возрасте?(«Перестарки», те, кого замуж не выдают уже).

К: Бояре, да недоросточки. Молодые, да недоросточки. (Те, кого нельзя ещё).

Б: Княгини, да переросточки. Молодые, да переросточки. (Типа, как раз).

К: Бояре, да покажите жениха. Молодые, да покажите жениха.

Б: Княгини, да это что ли не жених. Молодые, да это что ли не жених (выходит, тот, кого выбрали женихом, потом присоединяется к своей шеренге).

К: Бояре, да покажите нам (слово). Молодые, да покажите нам(слово). Здесь девушки требуют показать любое слово «изба», «часы». Суть в том, чтобы парни доказали, что жених – стоящий. Последнее слово, которое обозначает конец придиркам — «сапоги».

Б: Княгини, а это что ли не (слово). Молодые, а это что ли не(слово). Парни показывают любыми способами требуемое слово и доказывают состоятельность жениха.

К: Бояре, да покажите сапоги. Молодые, да покажите сапоги.

Б: Княгини, а это вам не сапоги? Молодые, а это вам не сапоги?

К: Бояре, сапоги-то без подошв. Молодые, сапоги-то без подошв.

Б: Княгини, да заплатите за конфуз. Молодые, да заплатите за конфуз.

К: Бояре, да вам которая мила? Молодые, да вам которая мила?

Б: Княгини, да нам вон (имя) мила. Молодые, да нам вон (имя) мила.

К: Бояре, да мы её не отдадим (а она дурочка у нас). Молодые, да мы её не отдадим (а она дурочка у нас).

Б: Княгини, да мы придём и заберём. Молодые, да мы придём и заберём.

Парни пытаются забрать названную девушку, а Княгини её защищают. Если забрали, то ставят в свою шеренгу вместе с женихом. Дальше мотив меняется.

Б: В нашем полку прибыло, прибыло. Ой, дид-ладу, прибыло, прибыло.

К: В нашем полку убыло, убыло. Ой, дид-ладу, убыло, убыло.

Б: В нашем полку плясали, плясали. Ой, дид-ладу, плясали, плясали.

К: В нашем полку плакали, плакали. Ой, дид-ладу, плакали, плакали.

Б: В нашем полку мак цветёт, мак цветёт. Ой, дид-ладу, мак цветёт, мак цветёт.

К: В нашем полку грязь черна, грязь черна. Ой, дид ладу, грязь черна, грязь черна.

Б: В нашем полку пиво пьют, пиво пьют. Ой, дид-ладу, пиво пьют, пиво пьют.

К: В нашем полку слёзы льют, слёзы льют. Ой, дид-ладу, слёзы льют, слёзы льют.

СТОЯТЬ ЗОРЬКА.

Играют мужчины и женщины. Женщины – Зорька, мужчины – за ними следят. Все становятся в круг. Каждый мужчина стоит сзади своей девушки. Руки свободно опущены. Женщины переглядываются друг с дружкой, их задача поменяться местами с той, с кем они переморгнулись. А задача мужчины не дать девушке убежать. Он должен поймать её за плечи и удержать.

Есть ещё традиционные игры, соответствующие характеру праздника Купала: Матрёшка, Поводырь, Платочек, Селезень и утка, Золотые ворота и т.д. Их описание читайте в статье «Традиционные игры, хороводы и молодецкие забавы на Великдень – Масленицу».

Игры для детей и подростков.

Хвосты.

Играют парами. Каждый из игроков получает верёвку одинаковой длины с соперником. Верёвка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за всё, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.

Горелки.

Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встаёт впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.Глянь на небо —

Птички летят.
Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги!!!

Другой вариант:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая её с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмётся за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встаёт в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

У медведя во бору.

Выбирают одного «медведем». Очерчивают два круга. Однин – место для «медведя», другой — «дом» для остальных участников. Все выходят из дома со словами:

У медведя во бору —

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит —

И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбегает из «берлоги», а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Салки («Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.).

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодёжью и взрослыми. Количество участников — от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего — «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я — салка!» — и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я — салка»! Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определённого конца.

Разновидности «Салок»:

  • «Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

  • Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

  • Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку»! Если кто-либо из товарищей возьмётся с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится ещё игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

  • «Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

Песни, исполняемые на празднике Бога Купалы.

КУПАЛА.

Жарким пламенем костры – Ой, Купала, ой, Купала!

Силой Солнца зажжены – Ой, Купала, ой, Купала!

Ходим, водим хоровод – Ой, Купала, ой, Купала!

С песнями по Солнцу ход – Ой, Купала, ой, Купала!

Ищем огненный цветок – Ой, Купала, ой, Купала!

Чтобы в жизни нам помог – Ой, Купала, ой, Купала!

Ищем свет в туманной мгле – Ой, Купала, ой, Купала!

Этот свет в тебе, во мне. – Ой, Купала, ой, Купала!

Этот свет – в душе Любовь  – Ой, Купала, ой, Купала!

Нежной песней звучит вновь. – Ой, Купала, ой, Купала!

Слава Матушке-Земле! – Ой, Купала, ой, Купала!

Слава Солнцу и Луне! – Ой, Купала, ой, Купала!

Всем Богам Славянским Слава! – Ой, Купала, ой, Купала!

….

Приятного вам проведения досуга на основе Русской народной традиции.

Аоум Тат Сат.

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: ,

4 комментария на “Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов”

  1. welemudr сказал:

    Традиционно в России праздник Бога Купало празднуют 7 июля.

  2. zlata сказал:

    Слава Купале!!!

  3. starover сказал:

    Купа это соединение, объединение а внем наша сила

  4. welemudr сказал: