Велемудр » Blog Archive » Баба Яга как женщина, и как мать

Баба Яга как женщина, и как мать

Опубликовал: welemudr     Категория: Веды-наука-познания

Баба Яга как женщина, и как мать

Сегодня мы подробнее изучим связь Бабы Яги не только с миром мертвых, и её функции не только как стража на границе миров.

Мы обратим внимание на то, что она в первую очередь — женщина. Причем женщина ну очень женственная, крайне женственная. Эта чрезмерно выраженная и физиологичная женственность описана так:

«Титки через грядку«: грядка здесь — это палка, на которую вешали полотенца. Представьте себе такое, как у вас в ванной. Раньше эта перекладина служила для того же, она находилась прямо у печи, и там сушили полотенца и одежду.

«Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает» или «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит».

А есть и вовсе непристойный вариант: «Из избушки выскочила баба-яга, костяна нога, ж… жилена, м…мылена».

Баба Яга со всей очевидностью женщина, причем судя по размеру груди — этот атрибут не просто женский, а ещё и материнский. Чья же она мать, если у нее ни мужа, ни детей, да и она всегда старуха (во всяком случае в тех сказках, которые дошли до их собирателей в ХIX веке)?

Отсутствие мужа, и вообще любого «партнера» говорит нам о том, что родом Баба Яга из тех времен, когда плодородие мыслилось исключительно женским качеством. Об этом этапе нам говорят знаменитые фигурки венер, и наличие в большинстве культур фигуры именно богини-матери. И никогда она не имеет равного себе супруга — либо он отсутствует, либо занимает менее значимую позицию. Давайте посмотрим на намного более знакомых нам богинь, связанных с материнством.

Греки практически не изображали Урана, в отличие от его супруги Геи-земли, и не ставили ему культовых сооружений. В итоге он вообще погиб. А родился он изначально… от самой Геи. А вот она зародилась напрямую из Хаоса (вместе с Тартаром и Эросом — любовью) — по Гесиоду. Таким образом, Гея — одна из четырех основных космогонических сил, породивших Вселенную.

О муже Деметры — главной по природе в Греции — вообще почти никто ничего не слыхал. Хотя по основному мифу мы все знаем, что дочь у нее была.

Еще вот Иосиф, муж нашей Богини-Матери — Марии — хотя и присутствует, но явно в теневой позиции, и даже на один процент не почитается так, как его супруга. Это ли не отголосок палеолитического культа плодородия?

Может быть, старческий возраст Бабы Яги тоже подчеркивает в ней это качество — её роль лишь матери, но не жены.

Как и любая богиня плодородия, она имеет власть над силами природы: «Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едреньше за Иваном-царевичем бежать».

«Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом — и вдруг, откуда только взялись,— набежали всякие звери, налетели всякие птицы».

«Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, свистнула молодецким посвистом; вдруг со всех сторон поднялись, повеяли ветры буйные, только изба трясется!»

Что началось-то, она же была трупом? А теперь мать-земля? И здесь мы опять попадаем в безумно древнее понимание мироустройства. Дело в том, что многие первобытные народы считали, что после смерти человек превращается в животное (либо его душа вселяется в животное). Таким образом в Бабе Яге сливаются две эти функции — и покровительницы природы, и хозяйки царства мёртвых. Она даёт жизнь и отнимает её. Она властвует над мертвыми — и над животными, в которых они превращаются. А в каких именно животных? В тотемных.

В одной индейской легенде есть пример: герой попадает в загробный мир и видит, как волки приносят мертвеца. Они завернули его в волчью шкуру и начали плясать вокруг, и вскоре мертвец встал. Сначала он двигался неуверенно, потом крепко встал на четыре лапы, а потом присоединился к пляске. (Множество примеров из Северной Америки описаны Францем Боасом). Здесь и тотемный предок, и хозяин рода, и много ниточек к верованиям всего человечества.

Тотем — это выходец из самого первобытного анимизма. Австралийские мури называют тотемное животное «своей плотью». Племена залива Карпентария (тоже Австралия), при виде убийства своего тотема, говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат?» У бечуанов (в Африке) из племени изгоняется человек, которого укусил крокодил, потому что это их тотемное животное, а раз кто-то из умерших родственников укусил члена племени, значит это ненастоящий бечуан. (Меня в этом месте поразил факт, что у них крокодил может просто УКУСИТЬ, и это не закончится смертью укушенного. То есть средний бечуан может отбиться от крокодила. Вот это да!)

Конечно, на роль тотема выбирается самый сильный зверь, и у нас это были волки и медведи. Недаром, именно волки чаще всего сбегаются к крыльцу Бабы Яги — то есть не волки, а умершие люди из племени.

В книге Т. В. Гамкрслидзе и В. В. Иванова о праиндоевропейцах сказано, что культ медведя являлся менее значимым, чем культ волка. Оборотни в европейских легендах до сих пор обычно превращаются именно в волков, то есть даже ультра-современные «Сумерки» Майер — повторение всё той же анимистической первобытной истории. Впрочем, там и не отрицается связь с индейскими легендами. Волк – символ единства всего племени. У древних хеттов царь Хатгусили I (XVII в. до н. э.), обращаясь к собранию, призывает своих воинов-подданных «быть единым целым» и объединяться «как волчий род».

Мне всегда было интересно всё самое древнее, и тут получается, что древнейший наш тотем — это именно волк. А уже позже у славян постепенно функция волка стала менее главенствующей, и все мы знаем историю про имя медведя, которое даже было запретным.

Гура А.В., советский этнолингвист, пишет, что в XIX-XX вв. среди диких животных волк оставался одним из центральных и наиболее мифологизированных персонажей. В Полесье при встрече с волком нужно было вспоминать и называть по имени всех знакомых умерших, в надежде угадать, кто это.

Так вот, получается — Баба Яга имеет черты богини-матери или матери племени, и она — покровительница зверей и птиц (в частности волков). А звери и птицы (и в частности волки) — это тотемные животные племен, то есть умершие соплеменники. Круг замкнулся.

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: , ,

4 комментария на “Баба Яга как женщина, и как мать”

  1. welemudr сказал:

    Баба Яга в первую очередь — женщина. Причем женщина ну очень женственная, крайне женственная.

  2. Александр Николаевич сказал:

    Баба Яга это прежде всего путеводительница нашего «Я», так как древнерусский корень «Га» означает путь-движение. Отсюда и Гать и ноГа и дороГа. Не даром она снабжает добрых молодцев путеводным клубком.

  3. zlata сказал:

    Яга помощница добрым молодцам.

  4. welemudr сказал: