Велемудр » Blog Archive » Религиозная символика древних славян

Религиозная символика древних славян

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Конь-охлупень на крыше русского дома

(Аз есьм в телеграм-канале Велемудр  https://t.me/welemudr1)

Постройка традиционного жилья на Руси, его тип и конструкция является наследием наших древних предков.

Придавая своему дому традиционную форму, современный человек не задумывается, что строит свой дом в строгом соответствии с требованиями древних славянских религиозных традиций. Четырёхстенный дом – это образ этого мира – Яви, он обращён на четыре стороны света. Завершая постройку дома, устраивают двускатную крышу, под «коньком», тем самым придавая дому образ русской руны «КА», имеющей вид стрелы, обращённой вверх. Этим символом устраивается над домом мир Прави обиталище Бога, а поперечная внутренняя несущая стена дома, в древности эту функцию выполнял центральный опорный столб, мир Навиприсутствие душ умерших родственников. Таким образом, традиционный русский дом являет собой малый образ всего мироздания.

Выражение «конёк» кровли дома у нас до сих пор сохранён в обиходе. С двух сторон кровли дома обычно домостроителями устраивались вырезанные из дерева головы коней – «коньки», тем самым, изображая эти символы, они желали обитателям дома небесное покровительство и благословение.

Охлупень, XIX в
Охлупень, XIX в

В Древней Вагрии (Полабская Русь) на острове Руяне (Буян), современный Рюген, в храме Святовида Арконского, волхвы использовали в качестве оракула живого коня белой масти, по поведению и движению которого пророчествовали о нуждах и судьбах своего народа, а также возвещали волю бога всем приходящим к капищу для получения откровения[1].Почитание белого коня, как носителя бога и его силы, со временем пришло и в религиозную практику Древней Руси. На белом коне имели право ездить только князья, волхвы, а в христианские времена – митрополиты. Кон – начало всего мира – Бог и завершение всего – Конец. Утверждение Божественной истинности в этом мире между людьми, а не правды человеческой определяется словом Конечно! «Слово конь семантически связано с «кон» (закон) – искони, порядок, рубеж. Кон его пришел – черед, очередь. От этого корня образованы слова: испокон, искони – беспредельный, безграничный, и т.д., вдокон – нареч. совсем, вовсе, дотла, вдосталь, вконец, вокорень; вконать – уставить законом, узаконить, ввести в правило, в закон, в обычай; законпредел, постановленный свободе воли или действий; правило, постановление высшей власти, Закон Божий, Откровение составляющее сущность веры»[2] Таким образом, корень -кон- связан с такими понятиями, как Бог, вечность, закон, начало, образ, сущность, неизменяемость.

На русском севере сохранилась традиция украшать поклонные и могильные кресты «полицами», которые прибиваются поверх креста от краёв большой перекладины к навершию, образуя опять же руну «КА». Православие освятило древнюю традицию. В сочетании получается Крест – жезл спасения, возводящий душу в горний мир. Поклонными иконами украшены многие деревни, сёла и погосты. При въезде и выезде из села обычно устанавливают резной работы столб, в верхней части которого, в нише под «полицами», помещают образ особо почитаемого в данной местности святого. В языческие времена так ставили урну с прахом чтимого почившего пращура.

Русский крест под полицами
Русский крест под полицами
Русские домовины
Русские домовины

А.Д. Нечволодов (1864–1938) в «Сказании о Русской земле» приводит описание подготовки к смерти молодой девушки, пожелавшей умереть вместе со своим почившим господином, засвидетельствованное арабским писателем путешественником и миссионером Ахмадом ибн ал-Аббас Ибн Фадланом побывавшем на Руси в 921 – 922 гг. Девушку трижды поднимали, взяв под ноги, к самому верху конька дома, в котором она жила. В тот момент, когда она находилась под коньком крыши дома, все окружающие люди спрашивали у нее: первое – видит ли она всех своих почивших сродников, второе – видит ли почившего господина, и в третий раз спрашивали, видит ли она весь горний небесный мир [3].

Фотография из книги А. В. Ополовникова
Фотография из книги А. В. Ополовникова

Человек, созданный по образу и подобию Бога, наделенный разумом, живым сердцем, волею и свободой, получил ещё один уникальный дар – разумное слово. Право разумно нарекать имена и определять сущность вещей и предметов природы есть прямое проявление этого дара. В книге Бытия написано: «И нарёк человек имена всем скотам, и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2, 20). Слово, произнесённое человеком, определяет значение смысла явления или сущности физического или духовного мира, а слово, записанное на предмете, сообщает ему, энергию духовного мира, переводя в качественное состояние синергического единства. Современный исследователь языка Древней Руси В.В. Колесов отмечает: «…Древнерусская философия есть в прямом смысле любомудрие, иначе – всеохватывающая мудрость, которая своим предметом имеет идею в отношении к вещи, но ищет эту связь в слове. Следовательно, источником философствования является язык (тексты), а элементы философии можно обрести в любой сфере жизнедеятельности Древней Руси. Только в этом смысле можно говорить об общемировоззренческом характере русского любомудрия» [4].

Обращение к Богу посредством разумной молитвы и освящение мира природы, чрез нанесение посвятительных надписей – живого слова, сообщалинеживой материи благословение, чем совершалось посвящение вещественного мира духовному – это уникальное качество патриархальной «простоты» русского язычества. Отсутствие храмов как таковых и внешней храмовой атрибутики – это не признак слабого развития славянского культа, как это принято считать, скорее, наоборот, при внешней простоте наиболее полно сохранилось древнее изначальное служение Богу, как надмирной и совершенной Личности.

Живому Богу не нужны жертвы и приношения, Ему нужна чистая, нелукавая, добрая личная жизнь, способная преобразить человека по образу и подобию Бога. Русское язычество из всех мировых религий доисторического периода наиболее полно сохранило близость к религии Ветхого Завета, так как по духу и преданию культовой традиции сохранило первичную веру праотцев.

«Идеология молчаливого почитания божества нашла выражение в замечательной исключительной славяно-русской изоглоссе, которую по праву можно считать стадиально древнейшей изоглоссой религиозной терминологии: слав. goveti с его набором значенийпоститься’, ‘хранить почтительное молчание’, ‘воздерживаться’, ‘благоприятствовать’ – лат. favere ‘благоприятствовать, быть милостивым; хранить молчание’ (ЭССЯ. Вып. 7. С. 72–73). Важность этого старого лексического соответствия состоит в том, что оно является далеко еще не использованным наукой свидетельством о древнейшей, видимо, религиозной практики и соответствующих представлений, которую уместно для краткости называть стадией favere <…>. Терминология молитвы, гимна, песнопения, как правило, вторична. Это мы наблюдаем на этимологическом выявлении судьбы слав. peti, русск. петь. <…> Сказанное несколько меняет и воззрения на природу языкового табу: ученые, кажется, больше привыкли считать, что языковые запреты практикуются относительно уже существующей лексики. В этом допустимо усомниться, выдвинув в духе развиваемых здесь мыслей положение о том, что запреты старше слов. Может быть, именно примату табуистичности, его преодолению и обыгрыванию с древних времен язык обязан своей глубоко имманентной метафоричностью, которую на каждом шагу помогает вскрывать этимология…» [5]

Древние славяне верили в Триединого Бога – создателя всего сущего[6], верили в Первоевангелие – первое благовестие: спасение от Семени Девы – Христа Бога, Который родится от Девы Богородицы: <…> и вражду положу между тобою (дьяволом) и между Женою, и между семенем твоим (каиниты – все люди зла) и между семенем Ее; (всех праведников) оно будет поражать тебя (дьявола) в голову (чистой праведной жизнью), а ты будешь жалить его в пяту» (через преступления) (Быт. 3, 15). Постепенно, со временем, люди впали в различные заблуждения, обоготворяя силы природы как проявление сил второстепенных богов, провозвестников воли Единого Бога.

Ветхозаветным патриархам Господь запретил изображать Бога под любым видом или образом, что всегда сохранялось в русском язычестве (Исх. 20, 1-10). Бог Вседержитель никогда не изображался на Руси, но Ему делались тайные посвятительные надписи, которыми благословлялась земля и посвящалась Ему в священное достояние. Иудейским патриархам было запрещено строить храмы и жертвенники из обработанного камня.

Что мы видим у славян и особенно у русских людей? Отсутствие традиционных видов храмов: ни малых, ни больших. Как это и полагалось по ветхозаветному закону: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих: где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66, 1). Все обнаруженные археологами славянские жертвенники – это дикие природные и необработанные камни, имеющие обычные для славян посвятительные надписи богам: храм рода, храм яра и другие. «Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай из тёсаных, <…> и не восходи по ступеням к жертвеннику». <…> (Исх. 20. 25–26).

Вполне достаточно этих примеров, чтобы показать, насколько русское язычество было близко к ветхозаветной религии и насколько полно, по сравнению с другими народами земли, наши предки сохранили первичную религию. На Западе язычество достаточно быстро стало не способом вернуть себе потерянную, но так желанную жизнь с Богом, а трансформировалось в откуп богам жертвами и приношениями, золотом и серебром, оргиями и мистериями. Всё превратилось в бухгалтерскую отчётность, необходимость жертвенно-денежного взноса для «удовлетворения и умилостивления богов», лишь бы они не мешали жить так, как хочется… Эта неисцелимая рана души западноевропейского человека так и не загладилась даже христианством. Эта болезнь души перешла в догматику католического и протестантского богословия, весь смысл которого заключается не в преображении души и ума человека через нравственное совершенствование, которое раскрывает в человеке образ и подобие Бога, а всё свелось к уплате подоходного налога в Папскую казну или казну протестантской общины…

Продолжение следует!

Если вам интересна подлинная история нашего великого Отечества — буду рад приветствовать вас в числе читателей канала Русские Древности!

Также приглашаю посетить мой сайт www.rusdrev.com

Николай Владимирович Солнцев.

[1] Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб: Алетейя, 1995. С. 211–213.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880–1882 г. Т. 3. С. 137–138. Т. 4. С. 253, 267–268.

[3] Нечволодов А.Н. Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 72–75

[4] Колесов В.В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. С. 395

[5] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М.: Наука, 2002. С. 201–202

[6] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 434.

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: ,

4 комментария на “Религиозная символика древних славян”

  1. welemudr сказал:

    С двух сторон кровли дома обычно домостроителями устраивались вырезанные из дерева головы коней – «коньки», тем самым, изображая эти символы, они желали обитателям дома небесное покровительство и благословение.

  2. starover сказал:

    Символизм в разных местностях отличался.

  3. zlata сказал:

    Деревянных дел мастера это было в средней полосе, а в Русколани много было из камня.

  4. welemudr сказал: