10
Июн
«За тридевять земель в тридесятое царство»: космическая география русских сказок. Русские вышивки.
Опубликовал: Категория: История-культура-политика(Аз есьм в телеграм-канале https://t.me/welemudr1)
Что -же это за царство такое — «тридесятое» ?
Версия на основе космогонических представлений древних русов, ставших предками русских. Через сказки сквозь тысячелетия доносится голос глубокой, таинственной древности…
А.В.Рачинский, А.Е.Фёдоров, институт Восточных языков и цивилизаций, Сорбонна, Париж, МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва.
…В.Я.Пропп, исследуя русские сказки, отмечает, что «Тридесятое царство» («Небывалое», «Иное» государство) — «Потусторонний Мир» имеет «какую-то связь» с Солнцем, Луной, звёздами, однако, «никакого внешнего единства в картине тридесятого царства нет» — оно помещается и на небе («Подсолнечное», «Солнечное» царство) и под землёй («Подземное царство») и под водой («Подводное царство»). Нам представляется, что это не так — единство «Тридесятого царства» есть -Это Царство Солнца, что раскрывается в его названии и в его местоположении. Обратимся к космогоническим представлениям древних славян, живших 5000 — 4000 лет назад на Русской равнине. Около 4000 лет назад часть из них начала движение на юг, ушедшие стали предками индо- и ирано-ариев, оставшиеся, русы, — стали предками русских людей. О том, что древние арии вели астрономические наблюдения, свидетельствуют древние обсерватории, сохранившиеся на территории их расселения. У индо-ариев сохранился астрологический календарь — календарь древних ариев, отражающий космогонические представления его создателей.
Итак, «Тридесятое царство» находится за «Тридевятью землями». Что же это за тридевять — 27 земель? — Это небесный путь Луны, через 27 дней, возвращающейся в исходное созвездие (так называемый «сидерический месяц»). Каждый день Луна, по представлением ариев, проводит в новом созвездии-дворце («земле» русских сказок). 27 лунных созвездий существуют у ирано-ариев и индо-ариев (в индийском трактате IV -III вв. до Р.Х. Артхашастре Каутильи говорится, что «звёздный месяц» имеет 27 суток). (Наряду с 27-суточным месяцем, в индо-арийской астрологии существует и 28-суточный месяц близкий «аномалистическому».)
Эта подсказка позволяет ответить на вопрос — что же такое «Тридесятое царство»? Тридесять дней — 30 дней, — длится синодический месяц, представляющий собой промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (например, новолуниями). За 30 дней Солнце проходит одно созвездие Зодиака. За 12 месяцев Солнце проходит весь Зодиак. Но, в соответствии с индоарийскими представлениями, каждому созвездию Зодиака соответствует своё Солнце!
Аль-Бируни, изучавший индийскую культуру в XI в., пишет:
«Теологи стали утверждать, что солнц 12, каждое из них восходит в одном месяце. В книге «Вишну-дхарма» говорится: «Вишну, а это Нараяна, у которого нет ни начала во времени, ни конца, разделил самого себя ради ангелов на 12 частей, которые стали сыновьями Кашьяпы. Это и есть солнца, которые восходят в каждом месяце»». Бируни приводит наименования каждого из 12 солнц-месяцев, при этом, лишь вообще-солнце называется «Адитья».
Представление о множестве солнц (как в количественнм отношении, так и в качественном) мы находим в древних индийских текстах. Так, в Чхандогья и Майтраянии упанишадах говорится о цветах солнца -красновато-коричневом, белом, синем, жёлтом, красном, красноватобуром, бледно-красном, коричневом, чёрном. «Чёрное солнце» связано с ночью, темнотой, с царством мёртвых.
Представление о множественности солнц существует так же в русской культуре. В частности, в росписи северо-русских прялок. На них изображаются многочисленные солнца разнообразной формы и разного цвета.
Таким образом, «Тридесятое царство» — это царство, в котором каждые 30 дней появляется новое Солнце — то есть, это Царство Солнца, «Подсолнечное царство» русских сказок — Потусторонний мир. О том, что хозяином этого царства является Солнце, говорят так же существующие в «Тридесятом царстве»: «Медное», «Серебряное» и «Золотое» царства. Золотая окраска — цвет «Солнечного царства», серебряная, белая окраска — цвет «Потустороннего мира», медная окраска — цвет «Солнечного царства». Но как известно, медь чернеет со временем, а чёрная окраска — цвет «Подземного царства», царства мёртвых (вспомним «чёрное солнце»). О солнечной природе «Тридесятого» царства говорят и задания, стоящие перед героем сказки -он посылается за предметами, «которые можно достать только в «Тридесятом царстве»»: он должен «достать Солнце, Луну и звёзды», «достать от Солнца и от Месяца ключи», достать золотые предметы, «и решить другие задачи, связанные с Солнцем».
