Когда в детстве читали сказку «Снежная королева”, меня смущал замороженный мальчик, и девочка, которую автор заставил пройти такой длинный путь по холоду и без соответствующей одежды.
Когда выросла, услышала сказку «Девочка со спичками”. Хорошо, что мне в детстве ее никто не прочитал. Согласитесь, странный сказочник, который радуется смерти маленького ребенка! И, да, я понимаю, она, вроде как ушла в лучший мир, но, тем не менее…
Однако, сейчас речь о другой сказке, в которую недавно мне пришлось окунуться вместе с дочкой.
Помните как Кай прицепил свои санки к саням Снежной королевы и укатил за городские ворота? Больше его не видели. Все решили, что мальчик утонул в реке. Только весной Герда отправилась на поиски.
Мы же с вами отлично понимаем, что он погиб. Как? Вариантов масса. Вылетел из саней и упал в ту самую реку, просто, вылетел из саней ударился, потерял сознание и замерз насмерть. Уехал слишком далеко от жилья и замерз в поисках дома. Не имеет значения! Ребенок умер.
Значит, Герда, сев в лодку и отправившись по реке на поиски Кая, следует в загробный мир. Если Вы обратитесь к любой из древних культур, то река всегда присутствует на пути в иной мир либо как преграда, либо как транспортная артерия.
Андерсен датский сказочник, поэтому нам с Вами стоит обратить внимание на мифы викингов. Если Вы с ними знакомы или читали мой цикл про германо-скандинавскую культуру, то Вам, как и мне сразу на ум придет холодный Хельхейм, который отделен рекой Гьёлль. Его хозяйка — Хель — великанша, которая с одной стороны синяя, с другой — красная. Не ледяной ли синей обычно рисуют Снежную королеву в книжках и мультиках?
Итак, Герда отправляется в потусторонний мир. Вот не знаю были ли у предков датчан шаманы, но у финнов они точно были. И ведь не зря в повествовании появляется финка. Путь героини напоминает путь шамана. Когда человек сильно болен или находится на смертном одре, в шаманизме считается, что его душа уже отправилась в загробный мир. Шаман входит в состояние транса, т.е. как бы переносится в параллельный мир тонких материй, и отправляется возвращать душу. Не правда ли, очень похоже на путь Герды?
Анализируя текст сказки и сопоставляя его с германо-скандинавскими мифами, я рискну предположить, что сначала девочка плутает по разным мирам. Старушка в шикарном саду, возможно, богиня из рода ванов — управительница природы. Вороны из истории про принца и принцессу навели меня на мысль про Одина и его жену Фригг. Ведь у верховного бога викингов было два ворона Хугин и Мунин, которые летали по Мидгарду — по Земле и сообщали обо всем хозяину. Быть может маленькая разбойница из рода цвергов или, наоборот, великанов-ётунов. Тогда олень, находившийся у нее в плену — это Локи. Во-первых, его часто ловили великаны, а во-вторых, он, практически, единственный, из персонажей германо-скандинавской мифологии превращался в животное. Правда, это была лошадь. В образах лапландки и финки, возможно, заключены богини норны. Они помогают девочке, потому что знают судьбу и, соответственно, будущее. Хотя, их образы все же ближе к шаманам — проводникам по загробному миру.
Получается, что не такие уж и детские сказки писал Андерсен. Может и вовсе они предназначались не детям? Возможно, мы совершаем ошибку, рассказывая такую историю ребенку? Но, если Вы и дальше собираетесь читать его книжки детям, будьте готовы с вопросам, которые могут оказаться очень «неудобными”
Источник
Метки: богиня, королева, Снежная
18 октября, 2020 - 8:55 дп
Скорее всего, Герда, сев в лодку отправилась по реке на поиски Кая, в загробный мир.
18 октября, 2020 - 9:14 дп
Это богиня Морена
18 октября, 2020 - 9:41 дп
Можно конечно принять версию автора статьи, но скорее всего это просто фантазия
18 октября, 2020 - 9:47 дп