10
Янв
О чем молчат камни Русского севера…
Опубликовал: Категория: История-культура-политика, ПриродаКамни – объекты неживой природы и немые свидетели древней истории, веками и тысячелетиями оставаясь на одном и том же месте, они скрывают в себе тайны прошлого.
Загадочные каменные сооружения можно встретить в различных уголках планеты. Всемирную известность получил английский Стоунхендж, на юге России, в Краснодарском крае и в некоторых других регионах расположились дольмены, традиционно привлекающие внимание туристов и исследователей. Есть свои «священные камни» и на русском севере. Это загадочные валуны — сейды, разбросанные по территории Карелии и Мурманской области. Подобные объекты встречаются и в скандинавских странах.
Сейды или «камни сейда» – обобщенное название, под которое попадают различающиеся по своей конструкции и внешнему облику мегалиты, заведомо находящиеся в неустойчивом положении. Они могут представлять собой, например, большой валун, водруженный на несколько более мелких камешков и стоящий на них, словно на ножках. Распространенным видом являются каменные пирамидки, их именуют гурии. Вес сейдов может достигать нескольких десятков тонн. Есть одиноко стоящие сейды и целые комплексы, часть из них остаются труднодоступны.
Зачем, кто и когда создал эти объекты? Единого ответа на этот вопрос у науки нет и, скорее всего, быть не может. Исследования каменных артефактов древности усложняется тем, что они являются объектом интереса как представителей гуманитарных наук (историков, археологов, этнологов), так и естественных (геологи, географы и даже физики и энергетики). Понятно, что у представителей разных научных дисциплин свои подходы и методы к исследованию объектов. С одной стороны, междисциплинарность предполагает более широкий взгляд, раскрывая объект с разных сторон, но с другой стороны прийти к общему знаменателю не представляется возможным. Более того, разговоры о лабиринтах и сейдах нередко переходят в плоскость мистики, эзотерики и даже уфологии.
Разными народами камни исторически воспринимались как материя, наделенная определенными свойствами, вера в сакральное значение камней отчасти сохранилась и до наших дней.
Культ священных камней существовал у саамов-лопарей, древнего народа проживавшего на территории северных регионов России примерно с рубежа II-I тыс. до нашей эры. По одной из распространенных версий, закрепившееся за каменными артефактами название «сейды» на языке древних саамов и обозначает священный камень. С исторической точки зрения сейды рассматриваются как важный элемент саамской культуры. Однако, известные археологам и этнографам сведения о мировоззрении, культуре и повседневности древних саамов никак не приближают к ответу на вопрос, поставленный в статье. До конца не ясно, рукотворные это объекты, или они образовались естественным путем. Существует и «компромиссная» версия, настаивающая на их двойственной природе. Согласно ей, часть из них воспринимается как памятник природы, а часть была создана человеком в культовых целях. Различия в конструкциях, внешнем виде и локализации добавляют этой гипотезе правдоподобности.
Если сейды и являлись творением рук человеческих, то их «строителями» вряд ли были саамы. Во-первых, по уровню технического развития саамы явно были далеки от создателей величественных сооружений древности в Европе, Азии и Латинской Америке. Сложно представить, каким образом древние охотники и рыболовы севера могли бы соорудить столь массивные конструкции. У саамов не было принудительного труда, уровень представлений об инженерии и чисто технические возможности этого народа, согласно мнению ряда специалистов, представляются недостаточными для создания таких сооружений. К тому же саамы были кочевым народом, а возведение сейдов требует трудозатрат, соответственно, возникает вопрос об их целесообразности. Скорее всего, саамы использовали в качестве сейдов уже имеющиеся каменные объекты.
Сейд в Мурманской области
В пользу «досаамского» происхождения сейдов говорят и некоторые известные факты о возрасте мегалитов. Так, исследователи установили, что мегалиты в Кандалакшском районе Мурманской области не моложе 8-9 тыс. лет, саамы же появились в этих землях значительно позже. Здесь стоит оговориться, что существующие датировки крайне условны и размыты, иногда «возраст» камней в различных уголках русского севера углубляют чуть ли не до миллиона лет.
Нерукотворное происхождение сейдов кажется куда более реалистичным. Валуны принято считать ледниковым наследием. Некоторые авторы подвергают это сомнению. В качестве аргументов ссылаются на характер поведения ледника, который вряд ли мог случайно оставить после себя подобные объекты. Камни установлены на вполне определенных местах, как правило, на возвышенностях, к тому же сейдами служили не «абы какие валуны», а наиболее выдающиеся. Эти формальные признаки вкупе с неустойчивым положением (хотя это не помешало им простоять несколько тысяч лет) позволяют думать о том, что поставлены сейды были умышленно, разумными существами. К этому выводу в цепочке своих размышлений приходит А. В. Волков.
Сейд в Мурманской области
Но если «авторами» мегалитических конструкций не являются ни саамы, ни ледник, то тогда — кто же? На ум волей-неволей приходит слово Гиперборея – мифическая страна, которая согласно одной из версий могла располагаться и на территории северо-западных регионов современной РФ. Недостаточность данных делает эту цивилизацию скорее объектом мифологии и литературы жанра фэнтези, нежели собственно исторической науки, а потому и возможная связь «сейдов» с гиперборейцами переходит в разряд очень смелых гипотез, не имеющих оснований для подтверждения или опровержения. В научной и научно-популярной литературе то и дело встречаются упоминания о некоей «древней арктической цивилизации», представители которой покинули северные земли в связи с ухудшением климата, оставив после себя мегалиты, названные сейдами. Но какова была цель их создания? Имели ли они культовое или сокральное значение для породившей их цивилизации? Об этом можно предполагать лишь исходя из общей логики исторического развития, найти более или менее определенный ответ на этот вопрос имеющиеся сведения о сейдах не позволяют.
Строго говоря, важно разделять мегалит как природный и/или археологический артефакт и сейд как объект культа. Сейдом, по мнению ряда кандалакшских краеведов, называется религиозная практика, техника освобождения души, которая в культуре оказалась связана с мегалитами и их правильнее именовать «камнями сейда». И. Шеффер определяет «сейд» как всякого рода божественность. А. Карстен понимает под ними «идолов, используемых лопарями при колдовании».
Сейдозеро
С сейдами связана саамская практика поклонения предкам. Камень сейда – это «родовой камень», в него вселяется дух. Существует саамское поверье о колдуне-нойде, который ушел на гору Уч-Ойв и окаменел. Саамы верили, что сейд – это по сути и есть «окаменелый предок».
Считалось что сейды, то есть духи камней, способствовали удаче на промысловом поприще – в охоте и рыбной ловле. А это для саама было синонимом сытой жизни. У сейдов совершались обряды жертвоприношения. У саамов они были максимально безобидным. «Жертвой» становилась часть добычи – хвост и голова животного или рыбы. Одним из вариантов жертвоприношения было обмазывание сейда рыбьим жиром или оленьей кровью.
Форма некоторых мегалитов и «две линии» саамских верований породили выделение учеными «зооморфных» и «антропоморфных» сейдов. Первые связывают с духами, покровительствующими промыслам, второй – с почитанием предков.
Сейды часто определяют как «энергетически заряженные валуны». На это указывает, в частности, Ю. П. Фефилатьев, петрозаводский автор, представивший «инженерный взгляд» на природу и происхождения сейдов в своей книге «По следам саамских тайн». Его выводы вовсе не противоречат «привычным» постулатам исторической науки, а скорее дополняют их.
Вокруг сейдов сформировалось немало легенд и поверий, как древних, так и относительно поздних. С группой сейдов, расположенных на беломорском архипелаге Кузова в Кемском районе Республики Карелия, связана поморская легенда «об окаменелых немцах», приведенная в книге «Лабиринты и сейды» ученого ИЯЛИ КарНЦ РАН Ю. П. Титова. Согласно ей в незапамятные времена «немецкие люди» намеревались совершить нападение на Соловецкий монастырь. «Немцами» поморы именовали шведов. На пути им помешал шторм и они были вынуждены укрыться на острове. Обосновавшись на вершине горы, захватчики видели стены обители, но не решались плыть дальше.
Господь разгневался на них за недобрые намерения и превратил их в камни. Якобы, эта история и дала название одному из островов архипелага – Большой немецкий Кузов. Очевидно, что данная легенда – порождение христианской эпохи. Она соотносится с реальными событиями начала XVI века, когда шведы действительно совершили набег на «Соловки» со стороны архипелага Кузова. Вероятно, легенда возникла в результате «наложения» на историческую реальность древнего саамского мифа о превращении человека в камень. Это лишь свидетельствует о том, что сейды находили отражение в культуре проживающих рядом с ними народов на разных этапах истории, оставаясь при этом загадочными артефактами древности.
Уже более столетия ученые бьются над загадками и тайнами этих мегалитов и связанных с ними культов, рождаются и опровергаются многочисленные научные и околонаучные мифы, а камни не спешат выдавать своих тайн, являясь предметом неугасающих споров и источником вдохновения для людей разных творческих профессий. Так образ камня использовала в своем философском романе «Взгляд из вечности» Александра Маринина. Правда, ее герой-камень никогда не встречался с людьми, сейды же повидали людей в больших количествах. Но об этом они молчат.
Источник
10 января, 2021 - 8:29 дп
Загадочные каменные сооружения можно встретить в различных уголках планеты.
10 января, 2021 - 8:44 дп
У камней долговременная память
10 января, 2021 - 9:17 дп