Велемудр » Blog Archive » Правда о Русколанском князе Мамае

Правда о Русколанском князе Мамае

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Изображение Князя Мамая из западных источников.

Судя по сохранившимся данным родиной Мамая было Лукоморье — берег Русского (Черного) моря, территория державы Русколань (Крым, Кубань, Дон, Ставрополье). До сих пор эти места сохранили топонимические названия связанные с его именем: река Мамайка, Мамаев Курган, мыс Мамайка (г.Сочи) и т.д. В XVII веке здесь ещё встречались развалины каменных надгробий и других построек, которые в людской памяти  относились ко времени Мамая, а в XIX веке местные жители называли каменные статуи на половецких и  казачьих курганах не «бабами», как в других местах, а «мамаями».

Из  родословной  Мамая  мы видим, что он является  потомком   неких Русколанских князей  Киятов породнившихся  в свое время  с Чингизом и поэтому  представители семьи Мамая ( принадлежавшей к славянскому  роду Кият, ведушему родословную от Князя Кия) по праву  в течение нескольких десятилетий занимали высокие государственные должности в управлении Орды.

В «Сказание о Мамаевом побоище» (по другому «Задонщина») говорится: «Попущением  Божием за грехи наша, от наваждения диавола  въздвижется князь от въесточныа страны, имянем Мамай еллинъ (язычник), верою идоложрец (то есть поклоняющийся  кумирам Богов)  и иконоборец, злый христьянский укоритель».  Далее  там же мы видим, каких Богов призывает Мамай на помощь во время своего бегства: «Безбожный же царь Мамай, видев свою погыбель, нача призывати Богы своа Перуна и Раклиа и Хорса».  Бог  Перун это покровитель славянских князей, а Бог Хорс (вместе с Колядой) является покровителем  казачества. Хорс  представлялся  всегда в окружении белых псов или волков которых на казачьей балачке зовут хортами. Также  в честь этого Бога назван и остров Хортица – основная    база Запорожцев. А вот кто такой Раклий можно понять из  текста «Александрии» — в рассказе о посещении Александром Македонским царства мертвых с перечислением представителей греческого божественного пантеона — где Геракл в русской версии именуется Раклием.  Из  этого сказания  мы однозначно делаем вывод  что  Мамай  не был ни христианином, ни мусульманином, а придерживался  старой ведической  веры отцов.

Прямую родословную Мамая можно проследить до его прадеда Тулука , который управлял  Русколанью (Крым, Кубань, Дон, Ставрополье) при ханах Токте и Узбеке. После Тулука правителем был дед Мамая Исатай. А в конце 1350-х гг. правителем территории принадлежавшей Русколани был отец Мамая Алибек (Всеволод).

Примечательно, что члены семьи Мамая традиционно выступали защитниками интересов рода Батыя (который тоже согласно  летописей был родновером, поклонялся  старым богам, почитал священные деревья и был огнепоклонником) в его борьбе за власть.  .

Происхождение из знатного рода, члены которого занимали высокие государственные должности, открыло Мамаю путь на вершину власти в Орде. В 1359 г. хан Бердибек назначил его на должность беклярибека – самую высокую в государстве после ханской. Кроме того, он получил в жёны ханскую дочь Тулунбек. Когда в Орде началась усобица то, князь Мамай покинул Сарай и откочевал на запад к себе на Родину. Эти события нашли отражение в русских летописях:

«Бысть… замятня велика въ Орде. Убьенъ бо бысть царь Хыдырь от своего сына Темирь Хожа и седе на царство на четвертыи день, а на семыи день царства его темникъ его Мамаи замяте всемъ царствомъ его, и бысть мятеж великъ въ Орде… А Темирь Хожа побеже за Волгу и тамо убьенъ бысть, а князь Мамаи прииде за Волгу на горнюю сторону и Орда вся с нимъ и царь бе с нимъ именемъ Авдула…»

Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т. 25. С. 181

Упомянутый «царь Авдула» – это Абдаллах, провозглашённый в 1362 г. Мамаем законным ханом Орды. О его происхождении имеется определённое свидетельство Ибн Халдуна, который сообщает, что он был «отроком из детей Узбека» (В.Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. Алматы, 2005. С. 276). Как Батуид и потомок Узбека Абдаллах имел безупречные права на ордынский престол в противоположность узурпаторам из младших ветвей рода Джучи. Мамай занял при новом хане должность беклярибека и начал борьбу за восстановление законной власти, почти сразу же увенчавшуюся успехом.

Уже осенью 1362 г. Абдаллах и Мамай взяли Азов, а вскоре затем и Сарай, выбив из него Шибанида Мир-Пулада. В 1369 г.  умер хан Абдаллах. Вместо него Мамай провозгласил ханом другого потомка Узбека – Мухаммада-Бюляка. Однако новому хану было всего лишь восемь лет, поэтому в Сарае монархом была провозглашена жена Мамая, дочь Бердибека Тулунбек,

В 1378-1379 гг. власть в Орде  перешла к Тохтамышу. Тохтамыш происходил из рода младшего брата Бату Туга-Тимура, представители которого не имели прав на ордынский престол. Кроме того, он пришёл к власти при помощи внешней силы – чагатайского эмира Тимура. Поэтому относительно законного хана-Батуида Мухаммада-Бюляка и его беклярибека Мамая Тохтамыш был изменником, мятежником и узурпатором.

Нет никаких оснований для обвинений князя Мамая в узурпации власти. Он довольствовался должностью беклярибека, на которую был назначен ещё Бердибеком – до начала «замятни». Мамай даже не чеканил своего имени вдобавок к именам ханов на монетах, как это делал в те же годы правитель Чагатайского улуса Тимур.

