Велемудр » Blog Archive » Северная прародина «Веды славян» и «Велесовой книги»

Северная прародина «Веды славян» и «Велесовой книги»

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика
Видение гиперборейской богини. Картина В. Иванова.

Какой необычный, красочный, но в то же время очень знакомый мир открывает нам «Веда славян», спасённая Сте­фаном Ильичём Верковичем.

И знакомы образы «Веды славян» нам именно потому, что нам уже известны предания «Велессовой книги», ибо это единый мир славяно-ве­дической традиции.

Мы вновь встречаем в священных песнях болгар-помаков великих прародителей северных народов, в том числе и славян.

Это и праотец Орь (Орюшка, Арь), выведший славян с северной Край-земли. Как не узнать в нём Оря, или Яра, из «Велесовой книги», который также уводит славян с Севера после начала великих холодов.

Находим мы в «Веде славян» и других прародителей. Это и «бла­гой Има», который правит в Кайле-граде. В «Велесовой книги» этого патриарха зовут Богумиром или Благомиром, правившим в Семиречье. Есть в «Веде славян» и «орий», т.е. пахарь, Сада-ко­роль, ко­его «Велессова книга» именует Арием Оседенем, и ко­торый вывел славянские роды из Читайской земли, то есть с Урала и Сибири, из Семиречья.

Веда славян. Первое издание 1881 г.

Веда славян. Первое издание 1881 г.

Невозможно сразу охватить взором всю «Веду славян», ведь в ней две тысячи страниц сложнейшего образного текста, к тому же написанного на архаичном диалекте, известном лишь в нескольких районах Родопских гор. К тому же небольшая часть текстов дана на особом «языке дедове», являющем собой праязык, в коем есть и черты санскрита и авестийского языка, к тому же в нём немало тюркизмов.

И потому здесь мы остановимся только на одном, но крайне важном сюжете сей книги: на рассказе об исходе славян с Северной прародины под водительством князя (великого короля) Оря.

Сказание о прародителе Яре, или отце Оре, древ­нейшее в славянской ведической традиции. Яр суть первый прародитель, и жил он, согласно «Книге Велеса», око­­ло 20 тысяч лет назад.

Он был первым князем, первым родовичем славян во времена, когда предки наши жили в легендарной Се­вер­ной прародине.

Всего несколько строк посвящает ему «Велесова книга». Упоминает его только в связи с началом нового Коло Сварога, начавшегося после ухода и Преображения Буса Белояра (IV век н.э.). Она сравнивает это время с на­ча­лом предыдущего Коло Сварога (всего зодиакального круга эпох, или большого Платонического года), который имел начало 20 тысяч лет назад.

Насколько более подробна в этом отношении «Ве­да славян»! Здесь мы привели только две песни, но в из­дании Верковича их много больше.

Правда, в «Веде славян» легенды о Яре, Яруне и Арии Оседне разграничить не всегда просто. Имена праро­дителей в ней часто условны и уже есть смешение их деяний, т.е. распад традиции. Но тем не менее, если ориентироваться на «Книгу Велеса», то нельзя не пора­зиться устойчивости многих сюжетов, образов.

Это касается и песен об исходе с Северной пра­ро­дины. Кстати, ныне, когда эта тема не сходит со страниц многих научных и научно популярных изданий, не все по­нимают насколько необычно обнаружить рассказ об исходе с Севера в «Веде славян».

Кто первым заговорил о Северной Прародине?

Зададим вопрос: кто первым заговорил о Северной Прародине, если отвлечься от собственной письменной ведической традиции, от жреческих толкований, открыв­шихся лишь в недавнее время?

Сразу бросается в глаза одно важное обстоятельство. Песни «Веды славян» собирались Стефаном Верковичем в 1860-х, 1870-х годах, издана она была в двух томах в 1874 (в Белграде) и в 1881 (в Санкт-Петербурге). Часть текстов сохранилась лишь в рукописях.

Стефан Ильич Веркович. Собиратель песен Веды славян.

Стефан Ильич Веркович. Собиратель песен Веды славян.

И, заметим, потом эти издания, более ста лет ос­тава­лись неизвестны большинству специалистов по славян­ским и индо-арийским древностям.

И как тут не обратить внимание, что во время издания сих книг ещё никто среди ученых Европы не поднимал саму тему «Северной прародины». Античные и средне­вековые авторы иногда затрагивали тему Ги­пер­бо­реи, блаженной страны на крайнем се­вере, но отнюдь не как прародины европейцев. А потом и эта тема ушла со страниц учёных трактатов.

Впервые же ввел в научное обсуждение эту тему, и причем только на уровне смелой гипотезы, американский историк В. Уоррен в своей книге «Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе», вышедшей в Бостоне, в 1893 году. Потом эту тему развил, опираясь уже на священную традицию Вед, индийский ученый и общественный деятель Б. Тилак, первое издание его книги «Арктическая прародина в Ведах», вышло в Бомбее в 1903 году. Они и почитаются родоначальниками сей теории в науке.

Но текст «Веды славян», который был сопровождаем и краткими комментариями самого С.И. Верковича, означает, что в действительности, впервые об исходе с Севера (с легендарной Край-земли) индо-ариев и праславян заговорил С.И. Веркович (раньше Уоррена и Тилака!).

Ведь именно о сем повествуют песни «Веды славян», и именно об этом он и сам писал в пояснениях к сим песням, где он давал как свои, так и традиционные жреческие толкования древних образов. Жаль только, что голос С.И. Верковича так и не был тогда услышан. Да и поныне не он почитается основоположником сей теории.

Где находится Край-земля? О чем же повествуют легенды «Веды славян»?

Сам Север, или «Край-земля», описаны как вол­шебное царство, где вмести с людьми жили и боги и первые прародители. В самой «Веде славян», как кстати, и в ин­дийских Ведах, не указано прямо, что речь идет именно о Севере. Но догадаться не сложно.

Хотя бы потому, что в этой земле полгода длится день и полгода ночь. Почему так происходит? «Веда славян», в эпической песне «Свадьба Солнца и Волыни», зани­ма­ющей чуть не треть первого тома «Веды славян», и по­ющейся на Велик-день (современную Пасху), рассказы­вает об этом так.

Гипербрея. Картина В. Иванова

Гипербрея. Картина В. Иванова

Бог Солнца влюбился в прекрасную Волыню, дочь бога неба (Сварога), но тот запретил ему жениться на сей полубогине. И тогда бог Солнца в горе перестал следить за сменой дня и ночи и наступили ужасные холода. И полгода не было видно Солнца на небосводе. Потому волхвы всех народов пришли на поклон Сварогу и тот снял свой запрет, и была сыграна свадьба. Начался день. И с тех пор эта мистерия, свадьба Солнца и дочери неба, происходила каждый год.

А где находится та Край-земля, где полгода день и полгода ночь? Конечно, за полярным кругом!

Но в «Веде славян» она описывается не как суровая тундра, а такой, какой она была в древности, до Великого Оледенения. Она полна лесов, по которым бродят охотники, там в полях цветут цветы, там ходит скот, поют птицы.

И там есть Святые горы, настоящий горный хребет. И там на горе Бавнице живут горные и древесные друды. А от Святой горы звездный путь ведет к трону Вышня, который предстает также в ликах бога Коляды и бога Яра.

И в сей блаженной земле никто не старится. Так например, прародитель Орь (он же Ярь) живет, согласно «Веде славян», двести лет, а мать его и того больше. И даже само переселение родов славян в песнях чаще пред­ставляется вызванным не похолоданием, а скорее перенаселенностью сих благодатных земель.

Впрочем, мотив переселения из-за холодов также раз­вивается в песнях. Согласно этим песням холод на Край-землю на­сылает Черный юнак (наш Чернобог), или не­кий юнак Слан, слуга Зимы.

Здесь следует заметить, что знакомая мне волжская тра­диция также сохранила сродную легенду о про­ти­во­сто­янии Яра и Черного Идолища. Частично она вклю­чена в «Книгу Коляды» (не зависимо от «Веды славян», тогда я еще не перевел эти песни). Пол­ностью волжские легенды еще предстоит опубликовать (видимо, уже в пере­сказе или переложении).

Кто такой Первый князь Яр?

В «Веде славян» есть более десятка песен о самом прародителе Яре (Оре) и о пере­се­ле­нии славян от Край-земли под его водительством.

Кстати, сего Оря «Веда славян» называет в разных песнях по-разному. Чаще всего она называет его «Орпю». В сем имени «пю» суть архаичный уменшительно-лас­ка­те­льный суффикс, сохранившийся в помакском диалекте (сравни «гора» и «горб», «горбушка»). То есть сей пра­родитель называется Орюшкой.

Есть у него и имя-титул «Бан». В болгарском языке это имя значит просто «правитель», «король», отсюда и «пан», что значит «господин».

Картина В. Иванова из Гиперборейского цикла

Картина В. Иванова из Гиперборейского цикла

В «Книге Велеса» также прародителя Яруну (второго Яра), выведшего сла­вян с прародины, также именуют Баном: «И ту истину рассказываем о первом Бане (господине) нашем — с него пошли князи избираемые и сме­няемые…» (Род I, 6:2).

Стефан Ильич Веркович в комментарии к песням об Оре, так истолковал эти имена: «Орпю — в старые времена был такой витязь-юнак, и всякого, кто был юнак, нарицали тем именем, также юнакам давали и имя Бан». Также о нем сказано, что «Бана был наш царь, который первый вывел наших дедов от Край-земли и заселил наши отчины».

Так Веркович толкует происхождение традиционного древнее имя славян «ории», или «арии», что значит «па­ха­ри», а также имя «паны».

Его же можно назвать и Яром, но в «Веде славян», это имя значится только как одно из имен Вышнего Бога, Небесного Отца. В отличие от этого в современной вол­жской традиции сего прародителя именуют Яром, ибо он прародитель рода Яров (то есть Святояров, Белояров, Новояров), а бога чаще именуют Ярилой, хоть краткое имя Яр также в ходу.

Конечно, и в «Книге Велеса» и в «Веде славян» сего князя именуют Орем. Имя в таком произношении очень распространено, даже река Орск и выросший на ее берегах город Оренбург названия в честь праотца Оря. Однако, и имя Ар, пусть реже, но употребляется в этих памятниках. К тому же в записях «Книге Велеса» мы встречаем и форму Ирей, а она также распространена довольно широко, от этого имени происходит само­название народа «иранцы» и страны «Иран». Очевидно, что с древнейших времен у разных арийских родов имя сего прародителя произносилось различно. Мне же более близка именно волжская традиция.

Потому при переводе я склоняюсь к написанию Яр (Ярушка), имея в виду, что он первый рода Яров. И не вижу причин сохранять «окающее» местное произно­шение или какое-либо иное.

Источник

 901 total views,  1 views today

Метки: , ,

4 комментария на “Северная прародина «Веды славян» и «Велесовой книги»”

  1. welemudr сказал:

    Образы «Веды славян» нам известны потому, что мы знакомы с преданиями «Велесовой книги», ибо это единый мир славяно-ведической традиции.

  2. starover сказал:

    Веды Словен рассказывают и ожизни в Сибири и в Индии

  3. zlata сказал:

    Велесова книга и Веды Словен хорошо дополняют друг друга, и поэтому оба этих разных источника истины не могут считаться подделкой.

  4. welemudr сказал:

Оставить комментарий