27
Сен
Северная прародина «Веды славян» и «Велесовой книги»
Опубликовал: Категория: История-культура-политикаКакой необычный, красочный, но в то же время очень знакомый мир открывает нам «Веда славян», спасённая Стефаном Ильичём Верковичем.
И знакомы образы «Веды славян» нам именно потому, что нам уже известны предания «Велессовой книги», ибо это единый мир славяно-ведической традиции.
Мы вновь встречаем в священных песнях болгар-помаков великих прародителей северных народов, в том числе и славян.
Это и праотец Орь (Орюшка, Арь), выведший славян с северной Край-земли. Как не узнать в нём Оря, или Яра, из «Велесовой книги», который также уводит славян с Севера после начала великих холодов.
Находим мы в «Веде славян» и других прародителей. Это и «благой Има», который правит в Кайле-граде. В «Велесовой книги» этого патриарха зовут Богумиром или Благомиром, правившим в Семиречье. Есть в «Веде славян» и «орий», т.е. пахарь, Сада-король, коего «Велессова книга» именует Арием Оседенем, и который вывел славянские роды из Читайской земли, то есть с Урала и Сибири, из Семиречья.
Веда славян. Первое издание 1881 г.
Невозможно сразу охватить взором всю «Веду славян», ведь в ней две тысячи страниц сложнейшего образного текста, к тому же написанного на архаичном диалекте, известном лишь в нескольких районах Родопских гор. К тому же небольшая часть текстов дана на особом «языке дедове», являющем собой праязык, в коем есть и черты санскрита и авестийского языка, к тому же в нём немало тюркизмов.
И потому здесь мы остановимся только на одном, но крайне важном сюжете сей книги: на рассказе об исходе славян с Северной прародины под водительством князя (великого короля) Оря.
Сказание о прародителе Яре, или отце Оре, древнейшее в славянской ведической традиции. Яр суть первый прародитель, и жил он, согласно «Книге Велеса», около 20 тысяч лет назад.
Он был первым князем, первым родовичем славян во времена, когда предки наши жили в легендарной Северной прародине.
Всего несколько строк посвящает ему «Велесова книга». Упоминает его только в связи с началом нового Коло Сварога, начавшегося после ухода и Преображения Буса Белояра (IV век н.э.). Она сравнивает это время с началом предыдущего Коло Сварога (всего зодиакального круга эпох, или большого Платонического года), который имел начало 20 тысяч лет назад.
Насколько более подробна в этом отношении «Веда славян»! Здесь мы привели только две песни, но в издании Верковича их много больше.
Правда, в «Веде славян» легенды о Яре, Яруне и Арии Оседне разграничить не всегда просто. Имена прародителей в ней часто условны и уже есть смешение их деяний, т.е. распад традиции. Но тем не менее, если ориентироваться на «Книгу Велеса», то нельзя не поразиться устойчивости многих сюжетов, образов.
Это касается и песен об исходе с Северной прародины. Кстати, ныне, когда эта тема не сходит со страниц многих научных и научно популярных изданий, не все понимают насколько необычно обнаружить рассказ об исходе с Севера в «Веде славян».
Кто первым заговорил о Северной Прародине?
Зададим вопрос: кто первым заговорил о Северной Прародине, если отвлечься от собственной письменной ведической традиции, от жреческих толкований, открывшихся лишь в недавнее время?
Сразу бросается в глаза одно важное обстоятельство. Песни «Веды славян» собирались Стефаном Верковичем в 1860-х, 1870-х годах, издана она была в двух томах в 1874 (в Белграде) и в 1881 (в Санкт-Петербурге). Часть текстов сохранилась лишь в рукописях.
Стефан Ильич Веркович. Собиратель песен Веды славян.
И, заметим, потом эти издания, более ста лет оставались неизвестны большинству специалистов по славянским и индо-арийским древностям.
И как тут не обратить внимание, что во время издания сих книг ещё никто среди ученых Европы не поднимал саму тему «Северной прародины». Античные и средневековые авторы иногда затрагивали тему Гипербореи, блаженной страны на крайнем севере, но отнюдь не как прародины европейцев. А потом и эта тема ушла со страниц учёных трактатов.
Впервые же ввел в научное обсуждение эту тему, и причем только на уровне смелой гипотезы, американский историк В. Уоррен в своей книге «Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе», вышедшей в Бостоне, в 1893 году. Потом эту тему развил, опираясь уже на священную традицию Вед, индийский ученый и общественный деятель Б. Тилак, первое издание его книги «Арктическая прародина в Ведах», вышло в Бомбее в 1903 году. Они и почитаются родоначальниками сей теории в науке.
Но текст «Веды славян», который был сопровождаем и краткими комментариями самого С.И. Верковича, означает, что в действительности, впервые об исходе с Севера (с легендарной Край-земли) индо-ариев и праславян заговорил С.И. Веркович (раньше Уоррена и Тилака!).
Ведь именно о сем повествуют песни «Веды славян», и именно об этом он и сам писал в пояснениях к сим песням, где он давал как свои, так и традиционные жреческие толкования древних образов. Жаль только, что голос С.И. Верковича так и не был тогда услышан. Да и поныне не он почитается основоположником сей теории.
Где находится Край-земля? О чем же повествуют легенды «Веды славян»?
Сам Север, или «Край-земля», описаны как волшебное царство, где вмести с людьми жили и боги и первые прародители. В самой «Веде славян», как кстати, и в индийских Ведах, не указано прямо, что речь идет именно о Севере. Но догадаться не сложно.
Хотя бы потому, что в этой земле полгода длится день и полгода ночь. Почему так происходит? «Веда славян», в эпической песне «Свадьба Солнца и Волыни», занимающей чуть не треть первого тома «Веды славян», и поющейся на Велик-день (современную Пасху), рассказывает об этом так.
Гипербрея. Картина В. Иванова
Бог Солнца влюбился в прекрасную Волыню, дочь бога неба (Сварога), но тот запретил ему жениться на сей полубогине. И тогда бог Солнца в горе перестал следить за сменой дня и ночи и наступили ужасные холода. И полгода не было видно Солнца на небосводе. Потому волхвы всех народов пришли на поклон Сварогу и тот снял свой запрет, и была сыграна свадьба. Начался день. И с тех пор эта мистерия, свадьба Солнца и дочери неба, происходила каждый год.
А где находится та Край-земля, где полгода день и полгода ночь? Конечно, за полярным кругом!
Но в «Веде славян» она описывается не как суровая тундра, а такой, какой она была в древности, до Великого Оледенения. Она полна лесов, по которым бродят охотники, там в полях цветут цветы, там ходит скот, поют птицы.
И там есть Святые горы, настоящий горный хребет. И там на горе Бавнице живут горные и древесные друды. А от Святой горы звездный путь ведет к трону Вышня, который предстает также в ликах бога Коляды и бога Яра.
И в сей блаженной земле никто не старится. Так например, прародитель Орь (он же Ярь) живет, согласно «Веде славян», двести лет, а мать его и того больше. И даже само переселение родов славян в песнях чаще представляется вызванным не похолоданием, а скорее перенаселенностью сих благодатных земель.
Впрочем, мотив переселения из-за холодов также развивается в песнях. Согласно этим песням холод на Край-землю насылает Черный юнак (наш Чернобог), или некий юнак Слан, слуга Зимы.
Здесь следует заметить, что знакомая мне волжская традиция также сохранила сродную легенду о противостоянии Яра и Черного Идолища. Частично она включена в «Книгу Коляды» (не зависимо от «Веды славян», тогда я еще не перевел эти песни). Полностью волжские легенды еще предстоит опубликовать (видимо, уже в пересказе или переложении).
Кто такой Первый князь Яр?
В «Веде славян» есть более десятка песен о самом прародителе Яре (Оре) и о переселении славян от Край-земли под его водительством.
Кстати, сего Оря «Веда славян» называет в разных песнях по-разному. Чаще всего она называет его «Орпю». В сем имени «пю» суть архаичный уменшительно-ласкательный суффикс, сохранившийся в помакском диалекте (сравни «гора» и «горб», «горбушка»). То есть сей прародитель называется Орюшкой.
Есть у него и имя-титул «Бан». В болгарском языке это имя значит просто «правитель», «король», отсюда и «пан», что значит «господин».
Картина В. Иванова из Гиперборейского цикла
В «Книге Велеса» также прародителя Яруну (второго Яра), выведшего славян с прародины, также именуют Баном: «И ту истину рассказываем о первом Бане (господине) нашем — с него пошли князи избираемые и сменяемые…» (Род I, 6:2).
Стефан Ильич Веркович в комментарии к песням об Оре, так истолковал эти имена: «Орпю — в старые времена был такой витязь-юнак, и всякого, кто был юнак, нарицали тем именем, также юнакам давали и имя Бан». Также о нем сказано, что «Бана был наш царь, который первый вывел наших дедов от Край-земли и заселил наши отчины».
Так Веркович толкует происхождение традиционного древнее имя славян «ории», или «арии», что значит «пахари», а также имя «паны».
Его же можно назвать и Яром, но в «Веде славян», это имя значится только как одно из имен Вышнего Бога, Небесного Отца. В отличие от этого в современной волжской традиции сего прародителя именуют Яром, ибо он прародитель рода Яров (то есть Святояров, Белояров, Новояров), а бога чаще именуют Ярилой, хоть краткое имя Яр также в ходу.
Конечно, и в «Книге Велеса» и в «Веде славян» сего князя именуют Орем. Имя в таком произношении очень распространено, даже река Орск и выросший на ее берегах город Оренбург названия в честь праотца Оря. Однако, и имя Ар, пусть реже, но употребляется в этих памятниках. К тому же в записях «Книге Велеса» мы встречаем и форму Ирей, а она также распространена довольно широко, от этого имени происходит самоназвание народа «иранцы» и страны «Иран». Очевидно, что с древнейших времен у разных арийских родов имя сего прародителя произносилось различно. Мне же более близка именно волжская традиция.
Потому при переводе я склоняюсь к написанию Яр (Ярушка), имея в виду, что он первый рода Яров. И не вижу причин сохранять «окающее» местное произношение или какое-либо иное.
Источник
Метки: веды, прародина, славяне
27 сентября, 2020 - 8:17 дп
Образы «Веды славян» нам известны потому, что мы знакомы с преданиями «Велесовой книги», ибо это единый мир славяно-ведической традиции.
27 сентября, 2020 - 8:25 дп
Веды Словен рассказывают и ожизни в Сибири и в Индии
27 сентября, 2020 - 8:34 дп
Велесова книга и Веды Словен хорошо дополняют друг друга, и поэтому оба этих разных источника истины не могут считаться подделкой.
27 сентября, 2020 - 8:47 дп