Руны у многих ассоциируются с архаикой, с чем-то очень и очень древним. Причем, если у людей спросишь, что такое руны, они скажут, что это письменность. В первую очередь, древних германцев, но также были болгарские, венгерские, кёк-тюркские руны.
Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости; они имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для высекания и вырезания. После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей.
Тем не менее, рунами также зовутся эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Происходят эти песни от древних мифов о сотворении мира. Вплоть до ХХ века существовала целая профессия — рунопевцы.
Автор фото Леонид Леонидович Капица, АКССР. Ухтинский р-н, д. Каменное озеро. 1927. Карелы. Фотоархив РЭМ
Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карел, ижор, ингерманландцев и финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле, каннеле и подобных инструментах.
Из рун собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил карело-финский эпос «Калевала» (в 19 веке он ездил по Карелии, общался с рунопевцами, и записывал их руны). Также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».
После Лёнрота многие финские исследователи увлеклись рунами, и вслед за ним, уже в конце 19, первой половине 20 века отправлялись путешествовать по Карелии в поисках не записанных рун.
Руны финны пытались собирать даже во время оккупации Карелии, когда с 1941 по 1944 годы занимали местные деревни, и опрашивали местных жителей об их культуре, досконально все фотографируя и записывая руны, которые те пока еще помнили.
Почему руны так интересовали именно финнов? Потому что финны считали, что культура карелов и финнов практически идентична. При этом финны многие стороны своей культуры к 19 веку не сохранили, а у карел древняя культура не только сохранялась, но и была совершенно живой, встроенной в их быт.
Если вам интересна эта тема, то вот тут, у меня на сайте, можно почитать кое-что о том, как финны в Карелии свою национальную идентичность искали.
Интересно, что рунопевцами были мужчины, а сказителями зачастую — женщины.
Сказ это — не обязательно повествование на некую тему; это могло быть целое представление: «живая, подвижная деятельность, образуемая голосом, артикуляцией, интонацией», с присоединением жестов и мимики. Причем, сказ ведется не от своего лица.
Это «двуголосое» повествование от лица персонажа-рассказчика, построенное на «чужом слове», соотнесенном со словом авторским, с установкой на театрализованное воспроизведение устного, разговорного монолога героя-рассказчика, ориентированного на слушателя.
Также сказ, как я понимаю, отличается от рун тем, что сказ — не имел музыкального сопровождения.
Пример руны (Калевала):
«Я, бывало, слышал речи,
Слышал, как слагались песни.
По одной идут к нам ночи,
Дни идут поодиночке
Был один и Вяйнямёйнен,
Вековечный песнопевец
Девой выношен прекрасной,
Он от Ильматар родился».
Пример сказа (Кривополеновой):
«В солнце знаменье страшное,
В полночь звёзды хвостатые,
Пред зарями земля тряслась,
Шла Орда на святую Русь.
На Руси петухи поют,
Не спит Рязань полуночная,
По стенам не спят караульщики,
По угольным башням дозорщики…»
В наше время сказительниц и рунопевцев не осталось. Кто-то, может, пытается воссоздать те традиции, и петь руны, или слагать сказы, но очевидно, живая традиция уже прервана. И тем не менее, все это не архаика, а недавнее устное творчество, ушедшее от нас лишь в ХХ веке.
Источник