Велемудр » Blog Archive » Чуб-оселедец, зачем его носили казаки

Чуб-оселедец, зачем его носили казаки

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Казаки у многих ассоциируются с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. 

Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак.

Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.

 Чуб-оселедец, зачем его носили казаки

Четкого ответа на вопрос когда, зачем и почему казаки носили чуб, в документах тех времен не существует

Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сечи, нет.

1. Что говорит история

Чуб-оселедец, зачем его носили казаки

Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей Русколани. По некоторым данным считают, что отец знаменитого Святослава, князь- Игорь был взят на Киевский престол из Русколани (он являлся сыном Русколанского князя Рарога и внуком знаменитого князя Святогора), внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия.

Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Чуб-оселедец, зачем его носили казаки

Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец

Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

По другой версии, чупрына — это сарматская прическа

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».

В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.

В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах

Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.

Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

2. Что думают по этому поводу сами казаки

Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака

Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец

Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…

Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены

Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: ,

4 комментария на “Чуб-оселедец, зачем его носили казаки”

  1. welemudr сказал:

    Запорожский казак у многих ассоциируется с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак.

  2. Александр Николаевич сказал:

    Рассмотрим всё по образам. «ЧуБ» — «Чу» это чутье, «Б» это божественное. «ЧуПрына» это чутье повышенное, потому что «Прына» имеет образ возвыщаться, прыгать (прыщ возвышение на коже- щетине). То есть Чуб служил для повышения интуиции казака. Слово «Оселедец» указывало на место расположения — то есть Около Селения Духа это. Наш Дух находиться в Темени (темница «Я»), потому и чуб-оселедец оставляли над теменем, что бы он мог улавливать тонкие энергии, ведь волосы это своеобразные антены.

  3. zlata сказал:

    Для повышения интуиции на севере носят длинные волосы по всей голове и длинные бороды. На юге это не удобно, поэтому на голове оставляли только оселедец, а вместо бороды были длинные усы.

  4. welemudr сказал: