Поклонение Перуну лучше всего прослеживается в народной традиции, много Его находится и в топонимике.
Само имя восходит к индоевропейскому корню *per (perk), perk (perg). В значении «ударять», который встречается в большинстве индоевропейских языков. С этими же корнями имеются сходные образы бога-громовержца у многих народов. Несомненно, Перун является очень древним богом, известным всем пра-славянам и древним славянам.
Антропоморфные черты Перуна сходны с литовским Перкунасом: оба предстают в образе рыжеволосого мужчины, восседают в колеснице, запряженной козлом. В руке держат топор или молот, со встроенной системой бумеранга: после броска во врагов и злых духов — предмет сам возвращается к владельцу. Фетиш этот (если топор брать) весьма древний — был известен среди европских обитателей со времен неолита. Впоследствии стал отождествляться с ударом молнии. Полное тождество воплотилось в «Мьолнире» — молоте-молнии скандинавского бога-громовержца Тора.
(Иллюстрация из открытых источников)
Стрелы-молнии. В общеславянском мифическом наборе поверий — топоры нередко именуются стрелами. Например, они (в огненном исполнении) из рук Перуна — проходят сквозь землю, проникают на определенную глубину и спустя определенный период (обычно через семь лет и сорок дней) возвращаются на поверхность. В Полесье до сих пор верят, что молния — это каменная стрела, пущенная на землю. Таким камнем считают белемнит или любой узкий продолговатый камень.
Понятие физических процессов у древних славян тоже присутствовало. Стрелы (громоотводы) использовались для того, чтобы защитить дом от приближающейся бури. Но как они помогали вернуть молоко коровам, которые его не давали, — только небо знает. Или, какие ритуалы со стрелами существовали, чтобы защитить урожаи, облегчить тяжелый труд, защитить новорожденных и новобрачных…
Гнев Перуна обычно вызывал смерть и разрушения, но мог быть и величайшим благом (кто жив остался). Среди славян и балтов было сверх-популярно поверье: весной первый гром пробуждает землю. После первой грозы вырастает трава, деревья покрываются зеленью, земля готова для посева и посадок. Молния же, попавшая в человека или дерево, наделяла его здоровьем или волшебной силой.
Именно по этому признаку часто посвящали богу-громовержцу большие деревья, прежде всего дубы. Которые прошли испытание «стрелами-молниями» Перуна и не сгорели. В XVIII в. в России архиепископ Феофан Прокопович выпустил предписание, по которому запрещалось людям «петь молитвы перед дубом». Значит, языческая традиция (или ее исковерканная христианская вариация) была жива-живехонька.
(Иллюстрация из открытых источников)
В кратком житии Адриана Пошехонского, написанном в 1612 г., рассказано об одном дьяконе. Тот поклонялся иконе Ильи-пророка (христианизированному Перуну), которую прикрепил к ясеню. Рощи, посвященные Перуну, впервые упоминает Гемольд фон Бозау в «Славянской хронике» середины XII века. От него мы знаем: обнесение священного Дерева изгородью — это такая «техника безопасности» (ага). Обеспечивает защиту территории от ужасной силы, которую несет удар молнии.
Ритуалы. Абсолютно логично, что возвышенные места — деревья и горы, которые боги-громовержцы избирали для явлений своих возможностей — считались символами центра местного географического мирка. Колыбелью, из которой все произошло. Мистически это выглядело, как объединение мужского и женского начал, земли и неба, соединившихся в некоем «высоком месте» под вспышки грома и сверкание молний.
В соответствии с Прокопием Кесарийским, византийским писателем VI века:
«Они считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды».
Наиболее частой жертвой был все же петух, и только по большим праздникам приносили в жертву быка, медведя или козла. Животное умерщвляли, чтобы потом съесть: во время церемонии оно наполнялось силой своего создателя, которая передавалась людям. Убитыми жертвенными животными пировали во время общей трапезы, чтобы сила божества перешла ко всем.
Такой обряд, проведенный в Северо-Восточной России, был зафиксирован в 1907 г. Шредером. Жертвоприношение совершалось в Ильин день (20 июля) и сопровождалась пением христианских молитв. Мясо медведя, приготовленное мужчинами, освящалось в церкви, а затем распределялось между жителями деревни.
(Иллюстрация из открытых источников)
Сокрушенные идолы. В Киеве стоял, богато украшенный золотом и серебром, резной Перун — еще во времена князя Игоря Старого. В летописи под 945 годом, во время «ратификации договора» с Византией им клялись:
«На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун, положил оружие свое и щиты, и золото…»
В Новгороде идол Перуна установил дядя князя Владимира Святославича — Добрыня. И не просто где-то над рекой, а в специальном святилище, названном Перынь. Раскопано, кстати, проверено археологией. Оно представляло собой круглую площадку, в центре которой возвышался идол, а по краям горели восемь костров.
После принятия христианства культ Перуна, как верховного языческого божества, подвергся наиболее яростному и сокрушительному искоренению. В 988 году, принявший крещение князь Владимир повелел привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи».
(Иллюстрация из открытых источников)
Новгородцы, приняв крещение, под руководством епископа Иоакима разорили святилище Перынь, идол божества разрубили на части, протащили по грязи и скинули в Волхов. Один новгородец, увидев, что идол волной прибило к берегу, отпихнул его шестом, приговаривая: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а нынче плыви прочь!»
Перун, как водится у ОАО «Аллилуя», был причислен к разряду бесов. На месте его святилищ построили православные храмы. В Киеве, например, на холме с идолом Перуна князь Владимир поставил церковь Святого Василия (при крещении он получил это христианское имя). На месте новгородской Перыни воздвигли Перынский скит, с церковью Рождества Богородицы.
Но память о Перуне народ хранил вплоть до XVII века. Вот что рассказывает иностранный путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в 1654 году:
«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». Где стоял этот их идол, — был построен монастырь, удержавший языческое имя и названный Перунским монастырем.
Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».
После принятия христианства функции Перуна перешли на Илью-пророка. В его «Житие…» входит мотив вознесения на небо в огненной колеснице. Считалось, что Илья-пророк ездит на ней по небу, посылает на землю грозы, гром и молнии. В фольклоре северных земель это звучит так:
Когда гроза сильная, говорят: «А, Илья-пророк катится, на тройке едет».
От Перуна Илья-пророк унаследовал еще один любопытный «перк легендарки»: во время грозы Он своими стрелами убивает нечистую силу, спрятавшуюся под деревом, лошадиным брюхом и даже у человека под одеждой. Белорусы говорят:
«Ударит Перун, так это Илья нечистика бьет».
Вот так, со временем имя «Перун» перестало восприниматься как имя божества, стало означать удар грома или вспышку молнии. Подобное употребление сохранилось в проклятиях: «Чтоб тебя Перун наказал!» (украинское), «Чтоб тебя Перун взял!» (русское и словацкое), «Чтоб тебя Перуном убило!». Во всех приговорках сохранена первоначальная функция бога.
Источник
Метки: древность, Перун, славяне
21 декабря, 2020 - 8:22 дп
Поклонение Перуну лучше всего прослеживается в народной традиции
21 декабря, 2020 - 8:44 дп
Перун у нас в сердце.
21 декабря, 2020 - 8:50 дп
Перун бог сын в главном Триглаве Русичей — Сварог (отец), Перун (Сын), Свентовит (бог света дух).
21 декабря, 2020 - 8:58 дп