06
Июн
Кощей Бессмертный – современник и супруг Бабы-Яги – благородный дарователь жизни или злодей?
Опубликовал: Категория: НепознаноеДревнейшая на земле богиня, прародительница рода человеческого и всего мира, древнее которой нет ни в одной мифологии мира, – Баба-Яга.
Но есть в русских сказках и ее верный спутник и исполнитель ее повелений Кощей\Кащей. По мотивам этих сказок Кощею за его преданность Бабе-Яге приходится жертвовать своим бессмертием и жизнью. Будучи Бессмертным, он бессмертия в итоге лишается. Какой же мировоззренческий смысл заложен в этот его важнейший атрибут?
Очевидно, сказочный сюжет служения Бабе-Яге является отголоском самого архаичного сюжета человечества – матриархата. Причиной воплощения матриархата было естественное разделение труда и обязанностей. Мужчина был добытчиком и защитником, обладателем божественного импульса продолжения рода. Главной функцией недоступной и необъяснимой для мужчины – была детородная способность женщины. Эту способность она могла получить только от богов. Значит, была причастна к божественному происхождению самого мира. И богиней и являлась!
Так или иначе, мужские функции по охране и заботе о женщине в период созревания ее плода, отразились и в истории Кощея. По сути, изначальный Кощей предстает хранителем космического яйца. В русской мифологии это яйцо носит утка, которая вместе с зайцем находятся в сундуке. А сундук под дубом, на острове среди море-океана.
И если Великая Богиня обитает на Мировом древе, то заветное яйцо под его корнями и зарыто. Так что, в русской сказке она, принимая образ утки, оберегает священное яйцо. Заметим, что архаичный образ Кощея еще не изобилует присущими ему в поздних сказочных интерпретациях многочисленными отрицательными свойствами злого гения.
В сказках, приближенных к современности явно проглядывает демоническая природа Кощея Бессмертного, где он считается источником всякого зла. И охраняя при этом свои несметные богатства, он не прочь также умыкнуть какую-нибудь красавицу. И в этом главная коллизия – его постоянно тянет к девицам красавицам, одной из которых оказалась невеста Ивана
Чем же так отвратителен Кощей? Интуитивно каждый чувствует, что как-то оно связано с костями, а значит, с голым скелетом. Так ли это?
У В. Даля читаем:
«Кащей, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною».
Но это уже поздняя интерпретация имени. В сказках, к тому же, за Кощеем наклонностей киллера не наблюдается. Но известно, что он, несмотря на свой устрашающе нарисованный мифологией образ и имя, оказывается стороной страдающей от насилия. И каждый раз какой-нибудь герой под обобщенным именем Иван пытается уничтожить его, для этого прибегая к ухищрениям по поиску утки, яйца и, наконец, иголки, в которой заключена жизнь ненавистного Кощея.
И вот на этот момент сказочного сюжета нужно взглянуть с мировоззренческой точки зрения. Что же сближает Кощея с Бабой-Ягой, которая олицетворяла первопредкам русам Великую богиню, Деву-птицу, снесшую первичное мировое ядро?
Напомним, что это самое архаичное понимание русами начала начал легло в основу космогоний будущих народов мира. А сближает его с нею то (и архаичные космогонии указывают на это), что в нём заключено неумирающее жизненное начало, тот самый божественный импульс, отраженный в имени «Бессмертный». И это начало отражалось в его оплодотворяющей силе, заключенной в пресловутой игле.
Очевидно, изначально Кощеева игла – иносказательно символизировала детородный орган. Отсюда и неуемная страсть к молодым девушкам. В этом плане сказочные Змеи Горынычи, уволакивающие девушек явно были прообразами самого Кощея.
Было бы нелогично, если бы изначально Кощей не обладал способностью летать. Уже позже это отразилось в его змеиной ипостаси – Змее Горыныче. Да и Баба-Яга Костяная нога также сближается со змеем даже самим своим именем Аги (змей) у индоариев.
Стало быть, вещая сказочная старуха, заправляющая вихрями и вьюгами в сказочной мифологии, изначально была божественной Девой-птицей, высиживающей мировое яйцо. Также и ее охранитель, стороживший совместный плод, Кощей, выполняет функции птицы-самца. И этот образ Кощея – хранителя космического яйца и защитника Великой богини возник в самых древних глубинах, видимо, еще палеолита.
