Большинство читателей наверняка в детстве читали былины.
В них описаны могучие и находчивые богатыри, встающие в час беды на защиту своей земли и народа. Их отвага и бескорыстность восхищала и подавала пример беззаветного патриотизма. На самом деле термин «былины» был введен в обращение в XIX веке Иваном Петровичем Сахаровым — русским этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. На самом деле в древности былины называли по другом — «старинами», «старинками» или «старинушками». Их как правило древние сказители исполняли под гусли.
В русском народном творчестве былины составляют одно из самых замечательных явлений.
Среди описанных в былинах богатырей угадываются реальные исторические персонажи, ставшие прообразами для их героев. Но один из богатырей как бы стоит особняком. Зовут этого богатыря — Святогор.
Русские эпические былины стали складываться, как считается с 10 века. Однако ещё в XIX веке русский историк и этнограф Леонид Николаевич Майков предполагал, что ряд сюжетов былин могут быть отнесены к общему индоевропейскому единству. Например эпическое сказание о древнерусском богатыре Святогоре. Хотя былины с образом Святогора переплетены и с историческими временами, но по ряду признаков имеют гораздо более древние корни. Возможно уходящие аж в историю Русколани (нынешнии Дон, Кубань, Крым, Ставрополь).
Рассмотрим былинный образ Святогора. Он является богатырем исполинских размеров, как сказано о нем в былинах:
«выше леса стоячего, ниже облака ходячего«
вес его сама мать-земля с трудом держит на поверхности. А в былинном сюжете где Святогор встречается с Микулой Селяниновичем поднимая суму, в которой заключена «тяга земная» он уходит ногами в землю. В другой былине измождённый и уставший Святогор перед смертью передаёт часть своей силы Илье Муромцу. (Русколань отдала часть своей силы Киевской Руси).
Такое предположение выглядит на первый взгляд немного нелепым. Но если посмотреть внимательнее, то о том, что Святогор имеет корни сюжета до возникновения Киевской Руси говорит его местожительство – он живет на высоких Святых горах и не появляется на Руси. Так что место его обитания — скорее всего нынешний Северный Кавказ. Согласно В. Топорову, Киевская Русь находится в антагонизме со Святыми горами (Киевская Русь и Русколань всегда боролись за главенство). А в предгорьях Кавказа обитали как казаки так и анты – праславянские племена, известные по письменным источникам. Есть вероятность, что первые сказания о Святогоре возникли еще тогда.
Есть еще и третья былина, связанная со Святогором, в которой он женится. По сюжету Святогор по совету Микулы Селяниновича отправляется узнать свою судьбу к Сиверским горам, где кузнец предсказывает ему женитьбу. По предсказанию невеста жила в Приморском царстве на гноище. Гноище это старое название болот (или лиманов на Кубани). По сюжету, приехав в Приморье, Святогор нашел больную Пленку Поморскую. И к этой больной Пленке, которая вся была покрыта корой, Святогор положил 500 рублей, ударил в грудь мечом и уехал. Позже Святогор вернулся в эти края, узнав о появившейся красавице, на которой и женился. Каково же было его удивление, когда он увидел шрам на ее груди от своего меча.
Также в образе самого Святогора содержится намек, на легенду о Волотах. Это очень древнее поверье и все топонимы связанные с Волотами очень старые.
Таким образом, Святогор, возможно один из древнейших образов богатыря в былинах славян Могущественный Князь державы Русколань.
Источник
6 октября, 2021 - 6:14 пп
В русском народном творчестве былины составляют одно из самых замечательных явлений.
6 октября, 2021 - 6:15 пп
Святогор Могущественный Князь державы Русколань.
6 октября, 2021 - 6:17 пп