Велемудр » Blog Archive » Русский Хоровод — это сакральное действие, олицетворяющее народную (языческую) веру наших предков

Русский Хоровод — это сакральное действие, олицетворяющее народную (языческую) веру наших предков

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Что такое Хоровод? Как он возник, когда и для чего? На этот вопрос я не нашёл в сети толковых ответов, кроме глупостей, где славянский народ выставляется примитивным, тёмным, «поклоняющимся» солнцу и думающим только о своём пропитании.

Считается, что слово «Хоровод» произошло от др.-греч. χορός — «групповой танец», но в словаре М. Фасмера и в Википедии встречаются и другие названия Хоровода — карагод, корогод, харагод и коровод (уж не коров ли водили). А у южно-восточных славян, хоровод назывался КУРАГОД. Вот это и есть, по моему мнению, истинное название этого сакрального действа.

Я как-то уже писал о происхождении слова «корона». Это самый древний головной убор, так как его носили ещё шумеры с незапамятных времён. Но название этого убора древнеславянское и это производное от слова курона – карона – корона. Буквы А и О – это всего лишь диалект. Москвичи «акали», Киевляне «окали», а когда позабылся смысл слова, «Курона» превратилась в «корону».

Тоже самое произошло со словом курагод. Если перевести это слово на современный язык, то получится «Время Петуха» (Год – время, срок. Кур – петух). Кура год – это два слова, но если говорить это быстро и слитно, то получится и карагод, и корогод, и даже коровод. Точно также, если сказать быстро «На лбу очки», то получится «налбучки» или «налбочки». Видимо, так и произошло.

Древнегреческое слово Хорос, означало множество людей, поющих и танцующих одновременно. Но Хоровода, как такового, у них не было. Танец Сиртаки – это позднее современное изобретение. Поэтому, можно предположить, что слово Хорос появилось на Руси вместе с греками и постепенно произошла замена русского слова Курагод на Хоровод.

В дохристианские времена, Кур являлся символом, олицетворяющим пробуждение, просветление, достижение человеком божественного состояния. Это достижение происходит определённым образом и состоит из семи жизненных этапов, энергетических уровней, ступеней развития, «открытых чакр» (др.- инд.) и т.д. Это Учение наши предки старались увековечить во всем: в Символах, в «Лабиринте», в «Орнаменте», архитектуре и оформлении зданий, в науке «Алхимии», украшениях, в детских игрушках, в Сказках и Мифах.

Хоровод – не исключение. Хоровод – это не танец, это сакральное действо, молитва, обряд, посвящённый Куру – состоянию просветления. Это напоминание человеку о его Пути и это действо на Руси выполнялось с весны до осени каждый воскресный день. То есть, как сейчас люди ходят на воскресную службу в церковь, так раньше ходили «хороводы водить». Кстати, в православии сохранили этот народный «обычай» и на Пасху, перед началом службы, все прихожане, во главе со священником трижды обходят церковь. Что это, как не отголоски языческого Хоровода.

В чём же состоит Древнеславянское Учение?

Этот свод Законов и Правил духовно-нравственного поведения человека хорошо описан в русских народных Сказках, но, чтобы расшифровать их надо прочитать мою книжку «Сказки о сказках». Здесь я приведу лишь основные моменты.

1. Рождение человека.

Человек – это триединая Сущность (по образу и подобию) состоящая из тела, души и духа. Тело человека живёт лишь одну жизнь. Душа живёт лишь один цикл (жизнь-смерть). Дух человека бессмертен и Сущность возрождается к новой жизни в новом теле, совершенствуясь от жизни к жизни, пока не достигнет заключительного 7 уровня. В жизненном процессе развития, человек формирует образ или представление о себе самом как об отдельной персоне, которая и является Личностью человека.

Задача первого уровня – быть здоровым и физически развитым человеком на долгие годы. Заботиться и беречь своё тело, как вместилище Сущности.

2. Достижение половозрелости.

Человек образует пару (мужчина-женщина) для продолжения рода.