Утверждения о том, что к 1380 г. Мамай сверг или убил своего «подставного хана» и сам стал правителем Орды, являются вымыслом. Монеты Мухаммада-Бюляка чеканились до 782 года хиджры (1380/1381 г. от Р.Х.) включительно. Кроме того, этот хан под именем Тюляка упоминается в русских источниках. Так, в феврале 1379 г. им был выдан ярлык претенденту на русский митрополичий престол Михаилу-Митяю, открывающийся словами: «Бесмертнаго Бога силою и величествомъ изъ дедъ и прадедъ Тюляково слово Момаевою дядиною мыслию» (М.Д. Приселков. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916. С. 91). Отметим, что сохранение этого ярлыка в составе сборника ярлыков, выданных главам Русской церкви предыдущими ордынскими правителями (Менгу-Тимуром, Тайдулой и Бердибеком), свидетельствует, что на Руси не подвергали никакому сомнению законность пребывания «Мамая» на ордынском престоле.

После Донского побоища войска Мамая сошлись на Калке с войсками Тохтамыша. Мамай потерпел поражение и ушел  в Крым, где вскоре был настигнут и убит посланцами Тохтамыша.

Необходимо также сказать несколько слов об отношениях Мамая с итальянскими торговыми колониями в Северном Причерноморье в связи с тем, что в необузданном воображении евразийцев его нашествие на Русь в 1380 г. предстаёт чем-то вроде католического крестового похода, организованного папским престолом через генуэзцев. Действительно, до середины 1370-х гг. Мамай поддерживал дружеские отношения с генуэзскими колониями в Крыму. В 1374 г. он лично посетил Кафу, где был с почётом принят местной итальянской администрацией. Однако уже в 1375 г. он конфисковал у генуэзцев 18 селений Судакской долины, захваченных ими у княжества Феодоро, бывшего вассалом Орды. Он также приказал обнести каменными стенами свою крымскую резиденцию Солхат (ордынские города обычно не имели крепостных стен), что указывает на опасения, которые он испытывал в отношении генуэзцев. Кроме того, Мамай оказывал покровительство конкурентам генуэзцев венецианцам – в 1362 г. ярлыком хана Абдаллаха он снизил для них налог с продаж с 5% (установленных Джанибеком в 1347 г.) до 4%, а в 1369 г. – до 3%. В 1372 г. его хан Мухаммад-Бюляк выдал ярлык купцам Кракова, а в 1379/1380 г. – купцам Львова, что не могло не нанести ущерба торговле итальянских колоний.

В заключение коснёмся вопроса о том, как власть князя Мамая и представляемых им ханов воспринималась на Руси.  Лев Гумилёв и другие историки, утверждают о том, что на Куликовом поле русские сражались «против узурпатора князя Мамая, который пытался возродить Русколань, за законного царя Тохтамыша». И это утверждение может иметь под собой основание.

«И оттуду послы своя отпусти на Рязаньскую землю къ князю великому Дмитрию Ивановичю и къ всемъ княземъ Русскымъ, поведая имъ свои приходъ и како въцарися, и како супротивника своего и ихъ врага Мамая победи, а самъ шедъ седе на царстве Волжьскомъ. Князи же Русстии пословъ его отпустиша съ честью и съ дары, а сами на зиму ту и на ту весну за ними отпустиша коиже своихъ киличеевъ съ многыми дары къ царю Токтамышю… На ту же осень князь великии отпусти въ орду своихъ киличеевъ Толбугу да Мокшея къ новому царю съ дары и съ поминки.»

Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 130-131

Подведём итоги. Мамай был наследным князем Русколани ведущим свою родословную от князя Кия. У Мамая было два сына. Один из них – князь Мансур Кият после смерти отца продолжал верховодить смешанными отрядами из казаков черкасов, казаков киятов, потомков половцев и других славянских родов, которые проживали на части территории Черниговщины и исповедовали родноверие (язычество,  то есть почитали родных Богов, ещё Ю.А.Шилов обратил внимание на народные сказания о казаке Мамае рассказывающие о его борьбе за сохранение древних традиций). То есть Мамай и его сыновья исповедывали древнюю русскую веру и были основателями родов казаков — киятов.  Они упоминаются в  донесении путивльского наместника Троекурова, направленном в 1546 г. в Москву, там сообщалось о том, что «ныне казаков на Диком Поле много, и черкасцов, и кыян (вспоминаем что Мамай был из этого рода), и твоих государевых (признававших власть Москвы) – вышли, государь, на Поле из всех украин».

Князь Мамай использовал свое положение в Орде для восстановления своей державы Русколань. Отношения Мамая с итальянцами и папским престолом не были более дружественными, чем отношения с ними предыдущих правителей. Тохтамыш был предателем, мятежником и узурпатором. Поражение  в сражении на Куликовом поле, способствовало победе Тохтамыша над князем Мамаем и образованием безвластной территории — Дикого поля.

 586 total views,  3 views today

Метки: , , ,

4 комментария на “Правда о Русколанском князе Мамае”

  1. welemudr сказал:

    Судя по сохранившимся данным родиной Мамая было Лукоморье — берег Русского (Черного) моря, территория державы Русколань (Крым, Кубань, Дон, Ставрополье)

  2. starover сказал:

    Потомки Мамая это князья Глинские, представительница которых Елена Глинская была матерью Ивана Грозного.

  3. zlata сказал:

    Группы казаков мамаевцев упоминаются среди старых Кубанских казаков, которые покинули территорию Кубани под натиском войск Суворова в конце 18 века и переселились в горную Азию.

  4. welemudr сказал:

Оставить комментарий