Какой царь из династии Романовых наиболее активно уничтожали русскую народную культуру? Наверняка большинство из вас припомнят Петра I, но не только он. Разрушение народных традиций началось при его отце — Алексее Михайловиче Романове.
Борьба с «бесовскими деяниями и игрищами» 1648 г. — один из первых указов, который царь провозгласил после прихода к власти. К этой категории отнесли веселые песни, пляски, рассказы сказок и небылиц, загадывание загадок и даже игру в шахматы.
Музыкальные инструменты: гусли, балалайки, волынки изымались у народа и сжигались, а сами артисты подверглись преследованию власти.
Наиболее жестокому гонению подверглись скоморохи и гусляры. О причинах по которым русский царь уничтожал народную культуру я расскажу в данной публикации.
Причина №1 религиозная
С самого начала своего становления церковь была против веселья и смеха. Многие святые негативно высказывались о смехе.
Смех делает слабыми узы целомудрия, смех отталкивает, смех не воспоминает о страхе Божием, смех не боится угрозы геенны, смех – путеводитель блуда, шутливость – изобличение необузданного человека, смехотворство производит то, что мы впадаем в беспечность, смехотворство – повод к презрению (свт. Иоанн Златоуст)
О причинах негативного отношения к смеху мы можем судить по данной цитате Иоанна Златоуста. Веселого, позитивного человека сложно запугать угрозами ада и наоборот несчастного, убитого горем человека гораздо проще сделать религиозным.
Отношение церкви к актерской профессии и представлениям изначально было отрицательное. Иоанн Златоуст называл театр «училищем страстей», а актрис — блудницами. Правило 24, 6-го вселенского собора запрещает клирикам не только участвовать, но даже присутствовать на театральных представлениях.
Тем не менее в первые века после принятия православия на Руси, церковь вполне мирно уживалась со скоморохами и гуслярами. Их изображение можно даже найти на фресках Собора Святой Софии в Киеве.
Почему ухудшилось отношения церкви к народным артистами?
Во-первых, духовенство видело в них конкурентов. Ведь вместо того, чтобы идти в церковь и слушать заунывные песнопения и рассказы об адских муках, люди предпочитали смотреть весёлые представления скоморохов и слушать гусляров — сказителей.
Во-вторых, духовенство видело в народной культуре отголоски язычества.
Но никто из царей и князей до Алексея Михайловича не запрещал деятельность народных артистов. Тишайший был очень религиозным человеком. При его отце Михаиле Фёдоровиче по факту правил его дед патриарх Филарет, а государственная власть была практически едина с церковной. Алексей Михайлович строго соблюдал все посты и ежедневно читал молитвы и посещал все службы. Религиозность царя была важной причиной из-за которой он начал преследования народных артистов.
В государственном архиве можно найти текст грамоты 1648, которую писал Алексей Михайлович Тишайший белгородскому воеводе, там прямым текстом говорится, что простой народ предпочитает церковным службам представления народных артистов.
Кстати, Иоанн Грозный, несмотря на свою глубокую веру очень любил скоморохов и с удовольствием участвовал в представлениях, однако тираном почему-то считают именно его, даже несмотря на то, что при Тишайшем согласно официальным данным было казнено в разы больше людей, чем при Иоанне Грозном.
Причина №2 политическая
Алексей Михайлович — второй по счету царь из рода Романовых. Власть Романовых на тот момент была еще весьма неустойчива, а политика Тишайшего не способствовала народной любви. В годы его правления произошла Никонианская реформа, после которой последовали массовые казни старообрядцев.
Другим крайне негативным изменением для крестьян было закрепление крепостного права. В 1649 году Соборным Уложением были отменены ограничения на срок сыска беглых крестьян. Согласно новому закону даже свободные от долгов крестьяне навсегда теряли право менять место жительства.
Из-за резкой и не всегда удачной политики царя за эти годы произошло множество восстаний, в частности: медный бунт, соловецкое восстание, соляной бунт и восстание Степана Разина.
Скоморохи и гусляры были проводниками общественного мнения и альтернативой независимых СМИ. Они бродили по городам и селам и распространяли предания о былых временах, а также рассказывали народу о том, что происходит в настоящий момент в столице и других городах. Учитывая политику Тишайшего, вряд ли в народе о нем говорили что-то хорошее.
Царю очень важно было сохранить авторитет и навязать рабскую идеологию, а для этого было нужно чтобы народ как можно быстрее забыл свою историю и культуру.
Источник