Как же совместить Солнечное царство с «Подземным» и «Подводным»? Ответ лежит на поверхности — по древним представлениям Солнце вечером спускается в «Подземное царство» (вспомним «чёрное солнце» индо-ариев), или «Подводное», а утром возвращается в «Небесное царство». То есть, все три царства относятся к Солнечному, называемому в русских сказках «Тридесятым».
В «Тридесятом царстве» пребывают и души умерших. «Согласно упанишадам, души умерших отправляются по лунному пути (pitryana). Прибыв на луну, они подвергаются допросу, как при инициации; те, кто не способен ответить, падают обратно на Землю, чтобы родиться вновь. Те, которые знают, направляются к богам по пути богов (devayana), названному также солнечным путём».
Описание «Тридесятого царства», приводимое В.Я.Проппом, указывает на то, что в нём находится множество царств, населённых разными жителями. В этих царствах живут диковинные животные — львы, змеи, птицы; растут диковинные растения, стоят терема-дворцы, населённые разными существами — и человекообразными и похожими на животных, по небу летают летучие корабли, крылатые кони, Жары-птицы. Дворцы и терема имеют золотые верха, у них крыльца, словно крылья, стоят они на столбах. Золото — непременная принадлежность «Тридесятого царства», — это металл Солнца, металл «Потустороннего мира» .
Существуют и зримые образы «Тридесятого царства» — именно оно запечатлено на русских вышивках, где мы видим храмы-дворцы с золотыми и разноцветными куполами, верхами, небесных жителей и растения. Это диковинные животные (прежде всего, птицы, львы, крылатые змеи), человекообразные существа, кони, необычные деревья, по Небу летают корабли. На сооружениях — нехристианские символы, сооружения стоят на столбах-ножках, имеют крыльца похожие на крылья, по бокам у них «когтистые лапы». «Курьи ножки» у избушки бабы-Яги — знак принадлежности Потустороннему миру, избушка имеет зооморфные черты.
Русские вышивки, являясь священными, передавались от поколения к поколению без изменений — в них сохранился мир древних ариев -наших предков.
Но такие же храмы-дворцы мы видим в русской и индийской архитектуре. Только у русов и ариев есть храмы с золотыми и разноцветными куполами — символами «Подсолнечного царства» и разных Солнц. А владимиро-суздальские храмы XII — XIII вв. донесли до нас и когтистые лапы (в основаниях колонн), столь распространённые по бокам храмов-дворцов на вышивках. Именно «Тридесятое царство» рисует каменная резьба, покрывающая стены этих соборов.
Русские вышивки — источник по истории культуры носителей гаплогруппы R1a
А.Е.Фёдоров, МГУ имени М.ВЛомоносова, Москва.
Носители гаплогруппы R1a по данным ДНК-генеалогии появились ок. 24000 лет назад в Южной Сибири (район Байкала — Алтая). Оттуда они начали движение на запад — в район Памира — Северной Индии (ок. 15 000 л.н.) — на Иранское нагорье (ок. 13 000 л.н.) — и около 10 000 лет назад пришли на Балканский полуостров и начали расселение по Европе. Около 5000 лет назад жившие на Балканах и в Центральной Европе носители субклада [ветви] R1a-Z645 (А.А.Клёсов предложил их именовать «древние арии»), в виде двух дочерних ветвей Z93 и Z283-Z282-Z280 перешли за Карпатские горы и поселились на Русской равнине. Около 4500 лет назад часть носителей гаплогруппы R1a, живших на территории Русской равнины (ветвь Z93), начала движение на юг, от них произошли арийские народы. Оставшиеся, по предложению Л.П.Грот, получили имя древние русы.
Как показали наши исследования, на русских вышивках присутствуют архитектурные изображения, соответствующие русским и индо- ираноарийским сооружениям. (Русская архитектура, так же как индийская, является наследницей высокоразвитой древне-арийской, имевшей сложную космогоническую символику.)
Однако, на вышивках есть типы сооружений, полностью отсутствующие в русской архитектуре, но распространённые в индийской (рис. 1). В то же время, на вышивках отсутствуют такие характерные формы русской и индийской архитектуры как кокошники/бочки (инд. «куду»), крещатые бочки. Это тем более удивительно, что эти архитектурные формы (особенно кокошники с килевидным завершением) очень широко распространены как в русской, так и в индийской архитектуре. Хотя распространены они и не повсеместно. Их нет, например, в карпатской (русинской) архитектуре, их нет в гималайской архитектуре — т.е. в наиболее глухих, удалённых местах, где сохраняется наиболее архаичная архитектура. В то же время, наблюдается поразительное сходство карпатской архитектуры с гималайской .
Было высказано предположение, что карпатская и гималайская архитектура сохранили архитектуру носителей гаплогруппы R1a, существовавшую уже 15000 лет назад на севере Индии и затем — на Балканах, задолго до мутации, приведшей к появлению носителей субклада R1a-Z645 («древних ариев»). Впоследствии, на Русской равнине, ок. 5000 лет назад древние арии создали такие формы, как кокошники/бочки, крещатые бочки, которые позже, ок. 3500 лет назад, были принесены ариями на Индостан, но не проникли в Гималаи, так же как не проникли и в Карпатский регион.
Рис. 1. «Ступа» на русских вышивках. В верхней части ступы — Хармика и Небесная чаша, внутри — человекообразная фигура (фигуры), голова которой на рис. «А» представляет собой ромб с крестом — знак существ Потустороннего мира. (А, Б, В) Преобразования первичного образа, сохраняющие характерные черты первообраза (русская вышивка). (А, Б) (Псковск., Новг. губ. (?)). (В) Конец полотенца . Изображение на рис. «А» очень близко изображению на рис. «Г», Хармика так же имеет зубцы, но отсутствует раструб, что характерно для русских храмов (такие хармики есть и в Индии). (Г) Русская вышивка (Псковск., Новг. губ. (?)). Сооружение имеет вид буддийской ступы — шар, на котором стоит Хармика, внутри шара -человекообразная фигура (ср. рис. «Д», «Е», «З»). На Хармике 5 зубцов (языков пламени (?)) — ср. с рис. «А» и с буддийским символом Алтаря (рис. «Ж»). (Д) Рельеф из Аджанты (V в. по Р.Х., Пещера № 19, Индия). (Е) Рельеф из Нашика (I в. до Р.Х. — III в. по Р.Х., Индия) (по Дж. Фергюссону) . (Ж) Буддийский знак, обозначающий Алтарь. (З) Ступа чайтьи в Карли (II в. до Р.Х., Индия).
Очевидно, вышивки (будучи священным изображениями, передаваясь неизменными от поколения к поколению) не включили новые архитектурные формы, возникшие ок. 5000 л.н., как и не отказались от исчезнувших. Они донесли до нас священные изображения, возникшие во время миграции носителей гаплогруппы R1a из Южной Сибири в Европу. Это предположение позволяет объяснить:
(1) наличие на русских вышивках типичных индийских сооружений — ступ (рис. 1), отсутствующих в русской архитектуре, наличие на вышивках южных животных (львов, павлинов, ящеров и др.);
(2) отсутствие на вышивках кокошников/бочек, возникших на Русской равнине и отсутствие северных животных (медведей, волков).
Таким образом, русские вышивки запечатлели сооружения и животных, окружавших носителей гаплогруппы R1a более 10 000 лет назад. Соответственно вышивки в качестве священных изображений, по-видимому, сформировались более 10 000 лет назад, задолго до прихода носителей гаплогруппы R1a на Русскую равнину. Поскольку на вышивках мы видим образ «Тридесятого царства» (Солнечного царства) русских сказок, можно полагать, что этот образ также возник более 10 000 лет назад..
ИСТОЧНИК
Метки: земля, тридевять, тридесять, царство
10 июня, 2021 - 7:43 дп
Через сказки сквозь тысячелетия доносится голос глубокой, таинственной древности
10 июня, 2021 - 8:43 дп
27 земель это количество планет в нашей солнечной системе.
10 июня, 2021 - 8:47 дп
Интерпретировать можно по разному но есть ли это истина
10 июня, 2021 - 9:47 дп