Позже уже этот образ обрастал мифологическими деталями. В нижнелужицком языке, например, колдуна, чародея стали звать «костларь» (kostlař). А наше старинное русское «кощунствовать» или «кощуны творить» – совершать действия, приличные колдунам и дьяволу, или в областных говорах «костить» – страшно ругать, бранить – откуда это всё?! Автор Слова о полку Игореве половецкого хана Кончака обзывает поганым кощеем, намекая на костлявую фигуру последнего.
Очевидно, «костлявая» внешность сказочного Кащея\Кощея обросла костяными деталями только со временем.
Нельзя не заметить также, что в сказках, как отмечал Афанасьев, Кощей подобно «поедучим змеям, чует «запах русского духа», и в заговорах доныне произносится заклинание против Кощея-ядуна».
Какую же цель преследовал Иван? Он добивался того, чтобы отнять у этого «злодея» бессмертие, и переламыванием иглы (символа) по сути лишал его функции божества плодородия. И он своего добился! Больше Кощей не мог уже претендовать на юных девушек. В русских сказках добро всегда побеждало зло!
С чем еще можно связать происхождение слова «Кощей». Известно, например, что он может летать, как птица. А с какой птицей можно связать его имя? Здесь можно согласиться с исследователями, которые связывают это имя с петухом.
Все мы слышали, как в деревнях зовут домашних птиц: «ко-ко-ко!». Такие звуки издают сами петухи и куры. Яйцо также называют «коко» , курицу, наседку – «кокошь», петуха – кочетом. Все это родственные слова. Отсюда и Кочет – Кош – Кощей.
А ведь петух не самая обычная птица. Всякая нечисть на рассвете исчезает с пением петуха. Афанасьев отмечал, что у славян было поверье о том, что старый петух, который прожил три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из него может вывестись демоническое существо – «василиск», принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка или цыпленка. Оно исполняет желание хозяина, но через три года забирает его душу. Считали также, что петух загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей.
Впрочем, известно, что и птицы, и змеи вылупляются из яйца. Это перевоплощение в самом яйце – и дали древним предками основания видеть перевоплощении Кочета-Кошея в Змея-Горыныча.
Итак, уже позднейшая традиция сделала Кощея Злодеем и повелителем царства мертвых. Изначальной же его функцией была ипостась верховного бога плодородия. Лишил же его пьедестала более молодой герой Иван. Тем самым, развенчав Кощея в роли охранителя символического яйца жизни.
В какой мифологии мы видим аналогичное действие по принудительному лишению плодородной функции? Смотрим снова на Древнюю на Грецию. Там в роли Ивана выступает Кронос, который, пресекая неудержимую плодовитость своего отца Урана, оскопляет его. Это был тот самый бесконечно плодовитый Уран, отец-небо «греческой» мифологии, олицетворявший собой мужское начало. Это он оплодотворял «мать-землю» Гею.
«Древние» греки заимствовали имя Яга у автохтонов Пелопоннеса пеласгов (праславян) и переделали его в «Гею». У русов все функции будущей «греческой» Геи уже тысячелетиями выполняла Яга (Баба-Яга). Об этом смотрите: zen.yandex.ru/media/bonorus/ni-v-odnoi-mifologii-mira-ne-naiti-obraza-podobnogo-russkoi-babeiage-ili-drevnee-ee-6049eb8265a3ff1101ebf809 .
Кстати сказать, имя Уран, как и ряд имен других древнегреческих богов, перевода с греческого не имеет. Но его функции очень ярко и убедительно отражены в праславянских богах – Яр, Юр. И славянское понятие «Юр», трактуется как половой инстинкт, мужская половая сила и все, что с этим связано.
Безусловно, что самой ранней ипостасью первичной божественной плодовитости и был Кощей Бессмертный. Много позже, мигрируя вместе с племенами предков, образ его обрастал и новыми деталями, и получал разные имена – Яр, Юр, Ур-ан, Ярило.
Таким образом, ясно, что изначальная благонесущая функция Кощея состояла в его плодовитости и несла в себе атрибут божественного дара. Но прошли тысячелетия и, забыв об этом, люди наделили его злодейскими свойствами, посчитав его в новой мифологии абсолютным злом. Впрочем, вознести до небес, а затем низвести до уровня праха земного – это ли не в природе всякой человеческой общности?!
Что ни говори, сказка ложь, но в ней намек… Добрым молодцам урок.
Источник
6 июня, 2021 - 8:06 дп
Древнейшая на земле богиня, прародительница рода человеческого и всего мира, древнее которой нет ни в одной мифологии мира, – Баба-Яга.
6 июня, 2021 - 8:57 дп
Кощей олицетворяет определенные силы вселенной
6 июня, 2021 - 9:03 дп
Что то в этом есть
6 июня, 2021 - 10:06 дп