Велемудр » Blog Archive » «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…» — тайна детской мирилки. Почему мирятся мизинцами?

«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…» — тайна детской мирилки. Почему мирятся мизинцами?

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика, Род-семья-ремесло

«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись...» — тайна детской мирилки. Почему мирятся мизинцами?

Есть такой интересный фольклорный жанр — мирилки. Этот жанр детского словесного творчества недостаточно исследован, но мирилки знают все.

 Стишки бывают разными, сопровождаются они одним важным действием — дети цепляются мизинцами, покачивают руками и приговаривают стишок. Своеобразный ритуал!

Филолог-фольклорист В. П. Аникин отметил, что «детский фольклор является неоценимым источником для изучения основ народной педагогики. Он интересен и в том отношении, что удерживает в преобразованном виде многие архаические элементы фольклора взрослых…».

Всё началось с культуры древних славян. Даже у мирилок есть ритуальная основа. Взрослые использовали такие стишки, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом. В детстве все ругались несколько раз в день, но мирились тоже быстро, используя те самые «волшебные мирилки».

Филолог А. В. Сидоренко соотносит мирилки с заговорами, молитвой. Для примера можно привести много таких дворовых выражений. Например, «куда фига /дуля, туда дым» очень похоже на заклинание! Еще вспомните выражение «Соль-вода!», которое использовали в детстве, чтобы отогнать шмеля или осу. Удивительно, но эти выражения связаны со славянскими заклинаниями, которые когда-то использовались предки с искренней верой в них.

Помните, как вызывали Пиковую даму, домового, гномиков? Ребёнку нужно волшебство. Например, чтобы быстрее доехал автобус до зоопарка, он придумывает какое-нибудь свое стихотворное заклинание. А какое чудо, когда под песенку «Дождик, дождик, прекратись», заканчивается дождь. Ребенок вокруг себя видит волшебство, так он познает мир.

Все эти стишки похожи на славянские магические заговоры. В их основе и правда мифологические представления древних славян. Но далеко не всегда можно понять семантику детского выражения или песенки. Например, выражение «Соль-вода!» непременно связано с сакральным отношением славян к соли и воде (живая/мертвая).

Но вернемся к мирилкам. Вот несколько разных вариантов!

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

Мирилки — это такой своеобразный способ воспитания. Стишки замаскированы под заклинания.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться не причем

Буду драца кирпичом.

А кирпич ломается,

Дружба начинается.

Часто дети дорабатывают эти стишки, добавляют в них свои слова.

Кря-кря-кря, мы с тобой друзья.

Хрю-хрю-хрю, я тебя люблю.

Сушки-сушки, мы с тобой подружки.

Для исполнения этого ритуала недостаточно просто сказать «волшебные слова», нужно ещё и обязательно сцепиться мизинцами в знак примирения. Только тогда заклинание срабатывает, дружба возвращается. Но что значат эти сцепленные мизинцы?

Дети цепляются мизинцами во многих культурах. Например, в Японии ещё произносится клятва «Юбикири гэмман», которая переводится примерно так.

«Совершаем обряд юбикири, кто нарушит слово, проглотит тысячу иголок».

Есть такое японское поверье, что люди, которым суждено быть вместе, соединены невидимой красной нитью. Нить привязана к мизинцам, она может растянуться, запутаться, но никогда не порвётся.

В славянской мифологии тоже значительное место отводилось нити, прялке, веретену. Судьба человека была связана с тем, какую нить сплело божество на веретене. В славянской мифологии были такие божества как Рожаницы. Считалось, что именно они определяли, какую жизнь должен был прожить родившийся.

Немного выше по божественному уровню была Мокошь — богиня судьбы и изобилия, она как раз и занималась ткачеством. В. В. Иванов и В. Н. Топоров в исследовании «К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа» считают, что её имя образовано от *mokos, что значит «прядение».

«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись...» — тайна детской мирилки. Почему мирятся мизинцами?

В мире древних славян много было обрядов, связанных с прядением.

Сцепление мизинцами может напоминать узел. Узлы тоже использовались в славянских ритуалах. Например, женщина завязывала на юбке защитный узел перед походом в лес, чтобы не столкнуться с Лешим.

В Смоленской губернии было принято нитку с узлами класть на порог, чтобы повезло в каком-то деле. Сопровождали этот обряд специальными словами: «Как етый вузил завязын, так у нас, рабов Божьих, дела […] сышлось бы» (Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов. М., 1994).

Узлы выполняли не только защитную функцию, но и «скрепляющую». Например, жениху и невесте связывали во время венчания руки полотенцем.

Детские мирилки, скорее всего, несут такой ритуальный подтекст. Дети скрепляют свою дружбу узлом, чтобы больше не ругаться.

Кажется, что это простой детский стишок, а на самом деле в нём мы находим отголоски языческих верований древних славян.

Источник

 240 total views,  5 views today

Метки: , , ,

4 комментария на “«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…» — тайна детской мирилки. Почему мирятся мизинцами?”

  1. welemudr сказал:

    Во время мирилок дети цепляются мизинцами, покачивают руками и приговаривают стишок. Это есть своеобразный ритуал

  2. starover сказал:

    Детские ритуалы могут дать много полезного для изучения наследия предков.

  3. zlata сказал:

    Интересен ещё такой ритуал когда дети на указательный пальчиках поднимают вверх лежащего человека как пушинку. Он теряет вес почти до нуля.

  4. welemudr сказал:

Оставить комментарий