Задача второго уровня – быть добрым (душевно здоровым) человеком. Не идти на поводу своих низменных и спонтанных желаний.

3. Трудовая и общественная деятельность человека.

Задача третьего уровня – трудиться, приобретать знания и навыки, быть активным и всесторонне развитым человеком. Быть полезным обществу.

4. Обретение Любви.

Задача четвёртого уровня — осознание важности Пути и следования Ему. Любовь к себе.

5. Обретение мудрости.

Задача пятого уровня — служение людям.

6. Связь с Предками. Волхвование и чародейство.

Задача шестого уровня — подготовка к главной Битве. Борьба с Прелестью.

7. Победа над Личностью (Эго, Дьявол, Враг, Дракон, …). Цель и конец Пути.

Задача седьмого уровня – быть счастливым человеком.

Вот так, приблизительно и кратко выглядят законы, изложенные в Сказках. Давайте сравним их с известными фактами о Хороводе.

Читаем в Википедии:

В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок. Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы.

Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество.

Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.

· Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода.

· Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.

· Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.

· Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.

· Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.

· Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».

· В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.

Рассмотрим эти фигуры.

1. «Столбы».

Три человека, олицетворяющие триединство тела-души-духа выходят с конца (потусторонний мир) и встают в начало (рождение в этом мире) хоровода.

2. «Вожжа».

Эта фигура символизирует «Волну» — символ второго уровня (см. «Символы»).

В других вариантах Хоровода, похожее действо называется «Ручеёк», где молодые люди имеют возможность проявить свою симпатию и влюблённость к человеку противоположного пола. «Ручеёк» — это, как бы, зарождение любви (символ «Речки», «Реки» являются уже более глубокими любовными отношениями).

3. «Плетень»

Движение по кругу в левую сторону олицетворяет Свастику. В некоторых вариантах Хоровода эта фигура называется «Звёздочка» и выполняется в виде вращающегося влево креста.

4. «Круг»

Это петля, а не круг. То есть, происходит, как бы, «переворот», отражение, «отзеркаливание». Возможно, что в других традиционных фигурах хоровода, этот уровень показан «Восьмёркой» (знак бесконечности), когда два круга перетекают один в другой.

5. «Сторона на сторону»

Объяснение не требуется. Наглядное проявление служения.

6. «На четыре стороны»

Сеять просо или что либо то ещё, означает «уронить в землю», «похоронить». Это символизировало связь с миром Предков и веру в бессмертие.

7. «Плясовая»

Танцы и веселье! Время Кура – Курагод!

В других вариантах существует фигура «Круг в круге».

Она также должна быть заключительной в Хороводе, так как является символом достижения человеком Бога.

Что из всего этого следует.

Хоровод – это народное гуляние и веселие, с песнями и танцами, где молодые люди объединялись, дружили, общались, влюблялись. Но он также олицетворял собой Путь человека, был тем же самым «Орнаментом» с определёнными символами, той же самой «Сказкой», рассказывающей о физическом и духовном совершенствовании человека.

Хоровод — это ещё один пазл в общую картину верований наших далёких предков.

Источник

 658 total views,  3 views today

Метки: , ,

4 комментария на “Русский Хоровод — это сакральное действие, олицетворяющее народную (языческую) веру наших предков”

  1. welemudr сказал:

    В словаре М. Фасмера и в Википедии встречаются и другие названия Хоровода — карагод, корогод, харагод и коровод (уж не коров ли водили). А у южно-восточных славян, хоровод назывался КУРАГОД. Вот это и есть, по моему мнению, истинное название этого сакрального действа

  2. starover сказал:

    И название «Хоровод» и само действие посвящены солнечному богу Хорсу. день которого отмечается во время летнего солнцестояния. Ведь «Хоро» означает большой круг, в отличии от «Коло» малого круга(а Коляда отмечается в дни зимнего солнцестояния).

  3. zlata сказал:

    В хоровод объединяются ментальный силы участников в единую мошь

  4. welemudr сказал:

Оставить комментарий